Интервью - не превращайте плюсы в минусы!
Светлана Иванова
Источник: Элитный персонал
В последние годы все больше кандидатов ищут работу всерьез и надолго и все больше работодателей стремятся найти сотрудников на многие годы, развивать их и «растить» внутри компании. От того, насколько правильно будет
В последние годы все больше кандидатов ищут работу всерьез и надолго и все больше работодателей стремятся найти сотрудников на многие годы, развивать их и «растить» внутри компании. От того, насколько правильно будет пройдено интервью, зависит, найдут ли кандидат и компания друг друга.
За свою карьеру мне довелось провести около 9000 интервью, причем на вакансии и в компании самого различного уровня. И самым обидным было наблюдать ситуацию, когда действительно хороший кандидат неудачно проходит это испытание и портит впечатление о себе. Особенно ярко это может проявляться при многоступенчатых интервью: во время собеседований с несколькими разными людьми и в несколько этапов. И все же неудач и типичных ошибок можно и стоит избегать.
Что искажает впечатление? • Сильное волнение. Это состояние вполне понятно, особенно если очень хочется попасть именно в эту компанию. Вспомните, когда вы сдавали особенно важные и сложные экзамены в школе и институте, ваши оценки были лучше, чем знания, хуже или точно им соответствовали? Если оценки соответствовали знаниям или превышали их, то волнуйтесь на интервью на здоровье. Это значит, что стресс вас мобилизует и вы можете добиться даже большего, чем в спокойном, расслабленном состоянии.
Если же от волнения вы заговаривались, краснели, путали слова и забывали очевидное, то вам надо подготовиться к интервью. Во-первых, сказать себе: «Даже в худшем случае я ничего не теряю: просто не приобретаю». Во-вторых, накануне интервью принять легкое успокоительное, посоветовавшись с доктором. В-третьих, вспомнить все свои сильные стороны и успехи: это помогает настроиться позитивно. В-четвертых, не репетировать многократно ответы: опытному интервьюеру это будет очень заметно. Если вам все-таки не удалось справиться с волнением, думайте о том, что оно может даже польстить интервьюеру: ему будет приятно, что вы так заинтересованы в работе именно в его компании.
• Некомфортный имидж. Выбранный вами имидж может существенно усилить волнение и дискомфорт во время интервью и, как следствие, привести к неадекватным ответам на вопросы. С чем это связано? Кандидат хочет произвести максимально благоприятное впечатление, подбирает одежду и аксессуары, женщина может менять тип макияжа или укладки. Причина этого - желание соответствовать разным типам имиджа в той или иной сфере, где человек работает сейчас или где хочет работать. А возможно, соискатель одевается «как на парад». В итоге - зажатость, неудобство. Лучше всего избегать кардинальных перемен в ответственных ситуациях. Вы можете слегка изменить или добавить какие-то детали, например, надеть блузку более темного цвета или темный галстук, но не надо делать резких движений от привычной свободной формы одежды к суперстрогому офисному костюму или же наоборот.
• Навязывание лишней информации. Это случается довольно часто. Связано, думаю, с тем, что кандидат хочет продемонстрировать свои навыки коммуникации и презентации во всей красе. В реальности интервьюер получает вместо краткого ответа из одного-двух предложений, которого он ожидал, длинное повествование. А ведь нет ничего хуже обманутых ожиданий.
Приведу два случая из жизни. В первой ситуации на вопрос: «Что заставляет Вас искать новую работу?» - я получила ответ, который занял сорок пять минут. Интервью шли в жестком графике - по часу на каждое, и вы можете сами представить себе результат. Второй случай был связан с вопросом, тоже очень простым: «Какого рода работу вы сейчас хотели бы найти?» Ответ занял около получаса. Я корректно предупредила кандидата, что наше интервью ограничено часом, поэтому прошу его быть более кратким. Следующий ответ занял двадцать пять минут...
• Рационализации и уходы при ответах на вопросы. Рационализациями обычно называют рассуждения вроде бы и на тему, но не соответствующие заданному вопросу. Например, в ответ на вопрос о том, какие у кандидата были достижения, он начинает рассуждать, что достижения бывают разные, человек не может сам себя оценивать и это должны сделать другие, и так далее.
Уход - это подмена одной темы другой. Например, кандидату задан вопрос о причинах перемены места работы, а он начинает рассуждать о своей будущей карьере. Такие ответы производят неблагоприятное впечатление, создается ощущение неискренности или занудности и демагогии, а ведь и то, и другое - плохо.
• Противоречия при ответах на вопросы. Противоречия часто возникают, если кандидат пытается угадать «правильный» ответ. Опытный интервьюер такую ситуацию увидит, и ответ обратится в минус: можно сделать вывод, что человек обманывает. Приведу пример: «Бывало ли, что Вы обманывали?» Кандидат: «Я никогда не обманываю».- «А если нужно будет обмануть для блага бизнеса, Вы это сделаете?» - «Сделаю». - «Так когда Вы обманывали: при ответе на первый вопрос или на второй?»
