Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Нужны деньги для развития бизнеса - выпускайте вексель



Источник: Деловая газета "Бизнес"

Некрупные компании практически лишены возможности привлекать в свой бизнес деньги с помощью облигационных займов. Альтернативой облигациям называют векселя, выпуск которых намного проще и дешевле и позволяет привлечь

Некрупные компании практически лишены возможности привлекать в свой бизнес деньги с помощью облигационных займов. Альтернативой облигациям называют векселя, выпуск которых намного проще и дешевле и позволяет привлечь деньги более оперативно.

Кто на рынке главный

В 1990-е годы векселя использовались в основном в качестве средства расчетов. Главным векселедателем тогда выступал «Газпром» — его доля на этом участке рынка достигала 90%. После кризиса 1998 года роль основных векселедателей перешла к коммерческим банкам. При этом, согласно данным Национальной котировальной системы (НКС, информационный ресурс биржи РТС), их доля все возрастает.

Если в 2003 году на долю банковских векселей приходилось 57,2% рынка, то в 2004 году она выросла до 68,9%. Сейчас же доля банковских векселей, по экспертной оценке, составляет около 82,5%. При этом больше половины векселей (53,6%) выдано всего 17 банками. «Банкам инвесторы доверяют больше, так как кредитные организации контролирует Центробанк», — говорит заместитель директора департамента казначейства Промсвязьбанка Сергей Миленин.

Контроль ЦБ делает ценные бумаги более надежными. «В последнее время наметилась тенденция выхода на вексельный рынок региональных банков, в первую очередь тех, которые работают с кредитными программами»,— отмечает первый заместитель генерального директора ИК «Регион» Хачатур Мурадов.

Впрочем, общее количество вексельных выпусков также постоянно растет, хотя темпы этого роста постепенно замедляются. Если за 2002 год, по данным НКС, сумма привлеченных с помощью векселей денег выросла со 151,5 млн руб. до 257,6 млн руб., то в 2003 году этот показатель увеличился на 78,2 млн (до 335,8 млн руб.). В 2004 году темп прироста еще больше снизился: общая сумма средств, занятых с помощью векселей, достигла 389,6 млн руб., увеличившись на 53,7 млн. К 1 августа нынешнего года эта сумма составила 414 млн руб. «Наибольший рост рынка вексельных заимствований наблюдался три-четыре года назад, когда векселя начали рассматриваться как аналог облигационных заимствований»,— поясняет Миленин.

При этом свыше 311 млрд руб. приходится на рыночные выпуски со сроком обращения от одного месяца до трех лет. «Доля нерыночных выпусков продолжает снижаться из-за ухода из этого сегмента двух крупных векселедателей — Сбербанка России и Внешторгбанка»,— говорит эксперт департамента листинга РТС Алексей Федоров. Так, Сбербанк России с 7 октября 2005 года прекратил выпуск векселей «до востребования».

Его примеру последовал Внешторгбанк. По данным ЦБ на 1 августа 2005 года, в обороте были векселя «до востребования», выпущенные российскими банками, на сумму 71,044 млрд руб. Из них около 59% приходилось на эти два банка: 39,7 млрд руб. на Сбербанк России и 2,1 млрд руб. на Внешторгбанк. «На начало сентября объем векселей «до востребования», выпущенных двумя банками, согласно их отчетности, практически не изменился»,— поясняет Федоров.

Облигация или вексель?

Для того чтобы выпустить собственные облигации, компании необходимо провести целый ряд подготовительных процедур, которые могут сделать сам выпуск невыгодным. Кроме того, чтобы заинтересовать рынок, сумма выпуска должна быть около 1 млрд руб., что для малого и среднего бизнеса является более чем внушительной цифрой. По словам аналитиков, векселя выпускать проще и дешевле. «Как правило, вексельный рынок рассматривается предприятиями как более технологически простой по сравнению с облигационным»,— считает аналитик компании «Брокеркредитсервис-консалтинг» Роман Агеев. Законодательство не устанавливает четких требований к векселям как к бумаге.

Стать векселем может любая бумага, на которой указаны необходимые реквизиты. «Быстрота и простота выпуска- вот основные преимущества вексельного займа, которые попрежнему остаются главными»,— говорит Мурадов.

Еще одним плюсом вексельного выпуска считается то, что он создает компании благоприятную кредитную историю и может повлиять на перспективы дальнейших облигационных займов. Этого мнения придерживается и Миленин. «У рынка появляется возможность познакомиться с компанией поближе и это способствует успешному размещению ее последующих займов»,— рассуждает он.

Впрочем, по словам аналитика по долговым инструментам ИК «Велес-капитал» Ивана Манаенко, процесс выхода на рынок постепенно усложняется и здесь. Прошлогодние скандалы несколько изменили подход игроков к формированию инвестиционных портфелей и доли в них векселей. Напомним, что в феврале прошлого года из-за конфликта в своем руководстве холдинг «Русагрокапитал» не смог погасить векселя примерно на $30 млн. А во время майского банковского кризиса обрушились в цене векселя Промэксимбанка.

В результате инвесторы сами стали предъявлять к компаниям-векселедателям более высокие требования по раскрытию информации. «Особенно это коснулось бумаг компаний третьего-четвертого эшелона, которые стали покупать намного менее охотно»,— говорит Манаенко. «Впрочем, в последнее время наметилась тенденция по возвращению компаний на этот рынок. К старым эмитентам добавляются новые, до сих пор с векселями дела не имевшие. В частности, в вексельных займах сейчас участвуют практически все авиационные компании»,— заявляет Мурадов.

При этом, по словам экспертов, самостоятельно разместить свой вексельный заем, особенно дебютный, очень трудно. Обязательно нужен профессионал рынка, который бы в этом помог. Неслучайно предприятия крайне редко выпускают векселя самостоятельно. По данным НКС, из 94 эмитентов-некредитных организаций, выпустивших векселя с начала года, без помощи организаторов обошлись только семь. Правда, это относится только к тем компаниям, которые провели займы публично, то есть раскрыли об этом информацию.

Зато банки, напротив, практически всегда обходятся без чужой помощи. «Банки часто выдают векселя под конкретные сделки. Например, недавно банк «Северная казна» всего за три дня выдал обратившейся к нему компании свои векселя, которые компания реализовала и обратила в деньги. В такой ситуации выпускать облигации просто смешно»,— рассказывает Мурадов.

Не очень-то и хотелось

Впрочем, малый бизнес большая (по сравнению с облигациями) доступность векселей не вдохновляет. Технический директор компании «Табачный капитан» Антон Воронов соглашается, что, возможно, для компаний, которые в будущем планируют размещать другие ценные бумаги на рынке, начать с вексельного выпуска полезно. Но большинству предприятий проще обойтись кредитами. «Если средняя ставка по таким займам около 14—17%, то погружаться в организационные вопросы просто не имеет смысла. Под вполне сопоставимые проценты можно взять кредит в банке ",— уверен бизнесмен. «Рынок довольно закрытый, где первому встречному кредит все равно не дадут.

Поэтому предпринимателям проще нарисовать для банка баланс и под него взять кредит. С помощью же этих балансов банки в свою очередь могут прикрыться перед ЦБ»,— говорит один из анонимных представителей малого бизнеса. Что же касается приобретения чужих векселей, то, по словам генерального директора компании «Торг Люкс» Натальи Вороновой, в случае «недобросовестного поведения» векселедателя остается неясным механизм воздействия на него. «Судебные приставы не берутся за небольшие суммы»,— поясняет она.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru