Ваши рекомендации?
Александр Ларин
Источник: Элитный персонал
Работодатели всего мира - люди крайне подозрительные, всячески стараются себя обезопасить: от непрофессионализма, нечистоплотности, очковтирательства, происков конкурентов, криминала, от авантюристов, в конце концов,
Работодатели всего мира - люди крайне подозрительные, всячески стараются себя обезопасить: от непрофессионализма, нечистоплотности, очковтирательства, происков конкурентов, криминала, от авантюристов, в конце концов, или, не приведи Господи, шпионов. И соискателям нужно с этим считаться. А значит, придется вовремя запастись рекомендациями.
Береженого Бог бережет
Когда-то хмурый кадровик, пролистав документы и сурово оглядев вас с ног до головы, требовал характеристику с прежнего места работы, а сегодня милая девушка-HR так же мило оценит ваш костюм, парфюм и прочее и вежливо попросит принести рекомендательное письмо.
Казалось бы, какие еще нужны рекомендации, когда есть трудовая книжка, где зафиксирован весь ваш трудовой путь, есть портфолио, выполненные работы, участие в проектах и т.д. И все же, нравится нам это или нет, предоставление рекомендаций - мировая практика.
Дмитрий Вовк, директор по персоналу компании "Базовый элемент":
- На Западе нет таких трудовых книжек, как у нас, и рекомендательное письмо становится документом, подтверждающим, что человек работал в такой-то организации, в таком-то качестве с такого-то по такое-то время. И одновременно оно дает информацию о деловых и личностных качествах соискателя. Для нас основной документ - трудовая книжка, а в рекомендательном письме бывший работодатель дает понять, насколько эффективно человек работал на данной позиции и как себя проявил.
Что представляет собой рекомендательно письмо? Официальной формы не существует, но есть моменты, которые непременно должны быть оговорены. Прежде всего, необходимо подтвердить, что человек в определенный период работал в компании, и обрисовать его обязанности. Затем нужно отметить, как он себя проявил, оценить его профессиональные качества, а отдельным абзацем - личностные. Дальше можно обозначить позиции, на которых, по мнению рекомендателя, соискатель мог бы проявить себя с наилучшей стороны. И обязательно должна присутствовать фраза примерно такого содержания: если потребуется более подробная информация, пожалуйста, звоните по такому-то телефону.
Ринат Миннуллин, исполнительный директор компании Unistaff:
- Рекомендательно письмо не нужно заверять печатью, а тем более у нотариуса: человек, подписывающий письмо, своим именем подтверждает все сказанное. Но лучше, если письмо будет на официальном бланке компании. Кандидат может попросить несколько оригиналов, чтобы приходить на встречи и отдавать оригинал. Но топ-менеджер в крупной корпорации не будет подписывать, скажем, 15 экземпляров, поэтому можно снять несколько копий, предъявлять новому работодателю оригинал, а оставлять именно копии.
В недавно принятом "Трудовом кодексе" нет даже упоминания о рекомендательном письме. Насколько правомерно требовать подобный документ от соискателя?
Анна Худанова, старший юрист юридической фирмы "Vegas-Lex":
- Несмотря на то, что необходимость представления рекомендательного письма законодательно не закреплена, я думаю, любой работодатель вправе осведомиться о профессиональном опыте и личностных качествах кандидата. Другое дело, что отсутствие рекомендательного письма не должно стать основанием для отказа в приеме на работу. Подобные споры, как правило, решаются в суде, но истец вряд ли сможет что-то доказать. Работодатель всегда найдет оправдание своему решению - например, будет настаивать не недостаточной квалификации соискателя. На этом спор, вероятнее всего, и закончится.
"Что написано пером…" или "слово - не воробей…"
Российские работодатели, похоже, еще окончательно не определились, стоит ли требовать от соискателей рекомендации и в какой форме - письменной или устной.
Дмитрий Вовк: - В большинстве случае при приеме на работу мы не требуем рекомендательного письма, за исключением тех ситуаций, когда в анкете недостаточно сведений или возникли какие-то вопросы по результатам первичного собеседования. Но если соискатель предоставляет такой документ, мы, естественно, обращаем на него внимание. Несмотря на то, что письменная рекомендация - вещь достаточно формальная, в ней может содержаться полезная информация.
Письменные рекомендации, как правило, проверяются - мало ли бродит по свету "детей лейтенанта Шмидта"… Бывает всякое, в том числе и подтасовки. Поэтому когда рекомендательное письмо содержит координаты человека, который вас рекомендует (его телефон или электронный адрес), или вы готовы с любой момент предоставить эти данные, это говорит в вашу пользу - значит, вам нечего скрывать, вы готовы к тому, что предоставленная вами информация будет проверяться, а человек, который вас рекомендует, готов подтвердить все сказанное в письме, ответить на вопросы, дать необходимые разъяснения и комментарии.
Марина Пахомкина, менеджер по работе с персоналом ООО "Филипс":
- Мы не требуем рекомендательных писем. Кандидаты, как правило, готовы предоставить письма, которые содержат только лестные отзывы. Тем не менее, всегда имеет смысл проверить рекомендации у бывшего работодателя, например, у непосредственного супервайзера или в отделе по работе с персоналом. У нас разработана форма подобного телефонного интервью. Поскольку с принятием нового "Трудового кодекса" этот вопрос становится деликатным, мы сначала заручаемся согласием соискателя на проверку его рекомендаций у бывших работодателей.
Ни для кого не секрет, что в большинстве российских компаний получение рекомендаций выглядит примерно так: начальник говорит подчиненному - "Ты сам там напиши, чего надо, а я подмахну…" Это распространенная практика, работодатели об этом знают, и это еще одна причина, заставляющая проверять рекомендации: например, в письме может быть указана одна - формальная - причина увольнения, а на самом деле она совсем иная.
А судьи кто?
Рекомендательное письмо должно давать объективную картину. Но, увы, все мы люди, и любая наша оценка достаточно субъективна, тем более, когда речь заходит о бывших сотрудниках. Рекомендации редко бывают откровенно негативными: как правило, отрицательные моменты преподносятся завуалированно. В конце концов, плохой работник - это пятно на репутации компании, особенно если компания известная - разговорчики пойдут: вот, мол, держат непрофессионалов, людей ненадежных, обучением не занимаются, ничего не делают для того, чтобы человек развивался и т.д.
Рекрутеры, прекрасно понимая, что рекомендации - вещь субъективная, как правило, стараются смягчить ситуацию и не рассказывать клиенту "ужасов" о соискателе. И все же, опытный эйчар о многом может догадаться - и по тону бывшего работодателя, и по тексту, и даже по форме письма.
Марина Пахомкина: - У одного эйчара была такая практика: когда ему звонили и просили рассказать о человеке, которого он считал неважным работником, он отвечал примерно так: "Андрей, Андрей… Не помню такого... я помню только хороших сотрудников..." Мы придерживаемся подобной практики: ни одного плохого слова о бывших сотрудниках. При запросе рекомендаций подтверждаем только факты: даты работы в компании, занимаемую должность, основные обязанности. С удовольствием пишем яркие и развернутые рекомендательные письма хорошим сотрудникам, об уходе которых компания сожалеет.
Важно и то, кем письмо подписано. С одной стороны, подпись под рекомендательным письмом ни к чему не обязывает рекомендателя. С другой строны, человек, подписавший письмо, тем самым расписывается в своей компетентности. Возможно, это еще одна причина, по которой работодатели редко дают откровенно отрицательные отзывы, в крайнем случае - нейтральные.
"В российских компаниях предпочитают отписываться шаблонными фразами, но не наговаривать на человека", - отмечает Ринат Миннуллин. Зная эту особенность нашего менталитета, иностранные работодатели стараются получить рекомендации от экспатов. К примеру, если человек из небольшой фирмы (пусть даже западной) устраивается на работу в компанию такого масштаба, как, скажем, Кока-Кола, работодатель может попросить рекомендации не от непосредственного начальника соискателя, а от главы представительства, поскольку это практически всегда иностранец.
Считается, что экспаты более компетентны, дают правдивую информацию, легко идут на контакт. Правда, с каждым годом их становится все меньше в представительствах иностранных компаний, ключевые позиции занимают российские сотрудники, а к их рекомендациям "западники" относятся с определенным скептицизмом.
Скатертью дорога?!
Разумный начальник понимает, что человека, который решил уйти из компании, вряд ли удержишь угрозой испортить репутацию или оставить без рекомендаций. Но если вам катастрофически не повезло, и начальник достался "неразумный"? Имеет ли он право отказать вам в рекомендациях?
Анна Худанова: - На сегодняшний день не существует правового регулирования этого вопроса. Работодатель может отказаться дать вам рекомендации, и вы ничего с этим поделать не сможете. Но это уже вопрос не юридический, а скорее, этический.
В конце концов, можно попытаться избежать контакта с непосредственным боссом и обратиться к вышестоящему начальнику. Не может быть, чтобы в компании не нашелся человек, готовый дать вам рекомендацию. Можно пойти и другим путем: если ваш босс - человек, скажем, не вредный, но вспыльчивый - дайте ему время остыть. Попробуйте прийти к нему за письмом где-нибудь через месяц как к доброму старому знакомому, с которым волею судеб, увы, пришлось расстаться. Возможно, крепость сдастся без боя…
Но если вы по просьбе нового работодателя не сможете предоставить рекомендации, объяснив это тем, что вы не ладили с прежним руководством, босс уехал, эйчар сменился, и телефоны для связи вы дать не сможете - это, наверняка, вызовет подозрения. Если вам не нравится письмо с последнего места работы - можете его не показывать. Не хотите давать контакт с непосредственным начальником - дайте контакт с кем-то другим, в конце концов, не с последнего, а с предпоследнего места работы. Кстати, чем больше рекомендательных писем вы предоставите, тем лучше. Сошлемся на западный опыт: там запасаются рекомендательными письмами уже со студенческой скамьи.
А что делать, если начальник в письме не пропел вам дифирамбы? Не расстраиваться: рекомендательное письмо не обязательно должно быть хвалебным. Более того, восторженные письма, как правило, не вызывают доверия. Письмо должно отражать реальное положение дел. И это на руку обеим сторонам - не только работодателю, но и соискателю.
Марина Пахомкина: - Необходимо сопоставить информацию о качествах кандидата с требованиями, предъявляемыми к исполнителю данной работы. Например, мы рассматривали соискателя, о котором прежний работодатель с сожалением говорил, что он не лидер, не умеет самостоятельно ставить цели и т.д. Но в то же время он отметил, что как "второе лицо" наш кандидат идеален - надежный, исполнительный. Это им нужен был лидер, а мы как раз искали "второе лицо". Поэтому то, что для них было минусом, для нас оказалось безусловным плюсом.
Итак, вы собираетесь увольняться, подаете заявление об уходе, оформляете соответствующие документы? Так не забудьте попросить рекомендательное письмо: возможно, это ваш пропуск в светлое будущее?
Как составить рекомендательное письмо
Если в объявлении о вакансии говорится о необходимости предоставления рекомендаций, следует отправить рекомендательное письмо вместе с резюме. Когда это специально не оговорено - достаточно отметить в резюме, что вы готовы предоставить рекомендации. Приходя на собеседование, не стоит сразу предлагать интервьеру ознакомиться с рекомендациями. Лучше сделать это в тот момент, когда речь зайдет о причинах ухода с предыдущего места работы.
Рекомендательное письмо оформляется в соответствии с правилами оформления деловых документов: строгий стиль, удобочитаемость, грамотность и аккуратность.
Письмо должно содержать:
- подтверждение факта работы соискателя в данной организации;
- краткое описание должностных обязанностей и карьерного роста;
- характеристику личности соискателя;
- достижения, результаты работы;
- причины увольнения; собственно рекомендации;
- фамилию, имя, отчество, должность рекомендателя и контактную информацию.
Рекомендательное письмо
Г-н Николаев Валентин Дмитриевич работал в компании ABCD с 25 марта 1997 г. по 30 октября 2001 г. Начал с должности ассистента, через полгода занял позицию менеджера, в декабре 1998 г. - старшего менеджера, а с марта 2001 года возглавил отдел.
В.Д.Николаев проявил себя как настоящий профессионал, сильный организатор - предприимчивый, коммуникабельный, умеющий наладить контакты с подчиненными и партнерами. Деятельность г-на Николаева положительно оценивается руководством компании.
В 2001 г. в связи с перепрофилированием компании направление, которое возглавлял г-н Николаев, было закрыто. Полагаем, что г-н Николаев как серьезный специалист может представлять несомненный интерес для компаний, близких по направлению своей деятельности к ABCD. Игнатов Петр Иванович, заместитель директора компании ABCD Тел. 000-00-00, e-mail:ags@ghj.ru
Александр ЛАРИН
|