• «Я не знаю этот бизнес». Кандидат отказывается делать предположения и решать «задачки», связанные с неизвестным ему бизнесом, ссылаясь на то, что его опыт - в другой сфере. Создается впечатление очень низкой степени обучаемости и гибкости человека. Очевидно, что для будущего сотрудника эти качества являются отрицательными.
• Попытки «подавить» интервьюера. Часто возникают в ситуации, когда кандидат действительно более опытен в своей сфере, чем человек, который проводит интервью. Например, финансист беседует с директором компании, или опытный марке-толог - с сотрудником отдела персонала. У многих в такой ситуации возникает искушение засыпать собеседника терминами, в общем, проявить свое превосходство.
Может быть, вам и удастся произвести впечатление знающего специалиста, но при этом вы почти наверняка создадите о себе негативное впечатление, оставите неприятный осадок. Поэтому важное правило - адаптировать сложность своей речи, терминологию к уровню собеседника, стараться объяснять специальные вопросы как можно более доходчиво. Так вы создадите впечатление человека компетентного и в то же время умеющего хорошо и доступно подавать сложную информацию.
Что выглядит неестественно в поведении кандидата на интервью? Слишком много комплиментов. Слишком частое перефразирование слов интервьюера. Слишком частое повторение фразы: «Очень хороший (интересный) вопрос» Сильное преувеличение/ сильное преуменьшение жизненного опыта или достижений. Огромное количество навязываемых документов (сертификатов, свидетельств и т.п.)
• Слишком сильный материальный интерес. Имеется в виду ситуация, в которой все вопросы, задаваемые кандидатом, касаются материального вознаграждения и только его. Создается впечатление, что ни содержание работы, ни коллектив, ни что-то другое человека не интересует.
Не стоит до того, как сделано предложение, уточнять большое количество деталей и нюансов материального обеспечения, таких как марка и год изготовления машины, клиники, входящие в страховую программу, качество обедов... Все это можно и стоит обсудить тогда, когда вам уже сделали предложение и идет обсуждение условий работы.
• Попытка получить коммерческую информацию в большом объеме .Даже если вы делаете это без злого умысла, может возникнуть подозрение: уж не засланный ли вы казачок? Удовлетворитесь общими вопросами и той информацией, которую предоставляет интервьюер по собственной инициативе. Более конкретные вопросы уместны на этапе предложения о работе.
• Критика компании или сферы бизнеса в целом. Бывает и такое. Комментарии, думаю, излишни...
• Резкие оценки. Если вы позволяете себе резкость в отзывах о своем бывшем шефе, стиле менеджмента компании, коллегах, то все это моментально проецируется потенциальным работодателем на себя: «И о нас так же будет говорить». Давайте корректные оценки, избегайте черных тонов.
Что производит положительное впечатление? • Информированность о компании, о сфере бизнеса.Когда вы идете на интервью, посмотрите сайт компании, если вы что-то о ней можете прочитать, сделайте это. Во-первых, вы более легко сможете ориентироваться в ситуации и понимать, чего от вас ожидают. Во-вторых, интервьюер увидит подготовленного и заинтересованного кандидата, что, конечно, всегда в плюс.
Часто интервьюер хочет проявить вежливость и гостеприимство. Он может предложить чай или кофе, представить свою компанию, дать свою визитку. Естественно, что приятна позитивная ответная реакция. Поэтому не отказывайтесь от кофе, участвуйте в обмене визитками, не стесняйтесь: всегда лучше быть равноправным партнером, чем просителем. ·
Точные ответы на вопросы. Свидетельствуют о структурности и четкости мышления, косвенно - об искренности кандидата.
• Грамотная речь, логика рассуждений. Показывает общий уровень развития, а также является профессионально значимым навыком для многих видов деятельности: продажи, маркетинг, PR, деятельность, связанная с необходимостью объяснять что-либо.
• Умение быстро ориентироваться в ситуации. Сберегает время (большинство деловых людей очень это ценят), а также свидетельствует о хорошей обучаемости, что всегда важно при вхождении в новый бизнес и при изучении новой продукции, системы работы.
• Приход вовремя. Говорит о пунктуальности, о чувстве времени и об уважении к человеку, с которым назначены переговоры.
• Невербальное поведение. Очень важно говорить в темпе, удобном интервьюеру, то есть примерно таком же. Предпочтительны открытые позы и свободная, но не чрезмерная жестикуляция. Основной залог успеха - быть самим собой. Важно показать свои приоритеты, важно правильно понять ситуацию, компанию и ее культуру. Основная задача - узнать друг друга как можно лучше и создать о себе правильное, а не искаженное впечатление.
Светлана ИВАНОВА, директор по персоналу компании Johnson&Johnson
|