Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Как разговаривать с инспектором по труду


Анастасия Таничева
Источник:

Государственный инспектор по труду может прийти в любую организацию, независимо от ее численности и специфики деятельности, без уведомления и потребовать предъявить ему более 20 разнообразных документов, предусмотренных трудовым законодательством. Какими правами и обязанностями обладает руководитель предприятия и представитель контролирующего органа?

Необходимо быть готовым к визиту инспекции труда - не только иметь грамотно оформленную трудовую документацию, но и быть подготовленным психологически. Директора, как правило, воспринимают инспектора однозначно - как человека, который обязательно должен найти недочеты и белые пятна в деятельности фирмы. И зачастую забывают, что и у представителя органов госконтроля есть свои обязанности, которым он должен следовать.

Не спешите показывать все запрашиваемые документы, попытайтесь добиться от инспектора письменного запроса, на практике были случаи, когда инспектор просил показать всю (!) документацию отдела кадров за последние два года. Отвечать на письменный запрос гораздо проще, из него видно, что именно пришли проверять госорганы, соответственно можно определиться с возможными санкциями и продумать, как минимизировать потери или вовсе их избежать.

Госконтроль

В соответствии с положениями ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Ох, рано встает охрана

В целях обеспечения деятельности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда Постановлением Правительства РФ было утверждено Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ.

В соответствии с возложенными на них полномочиями органы федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
- осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных актов посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности;
- определяют главные направления и приоритеты деятельности государственных инспекций труда;
- анализировать причины нарушения законодательства РФ о труде и охране труда;
- анализировать состояние и причины производственного травматизма и вносить предложения по их профилактике и многие другие.

Работодатель не дремлет

Инспекторы инспекции труда проверяют соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, производится ли обучение по охране труда и профессиональная подготовка по охране труда.

В соответствии со ст. 14 ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов;
- применение средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
- приобретение за счет собственных средств и выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников и проверку их знаний требований охраны труда, недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;
- проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров;
- недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление органам государственного управления охраной труда, органам государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование в установленном Правительством Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- беспрепятственный допуск должностных лиц органов государственного управления охраной труда, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда в организации и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законодательством сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Проведение проверки

В соответствии с положениями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" мероприятия по проведению контроля могут носить как плановый, так и внеплановый характер. Плановая проверка может проводиться не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся по сообщениям граждан и организаций об имеющих место нарушениях на данном предприятии/организации, или в случае возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, также внеплановые мероприятия по контролю могут проводиться по мотивированному решению органа госконтроля.

Мероприятия по контролю (надзору) проводятся на основании распоряжения (приказа) органов госконтроля.

В таком распоряжении обязательно должно быть указано:
- наименование органа, проводящего проверку;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего мероприятие по контролю;
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении проверки;
- наименование юрлица, в отношении которого проводится проверка;
- цели, задачи и предмет проверки;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, вместе со служебным удостоверением, руководителю организации/предприятия или его представителю.

Недопустимо проведение мероприятий по контролю (надзору) иными должностными лицами, о чем указано в распоряжении (приказе) на проведение проверки.

О защите прав юрлиц

При проведении мероприятия по контролю (надзору) необходимо помнить о положении ст. 8 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля", где указаны ограничения при проведении проверки. Недопустимо истребование документов, не являющихся объектами мероприятий по контролю и не относящихся к предмету проверки.

Так, при проведении проверки должностные лица органов госконтроля не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Что содержится в акте

Результат проверки оформляется актом, который составляется в двух экземплярах и должен содержать:
- дату, время и место составления акта;
- наименование органа госконтроля;
- фамилию, имя, должность лица, проводившего проверку;
- наименование проверяемого юрлица, должность представителя юрлица, присутствовавшего при проведении проверки;
- дату и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка;
- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
- отметку об ознакомлении/отказе в ознакомлении с актом представителя юрлица;
- подпись лица, проводящего проверку. К акту прилагаются другие документы о сборе образцов проб продукции, протоколы проводимых исследований, объяснения должностных лиц проверяемого юрлица.

Экземпляр акта со всеми приложениями вручается представителю юрлица или направляется по почте.

Неповиновение и воспрепятствование

Если в результате проведенного мероприятия по контролю выявлено административное правонарушение, должностным лицом органа госконтроля оформляется протокол о правонарушении и даются предписания к его устранению.

Статьей 5.27 КоАП РФ налагается ответственность за нарушение трудового законодательства в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц, в размере от 5 до 50 МРОТ (точную сумму установит госинспектор в зависимости от тяжести поступка), а при повторном нарушении трудового законодательства предусмотрена дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности на срок от одного до трех лет.

Так, согласно ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего госконтроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом своих полномочий влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа.

