Успех есть, а радости нет...
Дмитрий Ерофеев
Источник: Свой бизнес
Для многих предпринимателей бизнес превратился в бесконечную погоню за достижениями. Завоевав одну вершину, они сразу же спешат покорить другую. Работа перестает приносить радость. Почему? Что окрашивает победу
Для многих предпринимателей бизнес превратился в бесконечную погоню за достижениями. Завоевав одну вершину, они сразу же спешат покорить другую. Работа перестает приносить радость. Почему? Что окрашивает победу ощущением настоящего праздника?
Синдром сгорания
Однажды к директору компании «ММ-Класс» психологу Марине Мелия обратился собственник крупной фирмы, человек активный и успешный, который почувствовал моральное и физическое истощение, нежелание работать. Он признался, что чувствует себя камнем, летящим в каком-то бесконечном потоке других камней. Каждый раз, удачно завершив какой-либо проект, он думал: «Дело сделано – что о нем размышлять, надо быстрее приниматься за другое». Своих успехов он не замечал.
Как и многие другие предприниматели, этот человек страдал от синдрома сгорания. А причина была в том, что он слишком сильно зависел от оценки окружающих. Раньше его хвалили родители, учителя. Теперь он ждал одобрения от других людей, обладавших для него авторитетом. Но вот беда: теперь он оказался на вершине бизнеса, и никого более авторитетного для него не осталось. А сам он не умел да и не привык себя хвалить. Марина Мелия посоветовала ему поменять роль – начать самому хвалить тех, кто помогал достигать успеха. Тем самым руководитель убивает двух зайцев – радуется успехам, не ожидая оценки со стороны, и стимулирует всех на дальнейшую успешную работу.
Николай Красилов, президент корпорации «Галактика» (разработка и внедрение систем автоматизации управления предприятием) полагает, что нет такого предпринимателя, который не гордился бы своими достижениями в бизнесе, но одновременно не испытывал бы и чувства неудовлетворенности.
– Бизнес – это как езда на велосипеде: пока крутишь педали – едешь, но стоит перестать крутить – сразу падаешь, – говорит Красилов. – Вроде бы действительно многого достиг, но любые твои достижения – это уже прошлое, а ты как бизнесмен обязан заботиться о будущем. Ты должен смотреть не под колеса велосипеда, а вперед.
– У меня всегда было все, что нужно человеку для нормальной жизни: любимый муж, трое детей, свое дело, капитал. Было все, кроме ощущения радости за себя и своих близких, – говорит Надежда Болотова, генеральный директор компании «Лёдово» (производство замороженных продуктов). – Я строила планы на будущее, реализовывала их, закончив одно, я бралась за другое… А результату порадоваться не успевала. Я привыкла анализировать свои неудачи, учиться на ошибках. Но когда думаешь о своих просчетах, их становится все больше. И только недавно, занявшись изучением Библии, я поняла: нужно радоваться своим победам, уметь их праздновать, выработать в себе позитивный взгляд и на жизнь в целом, и на свой бизнес.
«Не высовывайся!»
По словам Марины Мелия, людей, не умеющих радоваться своим победам, можно условно разделить на три категории. К первой относятся те, кто с детства привык жить сосредоточенно и рассудительно. Им неведомо само понятие «радость». Вторая категория привыкла получать свою долю радости от других: родителей, учителей, начальников... Это ироничные скептики, они обесценивают чужие достижения и в то же время очень зависят от оценки окружающих. Они невероятно суеверны, их любимое выражение «Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить». К третьей категории относятся «крутые» люди – те, кто демонстративно не проявляет радости из-за боязни выйти из образа невозмутимого супермена. Для имиджа «крутого» любое проявление сильных эмоций, в том числе и радости от победы, означает слабость. Ключевую фразу озвучил один из клиентов Марины Мелия: «Что мне радоваться, если меня нет в рейтинге журнала Forbes?»
Надежда Болотова считает, что большинство людей не умеют радоваться победам из-за своей закомплексованности. По ее словам, советская система воспитания породила огромное количество ненужных запретов. Знакомая многим с детства формулировка «не высовывайся» сильно закрепощает людей и внушает им стереотип, что «жить хорошо – это плохо», поэтому и достижения свои напоказ выставлять не стоит.
– Мы все привыкли к мифу о том, что жизнь – это череда белых и черных полос, и свои успехи мы приписываем судьбе, хотя пора уже начать самих себя благодарить за собственные победы, – утверждает Надежда Болотова.
Директор консалтингового направления компании MTI Михаил Кларин полагает, что неумение радоваться своим успехам характерно для руководителей тех компаний, которые внутренне сосредоточены на процессе борьбы. Они привыкли жить в условиях постоянного прессинга, и им некогда было оглянуться на свои достижения. Теперь, когда их бизнес вышел на более стабильный уровень развития, уже можно признать, что путь действительно пройден немалый, и порадоваться достижениям. Но радоваться они еще не научились.
По мнению руководителя «Московского центра взаимоотношений» Михаила Степанова, неспособность радоваться своим успехам может быть следствием неправильной установки, что стоит боссу расслабиться – тут же расслабятся и сотрудники:
– Возможно, владелец компании просто перестраховывается, чтобы его подчиненные не подумали, будто он внезапно разбогател и пора просить у него увеличения зарплаты.
«Наше капиталистическое соревнование»
Чтобы избавиться от постоянного чувства разочарованности и недовольства и научиться ценить свои достижения, психологи советуют активнее выражать свои эмоции, не держать их в себе.
– Хочется смеяться – надо смеяться, хочется петь – надо петь. Не надо прятать свои эмоции, это же топливо для новых достижений, – говорит Марина Мелия. – Если в душе вы рады своим успехам, не бойтесь показать эту радость окружающим и поделиться ею с близкими.
– Перетяжки на улицах с надписями «Нам – 5 лет!» или «Нам – 7 лет!» – это не бравирование, а констатация своей победы. Не стоит стесняться своих достижений, о них необходимо заявлять во всеуслышанье, – говорит Михаил Кларин.
Иван (респондент просил не указывать его полное имя и название компании) уверен, что уже многого добился в своем бизнесе, и не стесняется признаваться в том, что, ложась спать, говорит себе: «Молодец!». Он считает, что и своим сотрудникам нужно прививать чувство гордости за свои успехи. Несколько лет назад, когда его компания прошла этап роста, сотрудники начали воспринимать победы как должное. В компании появилась атмосфера неудовлетворенности, усталости, мотивация сотрудников заметно упала. Тогда Иван решил сделать внутренний сайт компании, где бы регулярно обновлялась информация об успешных проектах фирмы, и организовать электронную рассылку с хорошими новостями. Такой внутренний PR помог сотрудникам по-новому взглянуть на свою работу и почувствовать важность личного вклада каждого в работу всей компании.
Екатерина Полушина, директор компании «Вендорус», специализирующейся на продаже торговых аппаратов, каждую свою победу обсуждает с родными. Это помогает ей лучше работать. «Надо жить по принципу: чем больше отдашь в этот мир, тем больше он тебе вернет», – считает Екатерина. Даже принимая душ, она любит петь. Вместе со своими сотрудниками, которые давно стали как родные, Екатерина раз в месяц проводит мероприятия по сплочению команды, где каждый может попробовать себя в новом качестве. Это всевозможные конкурсы, спортивные игры, мини-КВН или даже игра в бридж.
Владимир Осипов, генеральный директор компании «Сатро-Паладин» (продажа систем безопасности), нашел простой и эффективный способ обратить победы в мотивацию сотрудников, введя в своей компании конкурс «Наше капиталистическое соревнование» для менеджеров по продажам.
– Бегун на олимпиаде получает удовольствие не столько от бега, сколько от своего результата, от сознания того, что он первый, – говорит Осипов. – И эта радость помогает ему ставить новую цель и добиваться ее.
|