Где на Руси служить хорошо
Источник: Рокфеллер
Работа в госорганах становится все более и более привлекательной с материальной точки зрения. Причем прельщает она не только потенциальных коррупционеров, но и вполне законопослушных граждан, привыкших жить на одну зарплату.
Уровень оплаты труда в реальном секторе экономики долгое время был предметом зависти и главной причиной увольнений российских госслужащих. Однако в последние годы ситуация серьезно изменилась. Темпы роста зарплат в негосударственном секторе экономики замедлились, а доходы чиновников, напротив, продолжают планомерно увеличиваться на фоне бюджетного благополучия. В минувшем году этот контраст был особенно заметен. Так, по данным Росстата, в зависимости от места работы и занимаемой должности зарплаты госслужащих выросли на 25-40%, тогда как средняя заработная плата в стране — на 21,3%.
Во многом благодаря этому сегодня среднестатистический чиновник официально зарабатывает заметно больше, чем среднестатистический житель России — примерно 12,5 тыс. против 9,4 тыс. рублей по итогам первого квартала 2006 года. Понятно, что свою лепту в существование этого разрыва внесли «серые» схемы, скрывающие реальный уровень доходов населения от официальной статистики. Однако даже если сделать корректировку на выплату зарплат в конвертах, доля которых, по оценке замминистра финансов Сергея Шаталова, составляет около 30% от фонда оплаты труда, то и это не приведет к глобальным изменениям. Получатся весьма схожие цифры — 12,5 тыс. против 12,2 тыс. рублей.
Впрочем, все эти показатели правильнее считать «средней температурой по больнице». Несмотря на формально действующие в России единые принципы и правила оплаты труда госслужащих, доходы чиновников, занимающих одни и те же должности, выполняющих одни и те же функции и имеющих один и тот же стаж, могут различаться в разы.
От Садового кольца до Колымы. Разделительная полоса между российскими чиновниками проходит сразу по двум направлениям. Особо выделяются в данном случае сотрудники территориальных подразделений федеральных органов власти, которых по праву можно считать самыми обделенными чиновниками современной России. Во-первых, сам по себе уровень оплаты их труда строго регламентирован и оставляет желать лучшего. По данным Росстата, в первом квартале нынешнего года «федералы», работающие в регионах, в среднем получали лишь 10,9 тыс. рублей. А во-вторых, их доходы даже близко нельзя соотнести с доходами коллег, работающих в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств и получающих благодаря различным доплатам и надбавкам в 2-2,2 раза больше.
Кстати, примерно так же федеральные власти оценивают работу своих сотрудников в самых неблагоприятных с точки зрения климатических условий регионах страны. В Чукотском автономном округе средняя зарплата федеральных служащих составляет 27,4 тыс. рублей, в Таймырском — 21,3 тыс., в Магаданской области — 20,3 тыс. Иными словами, работу в Москве государство сегодня приравнивает к работе в условиях, приближенных к Крайнему Северу. Правда, это касается только центрального аппарата министерств и ведомств, тем же, кому «посчастливилось» трудиться в расположенных в столице территориальных подразделениях, приходится довольствоваться куда более скромными зарплатами — в среднем 13,3 тыс. рублей.
Таким же образом строятся взаимоотношения региональных властей и органов местного самоуправления. Формально они, конечно, отделены друг от друга, однако в реальности муниципалитеты по-прежнему находятся в полной зависимости от региональных администраций, в том числе и в сфере оплаты труда. Именно поэтому в большинстве регионов страны доходы государственных и муниципальных служащих не идут ни в какое сравнение друг с другом. Лишь в четырнадцати субъектах разрыв между ними составляет менее 30%, тогда как в среднем сотрудники региональных администраций получают на 70% больше, чем муниципальные служащие. Кстати, единственным субъектом Федерации, где доходы «муниципалов» в среднем превосходят зарплаты сотрудников регионального правительства, является Москва — 23,9 тыс. против 22,5 тыс. рублей.
