Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Статусный драйв


Владимир Салмин
Источник: Карьера

Еще недавно автомобиль определял статус своего владельца. При повышении по службе работники спешили сменить машину на более престижную, как галстук или костюм. Теперь времена меняются — даже в России. В нашей стране

Еще недавно автомобиль определял статус своего владельца. При повышении по службе работники спешили сменить машину на более престижную, как галстук или костюм. Теперь времена меняются — даже в России.

В нашей стране автомобиль в контексте статуса его владельца всегда был больше, чем просто автомобиль. Это в Европе к машинам, особенно в последние годы, относятся сугубо утилитарно. Необходимо, чтобы на них было удобно ездить, легко парковаться, они должны быть не очень старыми, но и не последних моделей — и при этом не выделяться цветом и роскошью, рассказывала мне одна чиновница из министерства транспорта Франции. У штабквартиры ООН в Брюсселе можно увидеть потертые и даже видавшие виды «опели», «ситроены», «фольксвагены», «рено», «форды» — самые демократичные и недорогие марки. И никогда у зданий министерств и даже банков не увидишь супернавороченного «мерседеса», «ауди», BMW и уж тем более «роллс-ройса», «бентли» или «майбаха».

Ныне в Европе люди, имеющие высокий статус и богатство, стараются во всем выглядеть как можно скромнее. Министра внутренних дел Голландии нередко видят приезжающим на службу на обычном «пассате». Или даже на велосипеде. Продажи суперавтомобилей снизились. Дорогие автомобили появляются на европейских улицах только вечером и в выходные. В России даже в советские времена, когда все были якобы равны и строили коммунизм, небольшое разнообразие парка отечественных автомобилей отражало социальную иерархию. На «Волгах» ездили чиновники и красные директора, высшая знать — на «чайках» и представительских «ЗИЛах», болельщики «Спартака» — на «Жигулях», а поклонники «Торпедо» и люди из провинции — на «москвичах». Были и счастливые исключения. Например, у начальника московских пожарников водилась красная «чайка» — единственный в стране кабриолет. А у руководителя главка столичного здравоохранения — кремовая «чайка» с черной крышей.

Сегодня у нас автомобиль стал играть еще более значимую роль для обозначения положения своего владельца. При этом иерархия машин и автолюбителей определяется еще четче. Чиновники и силовые структуры (например, прокуратура), депутаты Госдумы и члены Совета Федерации «выбрали» BMW и «ауди». Банкиры предпочитают «тойоты» и родственные «лексусы». Предприниматели ездят в основном на «вольво», «ниссанах», «фордах».

Но не все в выборе автомобиля для карьеры зависело только от универсальности марки. На заре перестройки, когда в России были популярны в основном «вольво» и «саабы», на первых ездили красные директора и новоявленные управленцы крупных корпораций, на вторых — банкиры и «вольные предприниматели». Но эти марки не сумели удержать свой статус, и на смену им пришли «немцы». Производители из Германии предложили лучшие цены, заманчивые условия покупки и сервис. Они же зародили в российской элите корпоративный подход к созданию автомобильных парков.

Моду в финансовой сфере задает Центробанк. Лет семь назад его сотрудники пересели со шведских «саабов» на японские «тойоты», а сегодня у здания банка стоят ряды черных «камри», «авенсисов», «королл» последнего модельного года, владельцами которых являются топ-менеджеры, менеджеры среднего звена и рядовые сотрудники соответственно. Есть и особые автомобили — Lexus GS430, тоже черные — на них, скорее всего, ездит высшее руководство и особые начальники особых департаментов. Черные внедорожники (естественно, тоже класса люкс) — Toyota Land Cruiser 100 — для сопровождения высших лиц и начальников службы охраны.

Однако не все банкиры вслед за ЦБ предпочитают носить черные стильные «фраки» единого образца. Судя по всему, Центробанк больше не выступает законодателем автомобильной моды в своем секторе. Примеру «старших товарищей» следуют лишь в Петрокоммерцбанке, Москомприватбанке и еще, может быть, в нескольких организациях. А во Внешэкономбанке и Банке Москвы, по нашим наблюдениям, сохранили приверженность прежним «банковским» машинам — «саабам», сменив их на современную модель 9-5. У сотрудников Сбербанка — черные и темно-синие с крутыми трехлитровыми двигателями новейшие «форды-мондео». Топ-менеджеры других банков предпочитают ездить на BMW, «ауди», «мерседесах». В особую моду (видимо, в силу своего уникального представительского вида при относительно невысокой стоимости) входят «крайслеры 300С».

Но большинство банков уже склоняются к европейской системе, все чаще довольствуясь не представительскими авто, а машинами среднего класса. И дело тут не только в том, что автомобили классом ниже по уровню оснащения и комфорта догоняют представительские. «Смену корпоративных пристрастий в отношении служебных автомобилей можно объяснить, видимо, ставшим более демократичным рынком машин в нашей стране», — считает Зинаида Румянцева, начальник отдела Международного московского банка. «Все дело в умении дилеров автомобильных компаний работать с корпоративными клиентами, — полагает Евгений Жарцев, менеджер отделения Московского индустриального банка, — в их способности продвигать в престижный сектор свой товар». Его поддерживает и Александр Денисевич, начальник отдела Промышленно-строительного банка: «Сегодня не техника как таковая, а политика определяет в нашей стране, кому на чем ездить. Некоторые автомобильные компании научились общаться с российскими банкирами и чиновниками и понимают их с полуслова».

Однако у проблемы есть и третья сторона. Времена сумасшедших денег и необузданного разгула желаний проходят, банкиры стали жить скромнее, научились считать деньги. Машины, на которых ныне ездит большинство высокопоставленных сотрудников российских банков, стоят $32 000–46 000. Тогда как раньше за свое авто они выкладывали не менее $60 000.

На машины поскромнее пересели и рядовые сотрудники. На рабочих стоянках банков все чаще встречаются дешевые западные автомобили и иномарки российской сборки, так называемые компактные машины.

— Небольшие автомобили оптимальны для перевозки одного-двух человек, — объясняет ситуацию Андрей Качалин, сотрудник Сбербанка. — В то же время они комфортны, мощны и экономичны, для них проще найти место для стоянки. Особенно привлекательными с этой точки зрения становятся последние модели BMW и «мерседесов», которые в скором времени будут пользоваться большим спросом и среди банкиров. Не исключено, что они вытеснят из банковских «конюшен» «ауди» и «тойоты». А когда рынок насытится, необходимость доказывать, кто круче на дороге, отпадет сама собой. И останется привилегией лишь именитых спортсменов и звезд шоу-бизнеса.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru