Невыспавшийся работник может стать проблемой для работодателя, выяснил американский ученый Брент Скотт, — он раздражителен и хуже справляется со своими обязанностями. Гибкость работодателя в вопросе графика не приводит к прямому росту производительности труда, но увеличивает лояльность сотрудников, считают в российских компаниях.
“Между удовлетворением работой и бессонницей связь прямая”, — утверждает Брент Скотт, ученый из Университета Флориды. Он исследовал, как влияет бессонница на поведение работников. Для этого в течение трех месяцев он тестировал 45 служащих в юго-восточном офисе крупной американской страховой компании. По его наблюдениям, недостаток сна становится причиной не только быстрой утомляемости и сниженной работоспособности, но и раздражительности, несдержанности в отношениях с сослуживцами, нежелания прийти на помощь коллегам. Более того, недосып влияет на инициативность работника, желание самосовершенствоваться. В конечном счете это приводит к неудовлетворенности служащих своей работой, что, по мнению Скотта, прямой сигнал для работодателя о возможности снижения эффективности труда.
Для некоторых российских работодателей выводы Скотта не в новинку. В офисе петербургской IT-компании JetBrains (она занимается разработкой программного обеспечения) есть специальная комната отдыха. “У нас ненормированный рабочий день, поэтому сотрудники проводят на рабочем месте по 12-14 часов в сутки — они не должны испытывать дискомфорт”, — говорит Анна Чернявская, HR-менеджер компании. Причем комната отдыха в компании появилась сразу, поэтому сказать, насколько она влияет на производительность труда, Чернявская не может. В московской IT-компании “Бизнес-консоль”, чтобы плохой сон не мешал работе, отменили требование являться на службу строго к определенному времени. “Некоторые из наших сотрудников от природы совы и, просыпаясь рано, просто не смогут продуктивно работать, — рассказывает Анатолий Белайчук, президент компании, — поэтому мы разрешили рядовым сотрудникам приходить не к 9, а к 11 или даже к часу дня. Ведь нам важен результат их работы”. Белайчук оговаривается, что гибкий график не распространяется на менеджмент. Он не может сказать, как порядок, введенный четыре года назад, повлиял на производительность труда, но отмечает, что он увеличил лояльность сотрудников компании.
Галина Мельникова, генеральный директор консалтинговой компании, отмечает, что недосып служащих, работающих непосредственно с клиентами, может нанести ущерб благосостоянию компании. Невыспавшийся работник способен повлиять на психологический климат в коллективе: “Раздражительность сотрудников может вылиться во внутренние конфликты и сослужить не менее дурную услугу компании, чем потеря клиентов”. Поэтому, по ее мнению, проблему последствий бессонницы и недосыпа нельзя недооценивать.