Банки отдыхают. Впрочем, несмотря на достаточно высокий уровень заработной платы государственных и муниципальных служащих в Москве, ее конкурентоспособность достаточно условна, чего нельзя сказать о многих других регионах страны, где намного меньше высокооплачиваемых рабочих мест. В некоторых из них зарплаты чиновников могут конкурировать даже с банковским сектором экономики.
Конечно, доходы топ-менеджеров региональных банков в любом случае превосходят зарплаты губернаторов и вице-губернаторов, однако уже на среднем уровне управления ситуация преображается. Так, руководители департаментов и комитетов в региональных администрациях и их замы сегодня могут рассчитывать на зарплату в 35-45 тыс. рублей, а старшие и ведущие специалисты — на 15-20 тыс. Для Москвы эти цифры не выглядят чем-то из ряда вон выходящим, однако для регионов, не связанных с нефтегазовым и металлургическим бизнесом, они кажутся более чем внушительными.
Не случайно, по все тем же данным Росстата, в половине субъектов РФ ежемесячные доходы региональных чиновников более чем в два раза превосходят среднюю заработную плату и лишь в двух — Татарстане и Ямало-Ненецком автономном округе — слегка недотягивают до этого показателя.
Сотрудники федеральных министерств и ведомств и муниципальные служащие о таком положении могут только мечтать. Лишь в двух регионах зарплата «федералов» более чем в два раза превосходит средний уровень оплаты труда, а сразу в шести существенно уступает ему. Более того, если взять за основу оценку Сергея Шаталова и предположить, что в среднем 30% фонда оплаты труда находится «в тени», ситуация станет еще более показательной. Окажется, что в 37 российских регионах доходы федеральных служащих недотягивают до средней заработной платы. Участь муниципальных служащих еще печальнее — зарплаты «ниже среднего» они получают в 60 субъектах Федерации.
На хлеб, масло и икру. Хотя дело, конечно, не только в конкурентоспособности зарплат чиновников в том или ином регионе страны. Как известно, далеко не всегда быть «богатым» в бедном регионе лучше, чем «бедным» — в богатом. Недаром наилучшим на фоне средней в регионе заработной платы кажется положение федеральных служащих в Усть-Ордынском автономном округе и Дагестане — лишь им удается получать в два раза больше среднестатистических жителей своих регионов. Причины этого — повальная бедность и крайне низкий уровень доходов населения. Достаточно сказать, что в Дагестане средняя зарплата в первом квартале нынешнего года составляла лишь 4,3 тыс. рублей, а в Усть-Ордынском автономном округе — едва превышала 5 тысяч.
Хотя чисто монетарная характеристика в данном случае также не подходит. Очевидно, что важно не количество дензнаков, которое ежемесячно получает тот или иной человек, а сколько товаров и услуг он реально сможет на них купить. Именно поэтому куда более точно привлекательность государственной и муниципальной службы отражает не средний уровень заработной платы, а ее покупательная способность, то есть количество прожиточных минимумов (ПМ), приходящихся на нее.
Получается, что сразу в девяти субъектах РФ муниципальные служащие живут в непосредственной близости от так называемой черты бедности, получая на руки менее двух ПМ. Секрет их выживания понять не так уж и сложно. Большинство этих регионов имеют аграрную специализацию, а значит, велика вероятность, что именно приусадебное хозяйство позволяет местным чиновникам сводить концы с концами.
Не слишком далеко от них ушли муниципальные служащие из еще 47 регионов, «федералы», работающие в 46 субъектах Федерации, и сотрудники региональных администраций — в 10. Их зарплат в среднем хватает на покупку от двух до трех ПМ. То есть в одиночку на эти деньги прожить в принципе можно, однако попытка завести хотя бы одного ребенка заставит перебиваться с хлеба на воду.
Как и стоило предположить, позволить себе безбедную жизнь на одну зарплату могут в основном сотрудники региональных администраций — сразу в 30 регионах их средний доход превышает 5 ПМ. На первый взгляд это может показаться странным, но компанию им составили муниципальные служащие из пяти субъектов РФ. Однако стоит немного присмотреться, и все встанет на свои места. В их число попали лишь регионы, имеющие непосредственное отношение к нефти и газу — Тюменская область и сразу четыре автономных округа: Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский и Ямало-Ненецкий.
