Предприниматель или руководитель?
Елена Скриптунова
Источник: business.rin.ru
Не так давно я беседовала с очень интересным человеком - на его счету много начинаний, несколько изобретений. Сейчас он хочет создать компанию для реализации разработанной им недавно методики. Однако понимает, что не
Не так давно я беседовала с очень интересным человеком - на его счету много начинаний, несколько изобретений. Сейчас он хочет создать компанию для реализации разработанной им недавно методики. Однако понимает, что не сможет всегда руководить бизнесом. С другой стороны, как отдать свое детище в чужие руки? Сможет ли кто-то другой реализовать задуманное? И если все-таки отдавать, то когда?
Ответы на эти вопросы зависят от двух моментов. Первое: к какому типу относится создатель компании - предпринимателя или управленца. И второе: какова роль руководителя организации на каждом из этапов ее развития, когда руководителю можно и нужно быть предпринимателем.
Вы, скорее всего, предприниматель, если:
- вам нравится генерировать идеи, создавать новые продукты, вы быстро загораетесь новыми идеями;
- вы тонко чувствуете изменение ситуации, риск доставляет вам удовольствие;
- вам случалось как одерживать крупные победы, так и терпеть крупные поражения;
- вам скучно каждый день ходить на работу и выполнять одни и те же функции; даже если вы до сих пор работаете в таком режиме, вы стремитесь браться за новые задачи; сделав что - то один раз, вы теряете к этому интерес;
- вам нравятся быстрые решения, вы стремитесь создать что - то глобальное и как можно быстрее.
Вы управленец, если:
- вам нравится создавать и отлаживать системы и технологии, совершенствовать процессы;
- вы умеете оценивать ситуацию и искать пути ее совершенствования, вам нравится доводить все до ума;
- вы не устаете повторять одно и то же подчиненным и искреннее радуетесь, когда они начинают понимать и делать то, что нужно;
- вам нравится каждый день наблюдать небольшие изменения к лучшему, вы способны долгое время работать над одним и тем же, постепенно поднимая планку все выше и выше;
- вы не ждете, что все будет работать само собой, вы понимаете, как важен постоянный контроль.
Создатель бизнеса, который относится к типу предпринимателя, как руководитель часто оказывается несостоятельным - просто ему скучно каждый день заниматься рутинной, с его точки зрения, работой: планировать, контролировать, работать с цифрами, с людьми и т. д. Гораздо интереснее что-то придумать и создать. Поэтому часто предприятие, руководимое предпринимателем, испытывает большие сложности: неразбериха, авралы, текучка и т. д.
Бизнесмену - предпринимателю важно понять и принять, что он не сможет всегда эффективно руководить своей компанией и со временем ему придется подыскать хорошего управляющего. Далее нужно определить момент, когда пора передавать управление. Для этого необходимо разобраться в том, какую роль играет руководитель на каждом из этапов развития компании.
Любая организация проходит в своем развитии следующие этапы: создание и самоидентификация; "семейная" стадия, стадия регламентации, стадия устойчивого развития, стадия расширения. Если на первом этапе участие создателя бизнеса в процессе, на наш взгляд, необходимо, то позже это может помешать.
На этапе создания организации от руководителя требуются не только интуиция, способность начать с нуля, решительность, но и полная самоотдача. Первый год в жизни организации самый сложный: нужно заявить о себе, создать определенный имидж, выйти на положительную рентабельность, сформировать клиентскую базу и при этом создать работоспособную команду. Все это требует огромного напряжения, работы в режиме постоянного аврала. Предприятие занимает все силы и время руководителя. А ведь его задача еще быть лидером, заряжать энергией и вселять в людей веру в победу. Конечно, лучше всех с этим справится создатель организации. Поэтому мы не рекомендуем предпринимателям передавать управление своей компании управленцам сразу же. Только создатель способен вдохнуть в организацию жизнь, наполнить ее теми ценностями и принципами, которые он исповедует, создать лицо организации.
Пример. Предприниматель решил реализовать очередную идею. Времени на ее реализацию катастрофически не хватало - в работе было уже четыре проекта. Поэтому он принял решение пригласить наемного менеджера. Изложив свою идею и обеспечив финансирование, предприниматель занялся более срочными делами. Через некоторое время он обнаружил, что управляющий создал компанию совершенно иного профиля. Основная идея заключалась в предоставлении принципиально новой услуги на рынке строительства. Но управляющий не понял задумки и построил компанию, ничем не отличающуюся от других в этой отрасли. Более того, он создал атмосферу, которая противоречила принципам предпринимателя: все сотрудники получали стабильный оклад, ценили стабильность, не стремились к активному привлечению клиентов. В итоге предпринимателю пришлось бросить все дела и исправлять ситуацию. Просто закрыть проект уже не было возможности: вложили большие ресурсы, и необходимо было, чтобы они начали приносить результат.
Конечно, этого бы не произошло, если бы основатель бизнеса внимательнее отнесся к выбору директора, постановке перед ним задачи, проработке критериев оценки, формированию корпоративных ценностей. Но на это не было времени.
|