Если в вашей компании назрела необходимость передать какое-то направление кадровой работы сторонней организации, будь то подбор персонала, обучение или кадровое делопроизводство, вам нужно основательно подойти к выбору
Тендер - это процесс выбора компании-провайдера на конкурсной основе. Для участия в тендере вы можете приглашать тренинговые компании и кадровые агентства, организаторов корпоративных праздников и фирмы, проводящие кадровый аудит. Все чаще тендер используют для выбора компаний, предоставляющих услуги по выводу персонала за штат предприятия (аутстаффинг), услуги по ведению некоторых бизнес-процессов (аутсорсинг), услуги по предоставлению временных сотрудников (лизинг персонала). Активно отдается на сторону оценка персонала методом ассесмент-центра.
В каких случаях стоит проводить тендер?
Тендер на оказание HR-услуг будет оправдан, если, во-первых, вы ищете партнера для долгосрочного сотрудничества или выполнения большого объема работ, и во-вторых, если вы - крупная компания, занимающая стабильное финансовое положение на рынке. Нужно иметь в виду, что цена услуг по управлению персоналом достаточно высока, а затраты на проведение тендера составляют около 5-7 процентов стоимости самой услуги.
Например, тендеры проводят строительные холдинги, штат которых насчитывает не одну тысячу человек и значительная часть которых - сезонные рабочие. Работа по оформлению трудовых отношений в таких компаниях и связанные с ней организационные вопросы занимают очень много времени. Поэтому имеет смысл передать функцию ведения кадрового делопроизводства специализированной фирме.
Временные и финансовые издержки на проведение тендера окупятся, если вы планируете найти стратегического партнера, который обеспечит индивидуальный подход к выполнению заказов и будет принимать участие в формировании кадровой политики. Обратите внимание, что компания-провайдер скорее всего будет иметь доступ к конфиденциальной информации. Поэтому чем основательнее вы подойдете к выбору партнера по бизнесу, тем меньше рисков будет в процессе взаимодействия с ним. Вот почему решение о сотрудничестве с тем или иным поставщиком HR-услуг принимается, как правило, на высшем управленческом уровне при активном участии руководителя отдела персонала.
Несмотря на то что каждая услуга в сфере управления персоналом имеет свои особенности, есть общие вопросы, которые стоит задать представителю компании, претендующей на участие в тендере: сколько лет компания работает на рынке; каков штат компании, образование и опыт работы консультантов; кто из клиентов может порекомендовать сотрудников компании как профессионалов? А теперь давайте посмотрим, какова специфика выбора провайдеров тех HR-услуг, которые наиболее востребованы на сегодняшний день.
Требуется тренер
Большинство компаний, оказывающих услуги по обучению персонала, предлагают тренинги одного из трех типов. Первый - это лицензионные тренинги, которые приобретаются обучающей компанией за рубежом и соответствуют западным стандартам качества. Такие тренинги далеко не всегда применимы в российских условиях, и, если вы собираетесь строить обучение в компании на основе такого материала, нужно хорошо проанализировать, подходят ли они для решения ваших задач.
Второй тип - авторские тренинги, которые создаются тренером на основе его собственных наработок. Как правило, они достаточно универсальны и не дорабатываются применительно к специфике той или иной компании (например, тренинги по тайм-менеджменту или тренинги по продажам для FMCG-компаний).
И, наконец, третий тип - тренинги под задачу. Тренинг под задачу - это штучный продукт, который создается командой профессионалов именно для вашей организации. Он ориентирован на определенную сферу бизнеса (например, на банковскую деятельность, страхование, розничную или оптовую торговлю) и учитывает требования конкретного работодателя (например, обучение технике продаж отделочных материалов).
Поэтому, выбирая обучающую компанию, всегда помните, что провайдер образовательных услуг должен решать именно ваши задачи. Кроме того, постарайтесь изучить резюме тех тренеров, которые будут проводить у вас обучение, и постарайтесь лично посетить одно из проводимых ими занятий.
Но самое, пожалуй, сложное - это оценить эффективность проведенного тренинга, ведь почти невозможно отделить влияние обучения на конкретный бизнес-результат от влияния других факторов. Поэтому в процессе проведения тендера уточните, каким образом специалисты будут проводить оценку результатов своей работы. Она должна состоять как минимум из двух частей: оценки персонала «на входе» (перед обучением) и оценки персонала «на выходе» (после обучения - через две-четыре недели после проведения занятий). А вам как работодателю особенно важно корректно формулировать цели и ожидаемые результаты обучения: они должны быть четкими, однозначными и измеримыми.
Выбираем кадровое агентство
Рекрутинговые агентства также имеют специализацию: «охота за головами», подбор высшего управленческого состава или руководителей среднего звена, рекрутинг в определенной отрасли (например, подбор персонала для фармацевтических или IT-компаний) и т. п. Направление деятельности агентства нужно выяснить еще на этапе сбора информации и выбирать компании, соответствующие именно вашим потребностям. Если вам нужно укомплектовать отдел продаж менеджерами, а рекрутинговое агентство специализируется только на подборе руководителей, то профессиональный консультант должен сказать об этом прямо и порекомендовать вам компанию, работающую в нужном секторе рынка труда.
Успешность сотрудничества с кадровым агентством во многом зависит от личности и профессионализма консультантов агентства, поэтому обязательно познакомьтесь с теми, кто будет работать с вашими вакансиями. Обратите внимание на то, как они ведут переговоры, поинтересуйтесь их послужным списком.
Кроме личности консультантов достаточно серьезный показатель в сфере подбора - репутация агентства. Учтите, что компании, которые дорожат своим имиджем, четко соблюдают правила конфиденциальности и упоминают название той или иной фирмы, пользовавшейся услугами агентства, только с ее официального разрешения. Подтверждением такого разрешения обычно служит письменная рекомендация на бланке компании-клиента, которой в большинстве случаев стоит доверять.
Даешь кадровый аудит!
В нашей стране еще нет единых норм и требований к кадровому аудиту, и документально подтвердить свою квалификацию специалисты, работающие в этой сфере, не смогут. Поэтому, проводя тендер среди компаний кадрового аудита, обращайте внимание на репутацию таких фирм. Прежде чем заключать договор, побеседуйте с их бывшими клиентами. Поинтересуйтесь, были ли выдержаны сроки аудита (они могут составлять 2-4 недели в зависимости от сложности поставленных задач), были ли в полной мере проведены все заявленные процедуры, а также насколько эффективно прошло их сотрудничество в целом.
Уточните у самих провайдеров, какой спектр услуг они предоставляют. Если это действительно профессионалы в своем деле - они не должны ограничиваться оценкой организационной структуры компании и квалификации сотрудников. Они должны уметь выявлять проблемные зоны в работе с персоналом, анализировать эффективность работы HR-службы, а после проведенной работы предложить вам план действий по устранению имеющихся недостатков. Многие фирмы могут обеспечить сопровождение предложенных изменений, то есть контролировать и координировать каждый процесс, связанный с управлением человеческими ресурсами. Это важно, так как, выбрав именно такого партнера, вы всегда сможете рассчитывать на его помощь в решении самых сложных проблем.
Проведение тендера HR-услуг необходимо и выгодно в первую очередь вам как компании, организующей конкурсный отбор. Это не только способ выбрать лучшего партнера по бизнесу, но и возможность отследить тенденции рынка, понять, за что нужно платить, а где стоит сэкономить, без чего можно обойтись, а от чего лучше не отказываться.