Что спросит инспектор

Трудовой инспектор может и имеет право истребовать предусмотренные ТК РФ и обязательные для всех организаций документы. Обычно инспектора начинают проверку с изучения учредительных документов (свидетельство о регистрации, устав и т. д.), затем трудовики переходят к проверке непосредственно "трудовой" документации, к ней относят:
- трудовой договор (должен содержать в себе все существенные условия, указанные в ст. 57 ТК РФ, а также иметь дату составления, порядковый номер и быть зарегистрированным.

Довольно много нарушений находят инспекторы и в содержании договора, в договоре обязательно должны быть перечислены права и обязанности работника, при этом сами инспекторы советуют не ссылаться на должностную инструкцию. Устанавливая испытательный срок, нельзя уменьшать на этот период зарплату сотрудника, в противном случае при проведении проверки вас обяжут доплатить недостающую сумму (ст. 70 ТК РФ). Отсутствие трудового договора у работника является серьезным нарушением трудового законодательства; трудовые книжки (работодатель обязан оформить трудовую книжку на каждого работника, проработавшего более пяти дней (п. 3 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225), за исключением совместителей. Необходимо помнить о том, что нельзя выдавать на руки работнику его трудовую книжку, даже получив от него расписку, отсутствие трудовой книжки у работодателя является основанием для наложения штрафа (см. Правила ведения и хранения трудовых книжек и ст. 62, 65 ТК РФ);

- приказы по личному составу (приказы о приеме на работу, переводе на другую должность, предоставлении отпуска, вынесении взыскания и другие);
- график отпусков - ст. 123 ТК РФ (утверждает руководитель предприятия/организации не позднее чем за две недели до начала календарного года. Форма этого документа утверждена Постановлением Госкомстата от 06.04.01 г. № 26).
- штатное расписание - ст. 57 ТК РФ (штатное расписание составляется на конкретную дату, утверждается и вводится приказом руководителя организации/предприятия, для этого чаще всего используется форма, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 06.04.01 № 26. Принять сотрудника по трудовому договору возможно только на предусмотренную штатным расписанием должность и в указанное в нем структурное подразделение организации);
- правила внутреннего распорядка - ст. 189 ТК РФ (для данного документа не существует унифицированной формы, он так же, как и предыдущий документ, утверждается подписью руководителя и не требует издания специального указа. В правилах внутреннего распорядка оговорен порядок приема и увольнения работников, режим работы, перерывы для отдыха и питания, отпуска и порядок выплаты заработной платы (обязательно два раза в месяц) и другие условия труда и охраны труда. Выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца обязывает нас ст. 136 ТК РФ, за нарушение этой статьи трудовой инспектор вправе не только оштрафовать компанию и директора, но может обязать организацию выплатить компенсацию всем работникам за все просрочки. Компенсация исчисляется исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки, таким образом проценты придется заплатить за полгода, в случае если на протяжении года фирма платила зарплату один раз в месяц);
- документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников (утверждается и вводится в действие приказом руководителя организации. Документы, устанавливающие порядок обработки персональных данных работников, а также документы об их правах и обязанностях в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ), являются новыми в законодательстве. Несмотря на то, что ТК РФ требует, чтобы работники и их представители были ознакомлены с этим документом под расписку, в большинстве организаций они до сих пор не разработаны. Начать работу в данном направлении можно с составления положения (инструкции, правил и т. п.) о защите персональных данных работников. В Положении следует указать цель и задачи организации в области защиты персональных данных; раскрыть их понятие и состав; показать, в каких структурных подразделениях и на каких носителях информации накапливаются и хранятся эти данные. Важно отметить, каким образом осуществляется сбор персональных данных (п. 3 ст. 86 ТК РФ), кто в организации (по должностям) имеет к ним доступ, как обрабатываются и используются эти данные и как они защищены от несанкционированного доступа не только внутри организации, но и относительно представителей других организаций);
- коллективный договор (в настоящее время подписанный и одобренный собранием трудового коллектива договор не обязателен, однако инспекторы часто рекомендуют работникам его заключать, и если ваши сотрудники решат заключить коллективный договор, то работодателю придется с этим смириться, поскольку за уклонение от заключения данного договора законодательством предусмотрена ответственность для работодателя. А если на предприятии уже есть коллективный договор, то обязательно нужно учитывать его положения, и не допускается прописывать в трудовом договоре условия, ухудшающие положение работника по сравнению с коллективным договором).

Спецификация, однако

ТК РФ предусматривает и некоторые другие локальные нормативные акты, учитывающие спецификацию предприятия/организации. Так, например, положение об оплате труда (ст. 135 ТК РФ) - этот документ нужен, чтобы пояснить, почему люди, имеющие одинаковую должность, получают разную зарплату. Если в организации люди с одинаковой должностью получают равную зарплату, достаточно штатного расписания, также могут быть приняты: Положение о стимулирующих выплатах (премировании, надбавках, доплатах и т. д.) - ст. 144 ТК, график сменности - ст. 103 ТК РФ, нормы труда - ст. 162 ТК РФ и другие локальные нормативные акты.

