Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Вы все еще не знаете, что бизнес – это здорово? Тогда Том Питерс идет к вам!


Алексей Гостев
Источник: Headhunter Magazine

Зачем нужны бизнес-гуру? Это вопрос наверняка задавал себе каждый, кого когда-либо угораздило попасть на помпезные, иногда занудные конференции с участием западных звезд деловой мысли. И все же бизнес-гуру играют

Зачем нужны бизнес-гуру? Это вопрос наверняка задавал себе каждый, кого когда-либо угораздило попасть на помпезные, иногда занудные конференции с участием западных звезд деловой мысли. И все же бизнес-гуру играют огромную роль в деловой жизни. О том, чему на самом деле учат, и как зарабатывают деньги эти апостолы новой религии, читайте в материале Headhunter::Magazine.

Всем, кому посчастливилось побывать на выступлении заезжей знаменитости в области менеджмента, знакомо чувство радостного оживления в кулуарах и почти экзальтированного внимания в лекционном зале. Человек, случайно попавший на подобное мероприятие, наверное, решит, что очутился то ли на заседании съезда могущественной политической партии, то ли на богослужении с участием лидера тоталитарной секты. Одинаково одетые и часто одинаково реагирующие на происходящее на сцене участники производят впечатление религиозных адептов, посвященных в некое сакральное знание. Именно на такие мысли может навести стороннего наблюдателя любая конференция с участием звезд деловой мысли, особенно такая масштабная, как прошедший на днях в Москве саммит “Leaders in Moscow”. Но несмотря на всю помпезность форума, невольно закрадывается мысль: ну вот, приехали западные теоретики, собрались на их лекцию несколько сот представителей деловой элиты, посмотрели друг на друга, послушали пересказ последних «звездных» опусов из первых уст… Дальше что? Что стоит за растущей популярностью светил менеджмента? Эффективный пиар, пустышка в красивой упаковке? Или подобные персонажи все же играют в нашей жизни какую-то важную роль?

Бизнес-гуруизм как особая сфера деятельности появилась в 80-х годах прошлого века, когда капитализм вступил в новую, глобальную стадию. В обстановке утопических надежд на решение всех человеческих проблем, в условиях торжества всемирного свободного рынка даже элементарные экономические аксиомы стали восприниматься как новое Евангелие, а менеджерская теория – как новый свод спасительных общезначимых истин. Пророки этой новой религии, бизнес-гуру, заспешили по городам и весям ставшей вдруг совсем маленькой Земли, обращая в свою веру все новые и новые группы новоявленных менеджеров и предпринимателей. Они сыграли огромную роль в формировании всемирной деловой и управленческой культуры, дав ранее изолированным друг от друга бизнес-сообществам единый язык и единый жизненный настрой, так что теперь менеджер из Европы легко «попадает в тон» в разговоре с коллегой из Шанхая или Токио. Именно они изменили стереотипный образ бизнесмена, сделав из озабоченного только сухими цифрами сухаря-управленца образца 60-х развязанного «фанкового» жизнелюба в разноцветной рубашке, типичного представителя новой экономики 90-х. Они соединили business и fun, облегчив миллионам людей обращение в новую, рыночную религию и позволив им отдаться рынку не ради хлеба насущного, а всей душой, потому что, как сказал Том Питерс (Tom Peters), «бизнес – это здорово».

Правда, за последние 20 лет надежды на решение всех проблем в результате применения законов свободного рынка и «правильного» менеджмента основательно померкли, но бизнес-гуру остались. Они по-прежнему продолжают вдохновлять, наставлять и развлекать менеджеров по всему миру. В чем же секрет столь продолжительного успеха?

Откуда взялись бизнес-гуру?

Когда больше 25 лет назад Том Питерс служил скромным консультантом компании McKinsey, трудно было представить, что через некоторое время его визиты будут в некоторых отношениях напоминать пасторские поездки Папы Римского. Превращение никому неизвестного корпоративного эксперта во всемирную знаменитость началось в 1982 году с книги «В поисках совершенства» (“In Search of Excellence: Lessons from America s Best-Run Companies”). Это произведение двух тогда еще довольно молодых консультантов, как писали не слишком заботящиеся об оригинальности формулировок американские журналисты, «произвело эффект разорвавшейся бомбы». И неудивительно: вместо привычного «бизнесового» издания, наполненного графами и цифрами, читатель получил книгу, по своей эмоциональной заряженности и широте обобщений скорее напоминающую коммунистический манифест или религиозно-философское воззвание. Бестселлер сразу принес Питерсу и Уотерману (Robert Waterman) огромную популярность. Интересно, что дальнейшие судьбы двух соавторов совсем не похожи друг на друга. Если Уотерман так и остался в памяти благодарных читателей и почитателей «вторым номером», то Питерс завоевал известность, которая ранее и не снилась ни одному теоретику менеджмента. Именно с него имеет смысл отсчитывать историю бизнес-гуруизма как нового культурного явления. Питерс как бы изобрел вечный двигатель, позволяющий любому однажды громко заявившему о себе ученому или консультанту в сфере бизнеса пользоваться пожизненным авторитетом, причем независимо от судьбы своих книг. Для этого ему пришлось создать новый механизм производства и трансляции знания.

