Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

О методиках анализа рисков.Часть 1.



Источник: Бизнес журнал

"Ведущий компании действуют так, как будто каждый божий день им грозит потеря клиентов, всех до одного". (Том Питерс, "В поисках совершенства") Известно, что в США ежегодно образуется до 600 тысяч фирм. У нас нет

"Ведущий компании действуют так, как будто каждый божий день им грозит потеря клиентов, всех до одного". (Том Питерс, "В поисках совершенства")

Известно, что в США ежегодно образуется до 600 тысяч фирм. У нас нет аналогичной цифры для России. Возможно, существенно меньше. Но интересно другое: сколько процентов из этих тысяч фирм доживает до конца года? 50? 10? Один?

Надеясь на лучшее, готовься к худшему – учили древние. Зная статистику, сто раз подумаешь, прежде чем заводить свой бизнес. Судя по всему, это – рискованное дело. Сегодня мы и поговорим о рисках.

Целеполагание, миссия, стратегия, видение… Цели тактические, цели стратегические... Цели – это хорошо. Увы, у любой, самой благородной, цели есть своя обратная сторона:

- затраты на ее достижение;

- риски, с которыми связано ее достижение.

Поэтому нужно всегда иметь под рукой запасной вариант. А лучше несколько. Именно благодаря своему умению заранее просчитывать "аварийные варианты" Наполеон в свое время одержал столько военных побед. Во всяком случае, так пишет американский консультант Брайан Трейси в своей книге "Победа!". Об умении Наполеона мгновенно принимать решения ходили легенды. Когда ему приносили сведения о происходившем на поле боя, Наполеон мгновенно принимал решение и через секунду уже отдавал приказы. Но его подчиненные не знали, что он заранее тщательно продумал все, даже маловероятные, случайности. Для любой ситуации у него был готов план действий. То, что окружающие считали гениальностью, на самом деле было проявлением тщательной предварительной подготовки.

"Постоянная оценка ситуации, как если бы вы находились в чужой стране, окруженные враждебными силами, поможет вам принимать верные решения и сосредоточить усилия на тех действиях, которые принесут желанные результаты. Удачливый полководец – тот, кто может обнаружить самые слабые места противника и ударить по ним изо всех сил" – пишет Брайан Трейси.

Ныне ведущие западные компании успешно применяют данный подход (его принято называть "сценарное планирование") в своей деятельности. Так было в начале 70-х, когда у Shell (едва ли не единственной из нефтяных гигантов) оказался под рукой "негативный сценарий" развития событий – а все потому, что компания в свое время не рискнула сократить свой маркетинговый отдел. Сегодня Royal Dutch Shell тоже вкладывает миллионы долларов в разработку различных сценариев действий на случай возможных форс-мажоров. К 2000 году они разработали 620 сценариев, описывающих все форс-мажорные обстоятельства – от разрыва нефтепроводов в Арктике до государственного переворота в нефтедобывающих странах Африки. Что бы ни случилось в мире добычи и транспортировки нефти, у компании Royal Dutch Shell уже имеется готовый альтернативный план.

Однако по сегодняшний день человечество создало не так много методик, связанных с анализом и прогнозированием рисков. Как вы думаете, почему? Вероятно, одна из причин: думать об опасностях и неприятностях не хочется. Но думать об этом необходимо. Что бывает, когда запасного (аварийного) сценария нет, мы отлично знаем.

Вот любопытная информация к размышлению. "…Помощник президента по национальной безопасности Юрий Батурин взял несколько карт района и по очереди приглашал к себе главного пограничника, главного военного, главного контрразведчика, главного милиционера и просил каждого на своем экземпляре карты показать маршрут, по которому, по данным его ведомства, шла группа Басаева. Естественно, оказалось, что все они нарисовали разные маршруты. И у каждого маршрут басаевской группы проходил так, что был вне зоны его ответственности. Потом Батурин все эти карты положил на стол президенту. За этим последовали отставки силовых министров". Млечин Л., Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина, М., "Центрполиграф", 2002 г., с. 438.

