Какие леди нужны бизнесу Что вы подумаете, если, позвонив в секретариат IT-компании, услышите на другом конце провода приятный низкий баритон? Что этот мир сошел с ума, раз женщины больше не хотят работать секретарями? Дефицит квалифицированных кадров во всех сферах бизнеса заставляет работодателей изменить привычный взгляд на положение женщины на рынке труда. "Тем не менее, блок "традиционных" женских профессий за последние 3-4 года остался практически без изменений, - утверждает Елена Рыбакова, начальник отдела по подбору персонала на постоянной основе компании Coleman Services. - Административные и финансовые позиции, особенно в бухгалтерии, по-прежнему занимают женщины; как и раньше женщины заявляют о себе как о талантливых сотрудниках и руководителях в издательском деле, журналистике, PR, рекламе ". Пожалуй, единственным интересным исключением в последние годы стала сфера HR, где в целом мужчин стало больше. Сегодня меняются не столько "женские" функции и позиции, сколько сами женщины на этих позициях. "Современная успешная деловая женщина - энергичная, волевая, стрессоустойчивая, - говорит Зоя Богдашкина, ведущий эксперт по подбору персонала Ай-Би-Тех-персонал. - Она хорошо образована, четко ставит перед собой цели и последовательно добивается их реализации. Ее главное оружие - постоянный самоанализ, самоконтроль и, конечно, женское обаяние, которое выручает в ситуациях, когда, казалось бы, уже ничто не поможет". К бесспорным "женским" деловым качествам работодатели относят высокую работоспособность (порой переходящую в трудоголизм), стремление к развитию и достижению высоких результатов, лояльность к компании (многие бизнес-леди занимают высокие позиции, проработав в одной организации длительное время), исполнительность, ответственность, креативность и дисциплированность, умение планировать свое рабочее время и верно расставлять приоритеты. Против, пожалуй, повышенная конфликтность. "Существующие стереотипы, желание работодателя видеть на определенных позициях сотрудников-женщин и предпочтения самих женщин в выборе тех или иных профессий объясняются гендерными и половыми различиями - в частности, особенностями мышления, разной способностью мужчин и женщин к анализу и синтезу, разной степенью выносливости и физического здоровья, - считает Зоя Богдашкина. - И, конечно, нашими традиционными представлениями о том, какие функции должны выполнять мужчины, а какие - женщины".
Карьера или… Женщины посвящают работе около тридцати восьми лет своей жизни, мужчины - не менее сорока трех лет. При этом деловые леди чувствуют в себе способность конкурировать с мужчинами, как правило, только лет до 30. С возрастом их отношение к себе как к работнику становится более скептическим, и, ориентируясь на традиционное разделение ролей в семье, женщины в большей степени начинают рассчитывать на заработок мужа.
- По статистике, самый высокий уровень рождаемости в Европе - во Франции и скандинавских странах. Во Франции женщины могут выйти на работу уже через три недели после рождения ребенка. В Швеции относительно высокая рождаемость также обусловлена успешной "семейной" политикой: здесь размер пособия составляет 80 % заработной платы. В Германии пособия для женщин, находящихся в декретном отпуске, значительно ниже заработной платы, а молодые мамы продолжают получать зарплату только первые восемь недель после рождения ребенка, а потом лишь "детские деньги" и пособие на воспитание, размер которых невелик.
"Относительно новая тенденция: современные молодые девушки, делая ставку на высокий и стабильный доход и профессиональный рост, уже в вузе начинают планировать и реализовывать свою карьеру, многие сразу же получают второе высшее образование, и в итоге они могут претендовать на позиции в международных корпорациях и крупных российских компаниях, - рассказывает Ирина Авдонина, руководитель финансово-банковского направления компании Manpower. - Однако к тридцати годам карьера отходит на второй план, уступая место личной жизни, хотя многие женщины после рождения ребенка возвращаются в бизнес в рекордные сроки - иногда даже спустя пару недель. Яркое тому доказательство - выросший спрос на нянь". Однако для большинства женщин семейные заботы становятся серьезной помехой планам карьерным.
- В середине 90-х годов профессор менеджемента в Райдеровском колледже хозяйственного управления Джой Шнир исследовала карьеру женщин, которые начали работать в 70-е годы, достигли руководящих должностей, но в 80-е на время прервали работу, посвятив себя воспитанию детей, а затем снова вернулись в бизнес. Согласно полученным данным, перерыв в трудовой деятельности в среднем на девять месяцев не прошел для них бесследно: женщины, вернувшиеся к работе в 1987 г., к 1993 г. все еще получали примерно на 17% меньше, чем те, кто оставался на местах.
Сквозь стеклянный потолок Знаменитое изречение Сократа о том, что одна из вещей, которую можно почитать за счастье, это то, что ты мужчина, а не женщина, стремительно теряет свою актуальность. По мнению Елены Рыбаковой, если раньше женщины легко соглашались на должности среднего уровня, то сегодня представительницы прекрасной половины человечества претендуют на весь спектр вакансий, представленных на рынке. "Все чаще мы видим женщин в структурах высшего эшелона управления компаний, - отмечает г-жа Рыбакова. - Характерно, что женщины занимают руководящие профильные позиции и в технических компаниях, и в подразделениях продаж оборудования или химических компонентов, т.е. в тех областях, где раньше традиционно верховодили мужчины". Но говорить о том, что женщина и фактически поставлена в равные условия с мужчинами, претендующими на руководящее кресло, пока рано. Позиции, где женщины сегодня более востребованы, это вопрос не столько сферы бизнеса, сколько корпоративной политики.
- Исследования, проведенные американским центром Catalyst, показывают, что в 2002 г. женщины составляли всего 15,7% менеджеров среднего звена и 5,2% руководителей с самым высоким доходом в 500 ведущих компаниях мира, названных журналом Fortune. При этом те представительницы прекрасного пола, которые находятся на средних позициях, тем не менее, получают высокие зарплаты. Всего 9,9% женщин против 90,1% мужчин руководят направлениями, приносящими основную прибыль их компаниям.
"Стеклянный потолок", на который так часто ссылаются сами женщины, редко когда является помехой для трудоустройства. Более того, сегодня большинство работодателей, опасаясь обвинений в дискриминации по половому признаку, не рискуют составлять для мужчин и женщин разные компенсационные пакеты. Принимая на работу даму, компания заранее старается предусмотреть возможные сложности, связанные с декретным отпуском, и заложить это в бюджет. Однако в том, что касается карьерных перспектив, невидимый потолок все же существует, и занять кресло генерального директора и, тем более, партнера, удается далеко не каждой сотруднице. "Как правило, женщины легче стартуют в компании: они соглашаются на ассистентские позиции, быстрее учатся, быстрее растут, благодаря своей врожденной чуткости без проблем сходятся с коллегами, - отмечает Ирина Авдонина. - Сложный этап наступает на уровне среднего менеджмента, когда работа становится более ответственной, а женщине приходится больше внимания и времени уделять семье". Чтобы преодолеть этот период без потерь, не забуксовать и продолжить рост, специалисты советуют обратить внимание на развитие навыков стратегического управления, возможно, получить дополнительное образование. В поиске адекватных и квалифицированных специалистов современные работодатели редко проводят границу между позициями "сугубо мужскими" и "чисто женскими". Активную поддержку в компании находят и те дамы, кто не скрывает своих карьерных амбиций и делает ставку на обучение и продвижение по службе. Однако вопрос приоритетов, рано или поздно встающий перед каждой бизнес-леди, как правило, не позволяет работодателям окончательно расслабиться и передать бразды правления в изящные женские ручки. Но на то они и правила, чтобы их нарушать.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Алексей КОМАРОВ, генеральный директор кадрового агентства AVENUE: Статистика показывает, что в российских компаниях женщины редко занимают высокое положение. Женщин-руководителей в крупном российском бизнесе сегодня не более 5-10%. По-прежнему считается, что топ-уровень в бизнесе и политике - удел мужчин, а "женские" сферы - это сервис, административный сектор, гостиничный и издательский бизнес, маркетинг, реклама и PR. Вот, где женщины не только востребованы, но и успешны в плане карьеры. Однако я глубоко убежден, что на рынке труда процветает дискриминация по половому признаку. И при прочих равных условиях на работу возьмут мужчину, а не женщину, даже на традиционно "женские" должности, такие как бухгалтер или операционист. Сегодня в России женщины опережают мужчин по уровню образования, и эта тенденция сохранится. Женщины, действительно, наделены хорошими способностями к административной работе, они отличные коммуникаторы, креаторы, обладают отличными лидерскими качествами. Как правило, они успешные руководители (поскольку лучше разбираются в людях), легче решают сложные проблемы (потому что прилежнее учатся) и по своей природе более чутки к партнерам и клиентам (а значит, могут приносить компании значительную прибыль). Однако реально женщина может на равных конкурировать с мужчиной на рынке труда только в возрасте от 25 до 40 лет при условии отсутствия проблем с семьей и ребенком. Я не раз замечал, что женщинам гораздо труднее продвигаться по служебной лестнице. Отчасти это происходит потому, что мужские гендерные стереотипы включают в себя больше качеств, которые считаются необходимыми для завоевания и удержания власти. Учитывая то, что топ-уровень в управлении российскими компаниями чаще оккупирован мужчинами, у прекрасного пола шансы продвинуться невелики. Но если женщина все-таки становится руководителем, ее ждут новые проблемы: придется учиться общаться на "мужском языке", перенимать их стиль поведения, чтобы быстрее входить в контакт и, в конечном счете, лучше вести бизнес. Не говорю уже о стереотипах, ключевой из которых вполне законен: женщина - символ домашнего очага.
|