На основании ст. 68 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации локальными нормативными актами, за исключением штатного расписания, сотрудник может только потребовать выписку из расписания о том, сколько получают работники, занимающие должность, аналогичную его собственной.

Естественно, что помимо прямо указанных в ТК РФ документов в организации/предприятии могут быть и не предусмотренные Кодексом, предназначенные для управления персоналом документы. 01.07.03 вступил в силу ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", содержащиеся в данном документе требования можно применять для оформления делопроизводственных документов.

Ответственность за нарушение

Кроме непредставления документов должностному лицу органа госконтроля на работодателя налагается административная ответственность в следующих случаях:
- нарушение Положения ТК РФ и ФЗ "Об основах охраны труда в РФ" от 17.07.99 № 181-ФЗ, "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" № 175-ФЗ от 23.11.95, "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.98 № 125-ФЗ и прочего законодательства о труде - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). К нарушению законодательства о труде относят:
- нарушение прав профессиональных союзов (ст. 378 ТК РФ);
- воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда, в частности неисполнение предъявляемых ими предписаний, применение угрозы насилия или насильственные действия по отношению к самим инспекторам (ст. 363 ТК РФ). На основании ст. 19.4 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего госконтроль, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати МРОТ.
- за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора (соглашения) либо нарушения установленного срока проведения переговоров, а равно не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки (ст. 5.28 КоАП РФ) - наложение административного штрафа в размере от десяти до тридцати МРОТ;
- за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) предусмотрена санкция в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти МРОТ, а на юридических лиц, от пятидесяти до ста МРОТ (ст. 13.11 КоАП РФ);
- за непринятие по постановлению органа, рассмотревшего дело об АП, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти МРОТ (ст. 19.6 КоАП РФ);
- за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление в государственный орган сведений в неполном объеме или в искаженном виде (за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.8, 19.9 КоАП РФ) - наложение
административного штрафа на должностных лиц от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ (ст. 19.7 КоАП РФ).

Многие другие обязанности возложены на работодателя, за нарушение которых на должностных лиц накладывается административный штраф в соответствии с положениями КоАП РФ.

Больше 100 человек

Работодатель обязан обеспечить на предприятии безопасные условия и охрану труда (ст. 212 ТК РФ). При проведении проверки инспекторы в первую очередь проверят, ознакомлены ли сотрудники с правилами техники безопасности, поэтому лучше проинструктировать работника одновременно с заключением трудового договора и получить от работника письменное подтверждение проведения инструктажа.

Для некоторых категорий работников предусмотрены предварительные, а затем и регулярные медицинские осмотры, которые организовываются за счет работодателя. В случае нарушения указанных норм инспектор по охране труда вправе наложить штраф.

На производственном предприятии с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

В целях реализации трудового законодательства Постановлением Минтруда России от 13.01.03 утвержден порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций. На основе п. 1.3 Порядка федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования к организации и проведению обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников подведомственных им организаций. Министерство труда и социального развития РФ разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда. Обучение проходит в соответствии с п. 2.3.2 Порядка в обучающих организациях федеральных органов исполнительной власти в области охраны труда.

Сами с усами

Объем полномочий, предоставленный сотрудникам инспекции труда, можно оценивать по-разному, но определенно в области охраны труда складывается курьезная ситуация: трудовая инспекция не только создает нормы, но контролирует их выполнение и налагает санкции за их нарушение.

Трудовая инспекция обязывает инструктировать и обучать персонал по технике безопасности и охране труда, данное обучение проводится под эгидой самой трудовой инспекции и ей же проверяется. Следует подчеркнуть, что это не инициатива каждого конкретного трудового инспектора, а действия в соответствии с законодательством. Помимо всего прочего, трудовой инспектор вправе отстранить от работы сотрудника, не прошедшего инструктаж, читай - остановить производство. Руководители и специалисты организаций проходят очередную проверку знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года, однако по требованию должностных лиц федеральной инспекции труда, других органов надзора и контроля может проводиться внеочередная проверка независимо от срока проведения предыдущей проверки, объем и порядок процедуры внеочередной проверки знаний требований охраны труда определяется стороной, инициирующей ее проведение.

Наравне со службой охраны труда в организации ТК РФ устанавливает и наличие комитетов (комиссий) по охране труда (ст. 218 ТК РФ), данный орган не обязателен и создается по инициативе работодателя и (или) работников или их представительного органа, и в его состав на паритетной основе входят представители работодателя и профессионального союза или иного уполномоченного работниками представительного органа. Целесообразность создания в одной организации двух практически дублирующих друг друга органов нам представляется сомнительной.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru