Ошибки при разработке бизнес-планов
Источник: business.rin.ru
Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес - планов является попытка применить западную методологию разработки таких документов без адаптации к специфике российской деловой среды.
Как
Первой и самой распространенной ошибкой российских разработчиков бизнес - планов является попытка применить западную методологию разработки таких документов без адаптации к специфике российской деловой среды.
Как правило, авторы и переводчики зарубежных пособий прямо и ненавязчиво подсказывают российским читателям: возьмите пособие, подставьте в формы и таблицы свои данные и вы получите отличный бизнес - план. В популярном у нас переводном пособии "Составление бизнес - плана" так и написано: "Замените в тексте Нью - Йорк на Москву, а Сан - Франциско на Владивосток - и все, пора действовать".
Что же касается работ российских авторов, то в большинстве своем - это компиляции из нескольких зарубежных источников, естественно, не адаптированных к нашей деловой среде.
Но надо ли адаптировать переводные или написанные на их основе методики, если в них отражается реальный опыт работы в рыночной экономике, в которую российские предприятия только еще стремятся войти? Неужели бизнес - планы, например, модернизации предприятия, там и здесь должны принципиально отличаться? Есть достаточно оснований считать, что их различие вызывают особенности деловой среды в разных странах.
Что включает в себя понятие деловой среды? Важнейшими ее компонентами являются:
- законодательная база;
- система подзаконных нормативных актов;
- система стандартизации;
- нормативно - методическое обеспечение внутренней деятельности предприятий в виде комплексов организационно - управленческой документации;
- обычаи делового оборота, т. е. те сложившиеся и широко применяемые в предпринимательской практике правила поведения, не установленные законодательством и даже, возможно, не зафиксированные в каком - либо документе, но не противоречащие обязательным для участников соответствующих хозяйственных отношений нормам законодательства или договорам.
Сравнение указанных компонентов, например, для России и США, убедительно свидетельствует, что деловая среда США отличается от деловой среды России как воздух от воды: они как птицы летают по воздуху, мы же, как рыбы, плаваем в воде. Поэтому, когда россиянам предлагается брать на вооружение западные методики и прочие рецепты эффективного поведения, не адаптированные к условиям России, это примерно то же самое, что учить рыб летать.
С западными бизнес - планами связана еще одна проблема. Предлагая несовпадающие структуры документа, неодинаковые аналитические формы, практические пособия, как правило, утверждают, что именно данный вариант годится для разработки бизнес - плана любого конкретного проекта. Некоторые наши соотечественники спрашивают, почему же на Западе, если там накоплен такой огромный опыт, не составят единую стандартную форму для любых проектов.
Зарубежные источники на вопрос не отвечают, хотя ответ достаточно прост: нет и не может быть универсального проекта и тождественных источников средств, а также единой стандартной формы бизнес - плана.
Разные виды бизнеса обычно требуют отражения в бизнес - планах совершенно (или в значительной степени) неодинаковой информации в различных формах.
Сравните, например, разработку и постановку на производство новой модели самолета и организацию небольшой частной парикмахерской. В обоих случаях специалисты, взявшиеся за осуществление проектов, могут обратиться в коммерческий банк. Какие конкретные формы в бизнес - планах должны быть заполнены в этих разных случаях? Кто это должен определить?
Конечно же, сам коммерческий банк. Его специалисты должны потребовать от инициаторов реализации проектов предоставления именно той информации, которая позволяет судить о выгодности для банка подключиться к финансированию данного проекта и оценить все основные факторы риска.
Другая часто встречающаяся ошибка, допускаемая разработчиками бизнес - планов - неправильное понимание того, какие аспекты, отражаемые в подобном документе, являются определяющими. Обычно много сил тратится на разработку разделов "Финансовый план", "Анализ эффективности реализации проекта", но недостаточно внимания уделяется анализу рынка продукции (услуг) и обоснованию ее конкурентоспособности. Но если потребность в будущей продукции завышена, а такое нередко наблюдается, то ценность финансового плана и анализа эффективности становится равной нулю.
Серьезной и распространенной ошибкой следует считать низкое качество проводимых маркетинговых исследований.
В чем причина ошибок? Их несколько, причем они, как правило, встречаются одновременно.
Во - первых, разработка маркетингового раздела поручается людям, не имеющим специальной подготовки в этой области, обычно ведущим специалистам ПЭО или одного из производственных подразделений. Они берут ставшую у нас классикой книгу Ф. Котлера или другие подобные издания и через некоторое время приносят готовый раздел в бизнес - план. При этом ни они сами, ни поручившие им такую работу не могут ее объективно оценить.
