error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4832',showed='1',date=NOW(),ip='18.226.150.136',sess='ghd0g83vscv4ps26qq7lmojoc5',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=4832'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Новые идеи в современном менеджменте | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Новые идеи в современном менеджменте


С.В. Комаров
Источник: Кафедра маркетинга РМЦПК

Современные рыночная ситуация характеризуется такими процессами, которые выдвигают особые требования к менеджменту. Рынок стал более динамичным и плохо прогнозируемым. Рыночные условия требуют от организации

Современные рыночная ситуация характеризуется такими процессами, которые выдвигают особые требования к менеджменту. Рынок стал более динамичным и плохо прогнозируемым. Рыночные условия требуют от организации для ее выживания следующих качеств:

  • творчества — сделать то, до чего другие компании еще не додумались,

  • быстроты — сделать это как можно быстрее, иначе это сделают другие,

  • изменений - уметь перестраиваться в соответствии с изменениями ситуации на рынке,

  • качества — предложить потребителю более качественный продукт (услугу), чем конкуренты, или такой продукт (услугу), потребность в которой потребитель даже не может пока осознать.

Эти изменения обуславливают совсем другие требования к менеджменту, которые позволят организациям выживать в "кипящем котле" современного рынка (П.Вейль). Анализ показывает, что это изменение традиционных для классического менеджмента объяснительных схем и управленческих моделей и выработка новых связаны с формулированием трех взаимосвязанных элементов современного управления:

1. видения долгосрочных конкурентных преимуществ как нового стратегического метода (М.Портер),

2. формирование лидерства и лидерской культуры (Дж.Коттер),

3. создания самообучающейся и саморазвивающейся организации (П.Зенге, Х.Виссема).

Рассмотрим эти компоненты современного менеджмента последовательно.

1. Смысл и процедуры современного стратегического управления существенно отличается от процедур традиционного стратегического планирования.

1.1. Выбор направления развития versus планирования и бюджетирования.

Традиционное планирование в классическом менеджменте сводится, во-первых, к рациональной постановке целей, во-вторых, анализу существующей ситуации, а именно собственных ресурсов (сильных и слабых сторон организации) и факторов внешней среды (шансов и рисков), в-третьих, установлению соответствия между первыми и вторыми, в-четвертых, разработке дедуктивным путем дерева целей и задач организации, в-пятых, в бюджетировании действий, направленных на достижение этих промежуточных целей. Иначе говоря, планирование это выработка решения, ориентированного на цели.

В отличие от этого в современном менеджменте четко констатируется невозможность точного и строгого прогнозирования воздействия факторов внешней среды. Поэтому в современном стратегическом управлении бизнес-планирование уступает выбору направления организационных изменений (vision). Выбор направления есть видение ситуации не в терминах "целей", а в терминах "результатов". Целью видения как метода стратегического планирования является не формулирование конкретных показателей деятельности компании в горизонте времени, а формулировка долгосрочных конкурентных преимуществ. Эти преимущества сводятся формированию качеств организации, позволяющей ей быть готовой к любым изменениям рынка, покупательского спроса и потребительского поведения, рынка труда, мотивации работников и т.п.

По своей технологии видение состоит из следующих шагов: во-первых, формирования "образа будущего" организации безотносительно к современным тенденциям, проблемам и возможностям, во-вторых, на основании этого "образа будущего" оценивается настоящее, т.е. сравнивается то, что есть с тем, что хотим, и то, что есть с тем, чего не хотим, в-третьих, определяется вектор развития, в-четвертых,, определяются конкретные действия организационных изменений, которые нужно сделать для того, чтобы двигаться в направлении "будущего".

1.2. Оригинальность действий.

Сегодня четко осознается, что стратегические преимущества организации связаны не столько оригинальностью идей и точностью прогнозирования, сколько с уникальной комбинацией ее действий и качеств. Бенч-маркинг как особая рыночная стратегия позволяет скопировать любые достижения других организации. Поэтому в современном маркетинге долгосрочные конкурентные преимущества связываются не с идеей — технологией, продуктом или услугой, сколько со способностью организации к изменениям и адаптацией к инновационным процессам во внешней среде. К последним относятся лидерские качества, инновационный климат в организации, неформальные взаимосвязи при принятии решений, развивающие конфликты и т.п..

1.3. Текущее и долгосрочное планирование.

Традиционное планирование требует много времени и затрат. Между тем, в современных условиях точность и эффективность долгосрочного планирования и прогнозирования вызывает сомнение, а строгое бюджетирование в рамках больших организаций становится не условием экономии, а тормозом в эффективном оперировании капиталом организации. Поэтому в новой науке об управлении четко констатируется, что операционная эффективность не является стратегией. В отличие от этих традиционных методов менеджмента выбор направления становится не только методом стратегического планирования, но и элементом текущего управления всеми ресурсами организации: менеджерскими, психологическими, финансовыми, человеческими и материальными.

2. Самообучающаяся или адаптационная организация (Learning organisation).

Вторым компонентом в современном менеджменте выделяют построение самообучающейся организации. Одним из важнейших элементом традиционного менеджмента было построение такой организационной структуры, которая позволит организации эффективно достигать своих целей. Однако, в современных условиях, где "жесткость" организационных формальных связей становится препятствий для быстрого реагирования на внешние изменения и эффективного использования внутренних ресурсов, организация должна характеризоваться такими внутриорганизационными процессами, которые направлены на ее постоянную адаптацию к изменениям внешней среды. Это означает, что в организации необходимо:

  • децентрализовать управление организацией,

  • создать систему движущихся центров принятия решений,

  • создать мощную мотивацию у сотрудников, основанную на неэкономических мотивах, связанных с самоактуализацией, участием и т.п.,

  • построить взаимодействие между организационными единицами по принципу win-win,

  • создать простую, четкую и понятную систему учета и контроля в терминах инвестиций, затрат и прибыли.

Отличия самообучающейся организации от традиционной сводится к следующему:

Традиционная организация

Обучающаяся организация

1. Позиция работника зависит от его места в иерархии организации.

2. Решения менеджера основаны на правилах или прецедентах.

3. Работники лишены права принимать решения и являются только исполнителями.

4. Разногласия не допускаются, конфликты рассматриваются как деструктивные процессы.

 

5. Менеджер защищен от критики, поэтому его слова могут расходиться с его поведением.

6. Кооперация между работниками, принадлежащими к разным подразделениям, крайне затруднена.

7. Господство "туннельного" видения: никто из работников не видит всю картину в целом.

 

8. Значительная часть информации засекречена, поэтому работники стараются получить ее по неформальным каналам.

1. Позиция работника в организации зависит от его знаний, умений и навыков.

2. Решения менеджера определяются "видением" ситуации.

3. Работник имеет право на самостоятельное решение в пределах его работы.

4. Отношения не носят формального характера и допускаются разногласия во мнениях и дискуссии.

5. Менеджеры рассматривают работников как партнеров.

 

6. Уделяется значительное внимание взаимоотношениям в группе, где укрепляется дух кооперации и сотрудничества.

7. Цели и задачи организации и

организационных единиц широко

обсуждаются между всеми членами

организации.

8. Первостепенное внимание уделяется развитию широкой сети коммуникаций между всеми организационными единицами и их членами.

Эти различия хорошо показывают, что традиционная организация основывается на власти (power), в то время как самообучающаяся организация основывается на лидерстве (leadership). В ней существенно меняются функции менеджера. Самообучающаяся организации не может быть создана без формирования лидерской культуры среди ее топ-менеджеров.

 

3. Лидерство.

В современной науке об управлении лидерство и лидерская культура относится к основным долгосрочным преимуществам любой организации, позволяющим ей выжить в любых условиях. При этом четко отличается роль менеджера в традиционном смысле слова и лидера. Традиционный менеджмент имеет дело со сложностью больших организаций, поэтому действия менеджера здесь направлены на стабилизацию организационных взаимосвязей и операциональную эффективность. Лидерство имеет дело с изменениями и направлено на запуск инноваций в организации, поэтому действия лидера не связаны с функциональным местом в организационной структуре, а направлены на инициирование, запуск и проведение изменений в организации. Каковы функции лидера в современной организации?

3.1. Направление людей versus организации и управления кадрами.

В традиционном менеджменте организация и управление кадрами сводится к подбору персонала, способного выполнить определенную функцию структуре организации. Лидерство направлено на:

- проектирование человеческих организаций,

- формирование взаимного доверия у работников и руководителей,

- "вдохновление" людей, под этим понимается создание "личностного" отношения к организации, т.е. принятия работниками организации как "места" их самореализации работников, а их деятельности как сферы личностного роста.

3.2. Мотивирование людей versus контроля и решения проблем.

Традиционный менеджмент связан с закреплением за каждым работником функциональной роли в организации и контролем за выполнением этой роли. Весь смысл построения организационный структуры управления и формализации процедур в больших организациях диктуется необходимостью контроля. Лидерство же связано с:

- созданием глубинной (личностной) мотивации у работников, когда сфера профессиональной деятельности воспринимается как сфера их жизни (получает экзистенциальное значение);

- вовлечением всех работников в принятие решений;

- использованием неформальной организации для координации решений.

Таким образом, в современном менеджменте лидерство выступает как особая

функция управления, связанная с запуском и проведением организационных изменений. При этом, конечно, лидерство и менеджмент являются скорее двумя разными стратегиями, которые четко отличаются друг от друга дополняют друг друга.

4. Единство этих трех компонентов — смены видения будущего, формирование лидерской культуры и построение самообучающейся организации — рассматриваются современной наукой об управлении как такие долгосрочные конкурентные преимущества, необходимые любой компании, фирме, предприятию, которые позволят выживать в любых условиях изменяющегося рынка (М.Портер). Понимание этого ставит перед менеджментом серьезные проблемы как практического, так и теоретического характера, поскольку связано изменением управленческого мышления и самого смысла управления.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru