Элитный персонал - как им стать и надо ли вам это?
Анастасия Королева
Источник: Работа для Вас
Уважаемые эксперты. Объясните мне, пожалуйста, почему громкое название так гипнотически действует на работодателей? Стоит им увидеть строчку в резюме "образование - МГУ" или, скажем, "опыт работы - Газпром" - глаза
Уважаемые эксперты. Объясните мне, пожалуйста, почему громкое название так гипнотически действует на работодателей? Стоит им увидеть строчку в резюме "образование - МГУ" или, скажем, "опыт работы - Газпром" - глаза сразу загораются, тон становится уважительным, а уровень предлагаемой зарплаты растет как на дрожжах... А если тебе не посчастливилось, и ты всю жизнь работал в конторе "Вася Пупкин и К"? Все, дорога на хорошую должность, в ряды "элитного персонала" закрыта? Алексей Евгеньев
Громкое имя, титул, раскрученный бренд, всегда вызывали в людях уважение и интерес. За счет такой "магии" и процветают многие фирмы, умело создавшие себе репутацию: вы бы сильно удивились, узнав, какой процент от стоимости их продукции составляет "наценка за бренд". Заодно отблеск корпоративной славы падает и на всех сотрудников большой компании. Так что страдать от "несовершенства" работодателей бессмысленно - изменить психологию вы не в силах. Лучше займитесь тем, что сделайте бренд из... себя любимого. Наполните свою трудовую биографию звучными названиями вузов, фирм и должностей - тогда и ваше имя будет вызывать уважение. Это, конечно, нелегко. Но игра стоит свеч.
Образование
Первое, что может вызвать уважение работодателя - название вуза, в котором вы учились. МГУ, МГИМО, МГТУ, МЭФИ - эти аббревиатуры давно говорят сами за себя. Хотите иметь преимущество перед другими соискателями - выбирайте вуз с именем и традициями. Определить статус вуза достаточно просто: а) следите за деловой прессой, где регулярно печатают рейтинги учебных заведений; б) покопайтесь в интернете. Кстати, поступить в хороший вуз, вопреки всяким страшилкам, можно и без блата. Если не удается за счет мозгов - копите деньги (обучение стоит $3000-8000 в год) или берите кредит на неотложные нужды.
Помимо высшего образования работодателями ценятся дополнительные тренинги, семинары, курсы по специальности. В идеале - степень МВА. Но о таком обучении надо задумываться уже очень продвинутому менеджеру. Получив престижные корочки, начинайте искать достойную вас компанию.
Место работы
"Красивые" названия фирм в вашем резюме - это второй крючок, на который может "клюнуть" любой работодатель. Важно не только то, в какой компании вы работаете, но и в какой нише рынка ваша компания обосновалась. Нефть, газ (и другие сырьевые ресурсы), банки - сегодня в России именно в этих сферах "живут и работают" самые богатые и раскрученные компании. Однако удачная отрасль сама по себе еще не гарантирует сотрудникам почет и уважение на рынке труда. Здесь важны еще размеры компании (желательно, чтобы там трудилось более 500 человек) и хорошая репутация на рынке (хотя бы в профессиональных кругах). Как попасть в крутую компанию? Не поверите - через объявления в газетах и интернете. Просто не всегда известная организация хочет "светить" свое имя (на то бывают весомые причины), иногда скрывается за словами "крупная фирма", а то и вовсе подряжает на подбор персонала кадровые агентства. Второй путь - обращение напрямую к работодателю. Найти адреса известных фирм при нынешнем развитии интернета - раз плюнуть. Пишете письмо на адрес отдела кадров и предлагаете себя. Если резюме составлено толково, то даже при отсутствии открытых вакансий вас будут иметь в виду. 100% успех никто не гарантирует, но шансы устроиться "внаглую" есть. Главное - упорство. Ну а, отработав какое-то время в известной фирме, уже можете увольняться и претендовать на более высокие должности (и зарплаты) в других компаниях.
Должность
Третье слагаемое успеха - название вашей должности. Понятное дело, что "маркетолог" звучит приятнее, чем "продавец". Так что с самого начала желательно выбирать себе должность благородно звучащую и имеющую перспективы на рынке. Эксперты сегодня предрекают рост спроса на пресловутых маркетологов, специалистов по рекламе и PR и вообще, работников, которые хорошо ориентируются на отечественном рынке и умеют мыслить стратегически - толковые управленцы уже сейчас в дефиците. Вместе с тем, престижными стали профессии, связанные с дизайном - это и ландшафтные дизайнеры, и дизайнеры интерьеров, и дизайнеры для полиграфической индустрии, и компьютерные дизайнеры. Кстати, на подъеме и полиграфия - стоит обратить внимание и на специальности, связанные с производством печатной продукции. В дефиците сейчас и будут оставаться востребованными еще долгое время инженерно-технические специалисты. Кроме того, вершин успеха могут достичь программисты и специалисты по телекоммуникациям... В общем, дорог в профессиональную элиту много - выбирайте любую.
И все-таки, оно вам надо?
Элитный персонал - это не только работа, это особый стиль жизни. Не так-то просто работать в этой среде. Корпоративная идеология, западные стандарты менеджмента, дресс-код, жесткие требования... Зачастую сотрудники "крутой" фирмы чувствуют себя просто винтиками громоздкой машины. Ради красивой строчки в резюме можно и потерпеть пару лет, а вот строить карьеру именно в такой компании трудно.
На самом деле, чтобы много зарабатывать, да и даже для того, чтобы устроиться на хорошее место, вовсе не обязательно исполнение всех трех предыдущих пунктов. Как это не банально, достаточно быть хорошим профессионалом и верить в себя. К счастью, остались еще работодатели, которые оценивают кандидата по его личным качествам и потенциалу, а не на основании записи в резюме или трудовой книжке. Так что реальный вес вам придадут не громкие названия, а профессиональные навыки, как то:
- успешный опыт работы строго по специальности не менее трех лет;
- универсальность, то есть умение совмещать сразу несколько должностных обязанностей;
- опыт работы над проектами, которые принесли реальную прибыль компании;
- блестящее умение работать с компьютером - сегодня это необходимо практически любому специалисту;
- знание языков, хотя бы на уровне "читаю со словарем".
Во-вторых, важны личные качества, которые надо не только указать в резюме, но и продемонстрировать на собеседовании. Работодатели ценят в сотрудниках:
- инициативность;
- быструю реакцию и мобильность;
- умение мыслить нестандартно;
- ответственность;
- желание постоянно развиваться.
Итак, по большому счету, у вас есть два пути: работать на свое резюме, чтобы оно потом "работало" на вас; или расти не столько "на бумаге", сколько профессионально. Какой бы путь вы не выбрали, мы желаем вам удачи.
|