Во - вторых, эти работники, как правило, не успевают разобраться в том, что именуется маркетингом. Им трудно понять, что маркетинг - это пока не стройная теория, а как бы некая сумма знаний, изложенная в книгах, авторы которых, добившись хороших результатов в бизнесе, свой собственный эмпирический опыт, свое практическое видение маркетинга пытаются изложить в виде теоретических постулатов. Поэтому нередко после прочтения нескольких западных книг российские специалисты теряют способность что - либо понимать и делать в плане маркетинга, не знают, на кого из авторов можно опереться.
В - третьих, в нормально работающих компаниях маркетинг является не столько предметом заботы отдельных специалистов, сколько результатом объединения усилий, в том числе интеллектуальных, всего кадрового потенциала компании. Считается нормальным, что каждый специалист, имеющий возможность получить какую - либо полезную информацию о конкурентах или выпускаемой ими продукции, старается внести ее в маркетинговую базу данных своей компании.
В - четвертых, плохую службу служит россиянам их опыт работы в планово - распределительной экономике и отсутствие объективных, принятых в развитых рыночных странах представлений о конкурентоспособности продукции, стратегии конкурентоспособности предприятия, конкурентной среде и конкурентных преимуществах.
Но наиболее опасной ошибкой разработчиков является их непонимание интересов инвестора или кредитора и их психологии.
ИНТЕРЕСЫ И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТОРА
Разработчикам бизнес - плана необходимо, чтобы инвестор вложил свой капитал в предлагаемое ими дело на приемлемых для них условиях. При этом разработчикам приходится учитывать, что у инвестора может быть несколько направлений вложения средств и, следовательно, за его привлечение к инвестиционному проекту придется конкурировать.
Поскольку перечисленные вопросы являются отражением фактических интересов и психологии инвестора, то возможность получения им ясных ответов на свои вопросы из представленных документов оказывается для него, по сути, главным критерием оценки качества подготовки бизнес - плана.
ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ В СТРУКТУРАХ ЗАРУБЕЖНЫХ БИЗНЕС - ПЛАНОВ
Для современных российских условий принципиальное значение имеет ответ на вопрос, насколько принятые на Западе типовые структуры бизнес - планов подходят для составления бизнес - планов в России. Анализ значительного количества зарубежных методик разработки бизнес - планов позволяет представить типичную для них структуру, содержащую следующие разделы:
1. Изложение целей деятельности;
2. Краткое описание бизнеса;
3. Анализ рынка;
4. Продукция (услуги);
5. Организация производства;
6. Инвестиционный климат и риски;
7. Конкуренция;
8. Реализация продукции;
9. Управление и кадры;
10. Финансирование;
11. Приложения;
Насколько же эта структура подходит для составления российских бизнес - планов? Так, сегодня в России можно наблюдать попытки создания новых компаний по производству легковых автомобилей. Как правило, их инициаторы пытаются привлечь солидный иностранный капитал, без которого трудно обойтись. На первый взгляд кажется, что составить по западным стандартам интересный для инвесторов бизнес - план производства и реализации хороших автомобилей не сложно. Но это только на первый взгляд.
Когда зарубежные бизнесмены передадут такой бизнес - план своим экспертам, то первым будет вопрос о потребительских свойствах будущих автомобилей. А наше понимание качества и отношение к нему им хорошо известны. Они знают, что у нас привыкли "качество продукции", как полная совокупность всех потребительских свойств изделия, подменять "техническим уровнем", отражающим всего несколько параметров. В результате огромному количеству отечественной продукции, не соответствовавшей мировым стандартам качества, присваивался "Знак качества".
Поэтому в российском бизнес - плане его разработчики обязательно должны показать, что они понимают существующую у нас проблему качества и знают, как ее можно решить в данном инвестиционном проекте. Именно в этом состоит одно из принципиальных отличий российского бизнес - плана от западного.
Второй серьезный вопрос - себестоимость. Эксперты знают, что анализировать действительную себестоимость продукции, работая ранее в экономике с придуманной системой цен, плохо оплачиваемым трудом и варварским отношением к ресурсам, у нас не привыкли. И уж тем более не умеют практически заниматься управлением себестоимостью с целью доведения ее до необходимого уровня. Недаром методы функционально - стоимостного анализа (ФСА) так и не нашли массового применения в отечественном производстве. На Западе же практическое управление себестоимостью - дело абсолютно естественное. Поэтому другим принципиальным отличием российского бизнес - плана от западного является то, что его разработчики должны показать, что они знают, как справиться с управлением себестоимостью при реализации данного проекта и в состоянии обеспечить ее необходимый уровень.
Наконец, третий вопрос (если ответы на два предыдущих - положительные) - о способности россиян, предлагающих участие в проекте, реализовать его на практике. Здесь имеют значение, во - первых, личные качества и опыт руководителей производств, берущихся за реализацию проекта; во - вторых, глубина и ясность видения ими будущего дела в деталях.
В западной деловой среде все рассмотренные аспекты принято безоговорочно соблюдать, как само собой разумеющееся. Поэтому обычно они не освещаются в специальных разделах. В России же соответствующие разделы необходимо внести в бизнес - планы, поскольку инвестору нужна полная ясность по всем трем аспектам.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО БИЗНЕС - ПЛАНА
Таким образом, западные методики разработки бизнес - планов не могут применяться один к одному для российских условий ввиду существенно иной деловой среды. Это вызывает необходимость дополнять западные типовые структуры бизнес - планов, по крайней мере, тремя важными разделами, в которых авторы должны показать:
- адекватное понимание проблемы качества и возможность (способность) ее решения;
- способность обеспечить приемлемую конкурентоспособность за счет грамотного управления себестоимостью;
- ясное видение перспектив развития бизнеса и способность доводить начатое дело до конца.
В результате адаптированный к российским условиям бизнес - план приобретает следующую структуру:
1. Цели деятельности;
2. Краткое описание бизнеса;
3. Анализ рынка;
4. Продукция (услуги);
5. Организация производства;
6. Инвестиционный климат и риски;
7. Достижение необходимого качества;
8. Обеспечение конкурентоспособности;
9. Реализация продукции;
10. Управление и кадры;
11. Финансирование;
12. Эффективность бизнеса и возможные перспективы;
13. Приложения;
Структура российского бизнес - плана отличается от типичной западной за счет включения разделов 7 и 12 и изменения содержания раздела 8 (в него добавляется углубленное рассмотрение возможностей управления себестоимостью продукции). Важно то, что предлагаемая структура не противоречит западным требованиям к бизнес - планам, поскольку в ней есть все основные принятые в западной практике элементы, и в то же время она дополнена и адаптирована к условиям более тяжелой российской деловой среды.
УЧЕТ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ИНВЕСТИЦИЙ
Свободные капиталы на рынке инвестиций движутся с учетом ряда объективных факторов в направлении более выгодных объектов вложения. Среди таких факторов - темпы экономического роста, кредито - и конкурентоспособность страны (региона) или отрасли, интегральная оценка риска вложений средств и др. Никто в мире не обязан вкладывать деньги именно в данный проект. Все определяет лишь его выгодность, соотнесенная с рискованностью вложений.
Существует распространенное мнение, что инвестиции в российские проекты - дело чрезвычайно рискованное. Разговоры о плохом инвестиционном климате в России - не редкость, но так ли это на самом деле? То, что иностранным инвесторам и их экспертам выгодно занижать оценку российского инвестиционного климата, вполне понятно - кто сильно рискует, тот может претендовать на большую прибыль как на адекватную компенсацию. Но существует ли убедительно обоснованная интегральная оценка российского инвестиционного климата, которую зарубежные эксперты выводят по своим методикам, сравнивая Россию с Ираком, Нигерией, Венесуэлой и другими странами? Представляется, что такого обоснования и такой оценки для России в целом на самом деле нет.
Россия - огромная страна, имеющая 89 регионов, деловая среда в которых существенно отличается и очень многое зависит от местной власти. Поэтому тот, кто утверждает, что в России есть какая-то оценка инвестиционного климата, которую необходимо учитывать при кредитовании конкретного инвестиционного проекта, так же прав, как врач, пытающийся лечить пациента на основании средней по больнице температуры тела.
Разрабатывая бизнес - план реализации своего инвестиционного проекта, нужно описать инвестиционный климат именно для этого проекта, существующий в данном регионе страны. Нужно показать и аргументированно подать все положительные и привлекательные факторы. Обман инвестора, даже в мелочах, не допустим.
Разработчик должен понимать, что оценка инвестиционной привлекательности проекта в решающей степени зависит от умения показать ее инвестору в бизнес - плане, а вовсе не от сделанных где - то и кем - то общих оценок инвестиционного климата в России.
Разработчикам следует включать в разделы своих бизнес - планов все, что считают нужным и полезным, имея в виду, что строгого государственного стандарта ни на форму бизнес - плана, ни на содержание его разделов в России, вероятно, не будет никогда. Да это, видимо, и не нужно. Развиваются бизнес, его технологии и организация, развивается и методология планирования реализации проектов. Следовательно, понятие "качественный бизнес - план" всегда будет относиться к какому - то конкретному моменту времени.
|