Как работает бизнес гуру

Миновали те времена, когда теоретики бизнеса грелись в лучах славы только в тот сравнительно короткий период, пока их книги входили в сотню по рейтингу продаж. По существу, Питерс, а вслед за ним и другие гуру открыли совершенно новую сферу бизнеса. Основной секрет этого бизнеса заключается, прежде всего, в том, что конкретный человек как бы превращается в бренд, за которым стоит та или иная брендовая идея. Риддерстрале (Jonas Ridderstrale) символизирует «Бизнес в стиле фанк» (“Funky Business: Talent Makes Capital Dance”), Стивен Кови (Stephen Covey) – простые, но работающие правила личной эффективности («7 привычек высокоэффективных людей» (“The Seven Habits of Highly Effective People”), а Майкл Портер (Michael Porter) – основы конкурентной стратегии. От имени человека-бренда знание распространяется сразу по многим каналам: через публичные лекции, через создание собственной консалтинговой компании и, наконец, через книги, которые обязательно должны выходить с определенной регулярностью – даже если по содержанию очередное произведение мало чем отличается от предыдущих. Вся эта система действует как коммулятивный процесс, в котором разные факторы непрерывно «накачивают» популярность гуру, а она, в свою очередь, озаряет лучами славы все выходящие из-под его пера книги, прочитанные им лекции и остальные способы передачи исходящего от него знания. Современного гуру неправильно понимать как индивидуального, пусть даже гениального мыслителя. Это, скорее, целая корпорация. Бизнес этой корпорации основан на внимании публики, поэтому она никогда не допустит, чтобы о гуру просто так забыли. «Гуру-корпорация», конечно, может потерпеть крах из-за неэффективного менеджмента, но простое забвение – обычный удел многих теоретиков менеджмента прошлого – угрожает ей лишь в небольшой степени: ведь вся ее деятельность специально направлена на предотвращение этого печального развития событий.

Зачем нужны гуру?

Ответ на этот вопрос лучше всего начать с мнения Рольфа Йенсена (Rolf Jensen): «Современные менеджеры имеют хорошее образование, однако они утратили связь с сердцем, с миром собственных эмоций. Они обращаются к гуру в поисках вдохновения. Таким образом, гуру стали ролевыми моделями для менеджеров, и их роль похожа на ту, которую играют кинозвезды для остальных людей».

Одна из причин успеха бизнес-гуру заключается в самой базовой структуре современного общества. Современный человек, замкнутый в границах своей организации и своей профессии, «отчужденный» от самых простых человеческих интересов, пытается найти ответ на основные вопросы своего бытия на узко-профессиональном языке, который изначально для этого не приспособлен. «Кто я? Куда идет моя компания? Куда движется мир, наконец?» – все это совсем не менеджерские вопросы, они требуют не анализа, а всеобъемлющего синтеза, на который мы в силу устройства своего языка оказываемся все меньше способны.

«Люди в наше время все меньше понимают, что происходит, – замечает заместитель генерального директора компании «Ренова» Олег Алексеев. – И тут гуру дают возможность найти выход. Они формируют целостную картину мира, некий всеобщий синтез, которого так не достает погруженным в специальные знания офисным работникам, и при этом не выходят за пределы профессионального менеджерского языка».

Фактически с ним солидарен Йонас Риддерстрале: «Гуруизм появился по очень простой причине: люди по своей природе стремятся избегать неопределенности. И чем более неопределенным становится мир, тем больше люди ищут ориентиры». Поэтому в ближайшее время «гуру» вряд ли останутся без работы. По крайней мере, пока мир будет оставаться таким же раздробленным и отчужденным, и пока современный менеджер будет стоять один на один перед неразрешимой для него загадкой целостности бытия.

 

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru