В резюме врет каждый третий
Источник:
Более 30% россиян, ищущих работу, опускают в резюме значимые факты биографии или откровенно врут. Проку от этого никакого: обман выходит наружу, а соискатель попадает в черные списки кадровых агентств. А если обман удается скрыть, то это грозит еще большими неприятностями.
Не так давно ко мне на собеседование пришла милая женщина, которая в своем резюме в графе “образование” написала”окончила Баумановскую академию по специальности “финансовый менеджмент” в 1986 г.“, — рассказывает Александр Казаков, заместитель гендиректора кадрового агентства Exclusive Personell. — Женщина просто не подумала, что ее обман очевиден: на заре перестройки таких специальностей-то в стране не было”.
По мнению рекрутеров и работодателей, обычно вранье в резюме выглядит не смешно. Согласно недавно опубликованным данным сервиса ResumeDoctor.com, 43% резюме — правда, в США — содержат одну или более “существенных ошибок”. В России их не меньше. “Более 30% поступающих нам резюме содержат либо ошибки, либо сознательное вранье”, — говорит Иван Кузнецов, старший консультант по персоналу рекрутинговой компании “Планета кадров”. По его мнению, обман в графе “образование” встречается не так уж часто. Чаще всего привирают соискатели работы в вопросах, касающихся трудового стажа и опыта.
“Обычно места работы, где человек числился менее трех месяцев, стараются не упоминать в анкетах, — говорит Кузнецов. — Работодатели не любят "летунов", ибо такие работники ненадежны — они либо не уживаются в коллективах, либо постоянно ищут места потеплее. Разумеется, резюме "летунов" мы рассматриваем в последнюю очередь”. По мнению Кузнецова, на втором месте в рейтинге популярности анкетных обманов — указание неверного адреса регистрации по месту жительства, т. е. “прописки”.
Татьяна Чернозуб, управляющий партнер кадрового агентства Flex, отмечает, что в последние полгода особенно часто стали встречаться “не то чтобы ложные сведения, но скрытия существенных фактов”: соискательницы не рассказывают о своих семейных планах, а получив работу, уходят в декретный отпуск. “За последние три месяца у нас уже было несколько таких случаев”, — говорит Чернозуб. Для ее бизнеса такое происшествие всегда чрезвычайно, потому что клиенты требуют бесплатную замену.
Самую частую ложь — опыт — почти всегда раскрывают во время собеседования. Чернозуб, впрочем, вспоминает из своей практики случай, когда человеку удалось устроиться на работу продакт-менеджером (отвечать за бренд и маркетинг) в известную западную фармацевтическую компанию без соответствующего опыта. Через собеседование он прошел потому, что до того работал ассистентом маркетолога, где и нахватался правильных слов, но “делать ничего не умел”. Правда вышла наружу позже, когда его некомпетентность стала столь очевидной, что решили все перепроверить.
“С выяснением образования бывают сложности, — говорит Кузнецов из “Планеты кадров”. — Некоторые из прежних вузов или училищ сегодня либо перепрофилированы, либо перестали существовать. Во многих же из тех, что остались, в 1990-х были проблемы с документацией. Тем не менее нам удается проверить и эти данные, однако на моей практике не было ни разу обмана в графе “образование”. Максим Червяков, начальник отдела рекрутинга компании “Формтайм Персонал”, считает, что скрывают название оконченного учебного заведения чаще всего выходцы из военных вузов: “К военным работодатели относятся либо очень доброжелательно, либо резко отрицательно”. “Недавно к нам пришел выпускник Академии ФСБ, который выдал себя за выпускника Юридической академии, — вспоминает Червяков. — Правда выяснилась лишь на собеседовании в компании, которая брала его на работу”. По словам Червякова, люди нередко врут про “иные навыки, в основном компьютерные”, и владение иностранными языками, “но это легко проверить при первой же встрече”.
По мнению Елены Пузановой, консультанта отдела по работе с корпоративными клиентами кадрового агентства “Анкор”, сегодня часто искажают информацию в резюме о семейном положении: есть компании, которые серьезно относятся к семейным ценностям и считают разведенного кандидата ненадежным работником. Однако она не склонна разделять мнение коллег о том, что распространенные неточности в послужном списке — это злоумышленный обман: “Часто работники не хотят упоминать те компании, опыт работы в которых, по их мнению, не относится к данной позиции, либо просто опускают незначительные, на их взгляд, факты, места приработка”.
Светлана Гостева, консультант отдела рекрутинга компании Flex, говорит, что зачастую, занимаясь поисками работы, люди просто пытаются приукрасить свои былые заслуги. “Они пишут: "Занимался финансовым анализом такого-то бренда", в то время как его участие в проекте — не более 20%”. Между тем рекрутеры к анкетам относятся более чем серьезно. К примеру, по словам Ивана Кузнецова из “Планеты кадров”, если в резюме выявлен обман — с его автором обычно не разговаривают либо разговаривают в последнюю очередь, предлагая ему невысокие должности. Александр Казаков из Exclusive Personell рассказывает, что его компания годами следит за историей своих клиентов и если специалисты видят, что информация в анкетах существенно изменилась, с подозрением относятся к таким персонам и опасаются предлагать их кому-либо из работодателей.
Ирина Шумакова, недавно приступившая к обязанностям менеджера по логистике компании Novartis Consumer Helth, говорит, что никогда не позволила бы себе врать в резюме, однако не считает, что для резюме обязательно быть точным: “Всю интересующую информацию о квалификации специалиста работодатель обычно получает после собеседования, а в анкетах многого просто не напишешь”.
Впрочем, если ложь в резюме раскрыли, это скорее удача для соискателя. “Ст. 81 п. 11 Трудового кодекса позволяет работодателю в два счета уволить человека за предоставление при приеме на работу заведомо ложных сведений, даже если он пять лет успешно трудился в компании”, — напоминает независимый юрист Олег Шеврин. Чернозуб из Flex рассказывает, что, когда фармацевтическая компания уволила завравшегося “продакт-менеджера”, суд, в который он обратился с целью восстановиться на работе, встал на сторону работодателя.
|