Как правильно наказывать сотрудников
Источник: Секрет фирмы
Мотивация персонала может быть разной, иногда вместо премий и соцпакетов имеет смысл использовать систему негативной мотивации. Выясним, как лучше это делать.
Разработать систему стандартов. Это самое главное, но и самое сложное во всей практике наказаний. Если компания хочет каким-то образом ограничить и направить в нужное русло поведение сотрудника, то сперва надо поставить «флажки», за которые нельзя заходить, а уже потом подключить «электрический ток». Если такую систему не разработать с самого начала, люди будут считать наказания несправедливыми и неэффективными.
Разработать нормативы, то есть размер штрафов. Главный принцип – наказание всегда соразмерно преступлению. Меры должны быть чувствительными и в то же время соответствовать представлениям сотрудников о справедливости. При назначении размера штрафов компании изучают опыт коллег, учитывают размер зарплат персонала, особенности местного рынка труда и т. п. Иногда полезно провести фокус-группы с менеджерами и сотрудниками.
Донести информацию до сотрудников. Разработав систему наказаний, компания должна правильно ее коммуницировать и довести основные положения до сведения персонала. Система должна быть понятной сотрудникам всех уровней, иметь внутреннюю справедливость и логику, чтобы не возникало разночтений. Обычно подобную информацию сообщают на общих собраниях коллектива, чтобы сразу снять вопросы и разъяснить все нюансы новых правил.
Систему наказаний нужно применять последовательно. Если проступок совершен, а сотрудника не наказали или, наоборот, наказали слишком сурово, это может дискредитировать систему в целом. И в дальнейшем компании будет очень сложно убедить людей в справедливости своих решений. Только последовательное применение системы наказаний будет способствовать повышению дисциплины и ответственности сотрудников.
Отслеживать эффективность системы наказаний. Это нужно делать хотя бы раз в полгода или год, потому что практика наказаний не является чем-то застывшим. В случае необходимости компаниям стоит отменять или корректировать некоторые положения. Российские работодатели периодически пересматривают систему наказаний (как и систему положительной мотивации) в зависимости от того, как меняются бизнес-цели организации.
|