Впрочем, в масштабах всей страны прямой взаимосвязи между уровнем экономического развития регионов и заработной платой чиновников не замечено. Так, в первой десятке составленного «Ф.» рейтинга привлекательности государственной и муниципальной службы оказалось сразу шесть субъектов РФ, где высокие доходы чиновников сочетаются со средним уровнем экономического развития. Среди них оказались Рязанская, Волгоградская, Воронежская и Мурманская области, а также Республика Карелия и Хабаровский край.
Более того, среди десяти наименее привлекательных для прохождения госслужбы субъектов РФ оказалось сразу четыре региона с высоким уровнем экономического развития: Вологодская область, Республика Саха (Якутия), Башкортостан и Татарстан. Однако зная о сакральном отношении к власти в трех последних регионах, объяснение этому феномену найти нетрудно.
Ни шагу назад! Излишняя активность региональных чиновников в деле повышения своей заработной платы с завидной регулярностью вызывает недовольство Минфина. Однако добиться сколько-нибудь значимых результатов главное финансовое ведомство страны так и не смогло даже несмотря на солидное подспорье в виде действующего законодательства. Дело в том, что в Бюджетном кодексе РФ достаточно четко прописано, что в субъектах РФ, получающих финансовую помощь из федерального бюджета, средняя зарплата региональных чиновников не может быть выше зарплат работающих там же федеральных служащих. По данным все того же Минфина, сегодня эту норму законодательства нарушают почти все, кто может ее нарушить, — 52 российских региона. Следуют «букве» закона в данном случае лишь совсем бедные субъекты РФ вроде Еврейской автономной области, где на зарплаты чиновникам и так тратится более 5% всех расходов консолидированного бюджета территории.
Правда, реальных механизмов воздействия на региональные администрации у федеральных властей нет. Выявить нарушения — это одно, а заставить перекроить всю систему оплаты труда, принятую на местах, совсем другое. Не помогло даже вмешательство прокуратуры, которая так и не смогла заставить соблюдать закон администрации трех российских регионов: Приморского края, Владимирской и Сахалинской областей.
У федеральных властей остается только одна реальная возможность добиться соблюдения требований Бюджетного кодекса — повышать уровень оплаты труда в своих территориальных подразделениях. На нынешний год запланировано сразу две волны индексации — на 15% и 11%. И хотя это вновь позволит перекрыть темпы роста зарплат в реальном секторе экономики, данных мер будет явно недостаточно. Такими темпами зарплаты федеральных и региональных чиновников сравняются в лучшем случае через пять лет.
Быстрый результат смогут принести лишь радикальные предложения, аналогичные тем, что прозвучали в недавнем заявлении главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова. Едва встав у штурвала российской таможни, он объявил о необходимости увеличения зарплат своим подчиненным в три раза с 1 января 2007 года.
Гладко было на бумаге
Действующее российское законодательство достаточно жестко ограничивает величину окладов государственных и муниципальных служащих. Однако, по словам Людмилы Вагиной из Российской академии государственной службы при Президенте РФ, на долю собственно должностных окладов приходится лишь около 30% доходов чиновников. Все остальное — это различные надбавки и доплаты, которые могут значительно отличаться друг от друга. С одной стороны, федеральными нормативно-правовыми актами, как правило, предусмотрен лишь минимальный размер надбавок. К примеру, величина надбавки за выслугу лет в различных субъектах РФ варьируется от 30 до 70%. С другой — в некоторых регионах применяются доплаты, не предусмотренные федеральным законодательством.
Значительное влияние на средний уровень заработной платы чиновников также оказывает принятая структура должностей. За последние годы сразу в нескольких субъектах Федерации была проведена глобальная реорганизация структуры управления, позволившая минимизировать количество низкооплачиваемых должностей.
РЕЙТИНГ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ*
Место в рейтинге |
Место по величине ВРП на душу населения** |
Субъект РФ |
Индекс привлекательности государственной и муниципальной службы |
Среднемесячная заработная плата в органах государственной власти в I кв. 2006 г., руб. |
|
|
Средняя заработная плата в субъекте РФ в I кв. 2006 г., руб. |
Прожиточный минимум трудоспособного населения в I кв. 2006 г., руб. |
|
|
|
|
территориальные органы федеральной власти |
органы исполнительной власти субъектов РФ |
Органы местного самоуправления |
|
|
1 |
- |
Таймырский АО |
84,88 |
21 292 |
54 933 |
34 866 |
19 971 |
6305 |
2 |
32 |
Рязанская область |
84,56 |
8406 |
30 461 |
9770 |
6771 |
3214 |
3 |
1 |
Тюменская область |
82,08 |
15 033 |
36 076 |
27 160 |
21 306 |
3397 |
4 |
30 |
Волгоградская область |
81,56 |
8745 |
22 773 |
9912 |
6461 |
2989 |
5 |
38 |
Республика Карелия |
80,78 |
15 146 |
20 025 |
15 625 |
9597 |
3839 |
6 |
24 |
Мурманская область |
79,68 |
18 280 |
32 949 |
21 984 |
13 672 |
5137 |
7 |
11 |
Ленинградская область |
78,91 |
9464 |
27 651 |
15 704 |
9401 |
3411 |
8 |
54 |
Воронежская область |
78,47 |
8751 |
20 328 |
7631 |
5721 |
3035 |
9 |
- |
Ханты-Мансийский АО |
78,14 |
17 350 |
55 390 |
31 934 |
23 161 |
5272 |
10 |
44 |
Хабаровский край |
76,77 |
14 896 |
30 147 |
18 267 |
11 117 |
5137 |
11 |
46 |
Калининградская область |
75,94 |
9791 |
20 508 |
13 180 |
7620 |
3651 |
12 |
69 |
Читинская область |
75,58 |
13 621 |
19 775 |
10 742 |
8792 |
3370 |
13 |
78 |
Республика Тыва |
75,06 |
15 051 |
16 658 |
8746 |
8119 |
3466 |
14 |
29 |
Орловская область |
74,46 |
8245 |
14 182 |
9477 |
5857 |
2817 |
15 |
55 |
Ростовская область |
74,12 |
9533 |
18 534 |
8558 |
6298 |
3322 |
16 |
- |
Усть-Ордынский АО |
73,97 |
11 086 |
12 713 |
5226 |
5007 |
3477 |
17 |
18 |
Санкт-Петербург |
73,40 |
12 311 |
27 372 |
17 211 |
11 455 |
4056 |
18 |
64 |
Алтайский край |
73,15 |
10 207 |
12 010 |
6021 |
5462 |
2698 |
19 |
58 |
Камчатская область |
73,06 |
19 663 |
39 498 |
23 771 |
15 537 |
6886 |
20 |
- |
Ненецкий АО |
72,33 |
19 540 |
46 389 |
37 159 |
25 267 |
6171 |
21 |
68 |
Кабардино-Балкарская Республика |
71,87 |
8593 |
9839 |
5798 |
5055 |
2175 |
22 |
15 |
Архангельская область |
71,66 |
14 331 |
25 649 |
13 124 |
10 567 |
4263 |
23 |
77 |
Республика Адыгея |
71,66 |
8785 |
12 607 |
8695 |
5611 |
3140 |
24 |
59 |
Приморский край |
71,45 |
14 435 |
17 351 |
15 636 |
9676 |
4629 |
25 |
6 |
Томская область |
71,39 |
12 184 |
19 889 |
15 531 |
10 314 |
3722 |
26 |
17 |
Оренбургская область |
71,28 |
9945 |
16 923 |
8118 |
6857 |
2954 |
27 |
73 |
Республика Алтай |
71,13 |
12 001 |
14 529 |
8128 |
6518 |
