АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ: «ГЛАВНОЕ — ЭТО РАБОТА, КОТОРАЯ ПРИНОСИТ РАДОСТЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ…»
Татьяна Никишина
Источник: Работа и зарплата
Его называют музыкальным критиком № 1 в России, а он себя — «бонвиваном» (человеком, который любит хорошо и весело жить). При всех своих высоких постах он утверждает, что карьеру никогда не делал, ведь это удел слабых. У сильных получается все само собой. А еще этот вальяжный господин жизненные удовольствия ставит выше любой работы и говорит, что наибольший кайф ему доставляют путешествия с дочерью Александрой.
— Артемий, когда мы с вами договаривались об интервью, вы сказали, что карьеру никогда не делали и что это не имеет к вам никакого отношения. Выходит, слова «карьера» и «карьерист» для вас ругательные?
— Все зависит от мотивации. Если человек делает карьеру для того, чтобы самореализоваться, принести пользу, проявить свои таланты, — это прекрасно и замечательно. А если он стремится лишь к власти и деньгам, чтобы потом с их помощью ставить себя выше других и по возможности давить всех пятками, то к таким я отношусь без малейшей симпатии. На мой взгляд, продвигаться по службе полезнее людям слабым и бесхребетным. Им так легче организовывать собственную жизнь. Что касается людей сильных, то у них карьера или делается сама собой, или не делается вообще.
— Раз вы никогда не делали карьеру, то, выходит, вы сильный человек?
— На самом деле я ценю слабых, гибких, вальяжных и ленивых людей. Просто во мне есть некий стержень, который при всей вальяжности и лености помогает мне неплохо справляться со всеми жизненными обстоятельствами.
— Что это за стержень?
— Я не могу сформулировать это одним словом. Сюда относится характер, менталитет, ум, хорошая интуиция…
— Вы человек, который любит хорошо пожить и ставит жизненные удовольствия выше работы. У вас всегда так получается?
— Я всегда стремился выбирать такую работу, которая бы доставляла мне удовольствие. Практически все мои занятия — продолжение хобби. Так, мне нравится писать, я люблю о чем‑то рассказывать, обожаю музыку, мне по душе делать музыкальные проекты…. Вся моя работа вокруг этого вращается.
— Многим бы хотелось получать сплошное удовольствие от труда, но не у всех получается…
— Моя участь в этом смысле достойна зависти. Думаю, что многие (если не все) хотели бы жить таким образом.
— У вас это само собой получилось или вы нашли какой‑то ход?
— Специально ничего я не искал. Просто всегда точно знал, что мне нравится, а что нет, что мне хочется делать, а что нет. Из‑за лености я никогда не заставлял себя действовать так, как мне не надо. Если же чего‑то не удавалось, то сидел и дожидался того счастливого момента, когда можно будет спокойно отдаться любимому занятию.
— Если бы другой человек поступал таким же образом, то у него тоже все получилось бы?
— Трудно сказать, что произошло бы с другими людьми. Могу дать лишь совет начинающим жизнь: всегда стремитесь к тому, чтобы ваша работа приносила вам радость и делалась вами с удовольствием. А получится или нет — зависит от того, на какие жертвы вам ради этого придется идти. Надеюсь, у вас хватит терпения и себялюбия, чтобы продавливать свою жизненную позицию.
— Если вы живете в свое удовольствие, то депрессий у вас не бывает?
— Бывают. Просто они обычно связаны с событиями, которые меня лично не касаются. Последний раз у меня была серьезнейшая депрессия (я целый месяц ходил в полном сумраке), когда произошла жуткая трагедия в Беслане. Я наблюдал за событиями по телевизору и переживал. Что касается моей собственной жизни, то тут депрессий я не припомню.
— Вам известно лекарство от уныния?
— Поскольку я человек умственный, то для меня оптимальный способ борьбы с унынием — это анализ и самоанализ. Если мне плохо, я с максимальной дотошностью начинаю разбираться в причине депрессии. И если такое удается — становится легче.
— Допустим, вы проанализировали ситуацию и нашли причину. Что дальше?
— Если я прихожу к выводу, что как‑то могу повлиять на ситуацию, то стараюсь ее изменить. А если вижу, что это не в моих силах, просто переживаю. Как говорится, время лечит.
— Вас называют музыкальным критиком № 1. Вы действительно лучший?
— Я был первым музыкальным критиком международного типа в СССР. Люди, которые писали о популярной музыке до меня, — это музыковеды советской школы, которые оценивали ее или с точки зрения чистого музыковедения, или с партийно-идеологической. А вот лучший я или нет — мне трудно сказать. У нас в стране есть молодые ребята, которые пишут не хуже меня.
— Вам лестно, когда вас так называют?
— Наоборот, меня это даже коробит. Мне не нравится публичное признание моих достоинств. Я очень спокойно к себе отношусь и никогда не стремился ни к каким почестям и званиям.
— А вам самому как бы хотелось, чтобы вас называли?
— Веселый парень.
— И все?
— Мне бы хотелось иметь репутацию порядочного и неглупого человека.
— Рок-музыкой вы увлеклись еще в школьные годы. А почему вы взялись за перо, а не за гитару?
— Вокально-гитарные увлечения у меня тоже были. В начале 80‑х я даже играл в довольно известной группе «Звуки Му». А не стал я музыкантом потому, что мне было очень скучно репетировать. Любой музыкант вынужден десятки раз проигрывать одну и ту же партию. Меня же это просто бесило.
— В любом деле есть место рутине. Даже когда вы пишете…
— Не соглашусь с вами! Писанина — это мое занятие, ведь каждый раз можно придумывать совершенно разные вещи.
— По образованию вы математик-экономист, окончили экономико‑статистический институт. Чем был обусловлен ваш выбор?
— Мне не очень хотелось идти в армию. А поскольку учился я в крутой математической школе, то поступить на «экономическую кибернетику» мне было очень легко.
— Получение диплома как‑то помогло вам в жизни?
— Не будь диплома, вряд ли я смог бы устроиться работать младшим научным сотрудником в институт истории искусств. Что касается полученных в вузе знаний, то они помогли мне в жизни в меньшей степени, нежели сведения, добытые путем самообразования.
— Как вы считаете, чтобы стать музыкальным критиком, надо что‑то оканчивать?
— Консерваторское образование музыкальному критику не нужно, а вот прослушать мой спецкурс в МГУ под названием «Музыкальная журналистика» не помешает. В любом случае, чтобы стать хорошим музыкальным журналистом, нужно иметь определенный талант, склонность и знание музыки.
— Вы преподаете в двух университетах: в МГУ учите журналистов, а в университете управления будущих продюсеров шоу-бизнеса. Для чего вам самому это нужно?
— От преподавания я получаю чувство морального удовлетворения. Как ввязался в это дело четыре года назад, так еще ни разу не пожалел. С одной стороны, преподавание — очень занятный и живой процесс, а с другой — мне кажется, что своими лекциями и семинарами я приношу определенную пользу студентам.
— Вы строгий педагог?
— Нет. Я очень либеральный преподаватель. Мои занятия проходят в веселой вольнолюбивой обстановке. Поскольку я сам был очень плохим студентом, то не чувствую себя вправе драть три шкуры с других.
— Выходит, двойки не ставите?
— Нет, но им надо сильно постараться, чтобы получить у меня четверку. Я не люблю откровенную халтуру. Поэтому, когда приносят работы, которые я не могу иначе квалифицировать, как отписку, выше тройки получить у меня невозможно.
— Какой род деятельности является для вас сегодня основным источником дохода?
— Журналистская и деятельность радиоведущего. Еще я концертный промоутер.
— Про вас говорят, что вы не можете ограничиться одним видом деятельности и, мол, из‑за этого часто меняете место работы. Не считаете, что разбрасываетесь, и если бы занимались чем‑то одним, то достигли бы наибольших высот?
— Если бы я думал об успехе, то целенаправленно бил в одну точку и, может быть, к сегодняшнему дню я, например, стал бы министром культуры. Но это неинтересно. Мне нравится заниматься абсолютно разными вещами. Благо в моей жизни постоянно возникают какие‑то новые соблазны. Вот недавно позвонили и предложили сняться в новом фильме Андрея Кончаловского «Глянец». На что я сказал: «Почему бы и нет? Давайте, присылайте сценарий». Мне интересна жизнь в самых разных ее проявлениях. Если что‑то предлагают и это мне кажется интригующим и забавным, то я с большим удовольствием соглашаюсь, совершенно не задумываясь над тем, что это не мое дело, что это вредит моему имиджу или что я к этому профессионально не готов.
— Как бы вы ни отрицали карьеру, но в 1991–1994 годах вы занимали солидную должность, были главным редактором музыкальных программ для молодежи ВГТРК. Вам понравилось быть начальником?
— Нет, я плохой руководитель. Я хороший координатор, тактик и стратег, но я не умею давить на людей. А поскольку я сам не подчиняюсь дисциплине, то мне очень трудно требовать от других того, что я никогда не требую от себя.
— Тогда зачем целых три года занимались нелюбимым делом?
— В работе большого начальника были некоторые аспекты, которые меня очень грели. Так, мне нравилось придумывать новые программы, запускать их на ТВ, привлекать к работе талантливых людей и давать им возможность для самореализации. Это была такая кисло‑сладкая компромиссная работа.
— Если посмотреть вашу биографию, то можно заметить, что вас много раз увольняли. Вам было все равно или переживали?
— За всю мою жизнь меня уволили лишь два раза, во всех остальных случаях я уходил сам. Первый раз это произошло в 1983 году. Я вылетел из института искусств по политической статье. Для моих родителей это был большой удар, и я за них тогда очень переживал. А вот когда меня попросили уйти с радиостанции «Европа плюс» (мои музыкальные вкусы сильно распугали рекламодателей), где я два года вел свою передачу, сильных эмоций не было.
— Вы выступаете за жизнь, которая бы приносила как можно больше удовольствий. А существует ли пример такого человека, которому бы это удалось в наи-большей степени?
— Я восхищаюсь творческими людьми. С одной стороны, они живут вольготно и поют, как птички, создавая при этом свои песни, романы, картины, с другой — признаны и успешны. Такая жизнь мне по вкусу! Что касается таких промежуточных профессий, как музыкальный критик, то, пожалуй, кроме себя я не знаю симпатичных примеров.
— Что больше всего в жизни вам приносит удовольствие и интерес?
— Больше всего мне нравится путешествовать со своей дочерью Александрой. В прошлом году мы полтора месяца провели в Италии, а теперь я мечтаю отвезти Сашу в Южную Америку, где у меня много друзей и знакомых.
|