3837 |
28 |
7 |
Омская область |
70,73 |
9873 |
21 117 |
10 499 |
7965 |
3403 |
29 |
16 |
Ярославская область |
70,16 |
8929 |
19 962 |
11 248 |
7934 |
3226 |
30 |
76 |
Республика Дагестан |
70,10 |
9326 |
7009 |
5099 |
4304 |
2800 |
31 |
63 |
Республика Марий Эл |
69,88 |
8426 |
12 763 |
7929 |
5678 |
2870 |
32 |
67 |
Брянская область |
69,69 |
9670 |
12 275 |
6127 |
5622 |
2787 |
33 |
9 |
Красноярский край |
69,55 |
14 323 |
22 525 |
13 045 |
11 030 |
3926 |
34 |
56 |
Владимирская область |
69,38 |
9200 |
16 556 |
8512 |
6583 |
3199 |
35 |
39 |
Краснодарский край |
69,12 |
8906 |
16 872 |
11 159 |
6798 |
3926 |
36 |
|
Корякский АО |
68,86 |
19 351 |
34 555 |
19 135 |
16 096 |
5623 |
37 |
48 |
Республика Хакасия |
68,80 |
14 109 |
14 882 |
8821 |
8595 |
3422 |
38 |
- |
Агинский Бурятский АО |
68,70 |
9594 |
14 266 |
7470 |
5886 |
3477 |
39 |
50 |
Амурская область |
68,47 |
13 041 |
18 232 |
14 787 |
9540 |
4605 |
40 |
53 |
Чувашская Республика |
68,46 |
8908 |
11 793 |
7002 |
5467 |
3000 |
41 |
31 |
Иркутская область |
68,29 |
13 248 |
16 695 |
11 693 |
9708 |
3505 |
42 |
75 |
Ивановская область |
67,86 |
8881 |
12 083 |
7562 |
5680 |
3097 |
43 |
27 |
Нижегородская область |
67,46 |
9696 |
16 813 |
9336 |
7127 |
3500 |
44 |
3 |
Липецкая область |
67,37 |
8304 |
19 190 |
9359 |
7527 |
3006 |
45 |
71 |
Курганская область |
66,62 |
10 209 |
13 403 |
6744 |
6311 |
3153 |
46 |
61 |
Кировская область |
66,37 |
9952 |
11 611 |
7917 |
6210 |
3301 |
47 |
62 |
Ставропольский край |
65,94 |
8880 |
12 890 |
7205 |
5838 |
3206 |
48 |
79 |
Республика Ингушетия |
65,35 |
9987 |
12 302 |
6822 |
6178 |
3206 |
49 |
21 |
Сахалинская область |
65,17 |
18 070 |
40 910 |
17 188 |
16 431 |
6098 |
50 |
33 |
Курская область |
64,89 |
8661 |
9929 |
7489 |
5908 |
2753 |
51 |
26 |
Магаданская область |
63,54 |
20 303 |
21 812 |
19 282 |
16 084 |
5623 |
52 |
72 |
Республика Калмыкия |
63,49 |
8902 |
7230 |
5014 |
4762 |
2810 |
53 |
36 |
Новосибирская область |
63,29 |
11 293 |
15 316 |
8577 |
7927 |
3630 |
54 |
8 |
Чукотский АО |
63,23 |
27 366 |
36 568 |
26 202 |
22 041 |
8410 |
55 |
60 |
Ульяновская область |
63,16 |
8614 |
13 278 |
6365 |
5885 |
3166 |
56 |
49 |
Саратовская область |
62,34 |
8233 |
12 810 |
6587 |
6249 |
2753 |
57 |
28 |
Удмуртская Республика |
61,92 |
9929 |
10 849 |
7641 |
7035 |
2955 |
58 |
74 |
Карачаево-Черкесская Республика |
61,71 |
8379 |
7665 |
6069 |
5189 |
2800 |
59 |
65 |
Пензенская область |
61,64 |
8595 |
10 052 |
5904 |
5514 |
2970 |
60 |
20 |
Кемеровская область |
61,27 |
11 044 |
13 758 |
9858 |
9323 |
3119 |
61 |
2 |
Москва |
60,66 |
13 305 |
22 516 |
23 858 |
16 416 |
5137 |
62 |
34 |
Московская область |
60,20 |
9606 |
19 680 |
13 189 |
10 257 |
3926 |
63 |
22 |
Челябинская область |
59,86 |
10 231 |
13 637 |
8155 |
8292 |
3085 |
64 |
42 |
Тверская область |
59,53 |
8795 |
12 261 |
8022 |
7110 |
3097 |
65 |
35 |
Астраханская область |
59,48 |
9049 |
11 215 |
9204 |
7506 |
3152 |
66 |
25 |
Свердловская область |
59,30 |
10 722 |
15 740 |
10 487 |
9639 |
3523 |
67 |
19 |
Пермский край |
59,20 |
9202 |
17 508 |
8640 |
8415 |
3400 |
68 |
47 |
Тульская область |
59,17 |
8326 |
12 208 |
7976 |
6956 |
3038 |
69 |
13 |
Самарская область |
59,16 |
9015 |
19 101 |
9687 |
8251 |
4099 |
70 |
10 |
Республика Коми |
58,84 |
14 957 |
18 899 |
11 741 |
12 820 |
4173 |
71 |
43 |
Тамбовская область |
58,68 |
8264 |
9528 |
4810 |
5350 |
2826 |
72 |
40 |
Калужская область |
58,63 |
8936 |
13 652 |
7873 |
7492 |
3175 |
73 |
- |
Эвенкийский АО |
58,58 |
17 137 |
25 863 |
18 958 |
15 799 |
6332 |
74 |
66 |
Еврейская автономная область |
57,87 |
12 447 |
11 533 |
9536 |
8709 |
4180 |
75 |
52 |
Псковская область |
57,57 |
9449 |
9274 |
5752 |
6181 |
3127 |
76 |
51 |
Костромская область |
57,49 |
8238 |
10 011 |
7673 |
6701 |
2964 |
77 |
70 |
Республика Северная Осетия |
57,19 |
8293 |
6710 |
4993 |
5128 |
2800 |
78 |
23 |
Белгородская область |
56,99 |
9720 |
9477 |
6946 |
7439 |
2826 |
79 |
57 |
Республика Бурятия |
56,83 |
12 168 |
11 456 |
8382 |
8282 |
4180 |
80 |
14 |
Республика Башкортостан |
56,77 |
9782 |
10 678 |
6500 |
7239 |
3048 |
81 |
12 |
Республика Саха (Якутия) |
56,37 |
18 681 |
18 711 |
14 514 |
14 229 |
6100 |
82 |
- |
Ямало-Ненецкий АО |
56,11 |
19 600 |
30 757 |
30 686 |
32 060 |
5788 |
83 |
4 |
Вологодская область |
55,99 |
9944 |
16 387 |
10 284 |
9799 |
3695 |
84 |
45 |
Смоленская область |
53,73 |
9056 |
10 257 |
6698 |
6984 |
3403 |
85 |
41 |
Республика Мордовия |
51,30 |
8039 |
8333 |
4130 |
5461 |
3214 |
86 |
37 |
Новгородская область |
49,67 |
8671 |
9323 |
7526 |
7841 |
3397 |
87 |
5 |
Республика Татарстан |
48,20 |
8480 |
7616 |
6738 |
7758 |
3000 |
* Данные по Чеченской Республике, Бурятскому АО отсутствуют. ** При расчете ВРП на душу населения. Источники: Росстат, «Финанс.»
У страха глаза велики
Вопреки сложившемуся мнению зарплата чиновников далеко не самая большая статья расходов бюджета — в среднем на эти цели уходит не более 3% его консолидированных доходов. Больше всех на оплату труда государственных и муниципальных служащих тратят в Корякском автономном округе — 6,01% консолидированного бюджета по итогам 2005 года, Еврейской автономной области — 5,62%, Курской области — 5,51%, Хабаровском крае — 5,04% и Ленинградской области — 4,60%. Меньше всех в Москве и Татарстане — лишь 0,93% и 0,79% соответственно.
|