СКВ – списки контрольных вопросов

Вспомним детство: "переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом направо"; "уходя из дома, убедись, что выключен газ" и т.д. Это примеры простейших контрольных вопросов, страхующих нас от типичных ошибок.

А еще со студенческой скамьи многим известно волшебное слово "шпаргалка". Журналисты говорят: "самый плохой карандаш лучше самой хорошей памяти". Метод "контрольных вопросов" не позволяет создавать принципиально новую продукцию и находить решения проблем, но наводит на полезные мысли и "отсекает" повторяющиеся ошибки.

Фактически, это перечень вопросов (или советов), обобщающий опыт решения определенного типа задач. Вопросы направляют, подсказывают разные пути поиска решения проблемы. Считается, что метод возник в 20-е годы прошлого века. Однако достаточно вспомнить армейский устав (а уставы существовали уже у армий Древнего Рима) – что это, как не своеобразный "Список контрольных вопросов"?

Выполнение правил личной гигиены включает в себя:

- утреннее умывание с чисткой зубов;<>/p

- мытье рук перед приемом пищи;

- умывание, чистку зубов и мытье ног перед сном;

- своевременное бритье лица, стрижку волос и ногтей;

- еженедельное мытье в бане со сменой нательного и постельного белья, портянок и носков;

- содержание в чистоте обмундирования, обуви и постели, своевременную смену подворотничков.

Прическа военнослужащего, усы, борода, если они имеются должны быть аккуратными, отвечать требованиям гигиены и не мешать использованию средств индивидуальной защиты и ношению снаряжения. Ношение бороды разрешается только офицерам и прапорщикам (мичманам)..."

В 60-е годы XX века распространение получил список контрольных вопросов Алекса Осборна для решения творческой задачи (кстати, Осборну же принадлежит авторство "мозгового штурма" – о чем мы писали):

- Какое новое применение объекту Вы можете предложить?

- Что напоминает Вам данный объект? Вызывает ли аналогия новую идею?

- Имеются ли в прошлом аналогичные проблемные ситуации, которые можно использовать?

- Кого нужно опережать?

- Что можно увеличить? Что - уменьшить?

- Что можно перевернуть наоборот?

- Какие новые комбинации элементов возможны?

- Можно ли комбинировать цели?

- Комбинировать привлекательные признаки?

- Комбинировать идеи?

Вот здесь поставьте птичку. Чек-листы

Наиболее алгоритмизированная разновидность списков контрольных вопросов – т.н. "чек-листы" (check-lists). Чек-лист – это карточка с перечнем операций, которые должен выполнить сотрудник, сопровожденных "чек-боксами". Двигаясь от строки к к строке, сотрудник постепенно отмечает выполненные операции. Таким образом, уменьшается риск, что сотрудник нарушит процедуру, забыв выполнить какое-либо важное действие.

Вот каким может быть чек-лист по выбору одежды для участия в телевизионной программе (рекомендации Юрия Кормушина):

- Проверить, закрыты ли руки (исключить рубашку с короткими рукавами)

- Исключить одежду в полоску или клетку<>

- Исключить белый, красный, желтый, оранжевый и другие яркие цвета

- Проверить, не тугой ли воротник рубашки (особенно у полных людей)

- Брюки и носки: проверить, не открывается ли тело при положении сидя нога за ногу

- Исключить бриллианты (блестят и бликуют на экране)

- Исключить металлические пуговицы

И т.д.

Чек-листы очень удобны для реализации на ЭВМ (ведь чек-лист, как и компьютер, "разговаривает" в двоичной системе – понимает только ДА либо НЕТ). В частности, система помощи при возникновении проблем в Windows реализована именно в виде чек-листа.

За последние 50 лет было создано множество списков контрольных вопросов в самых разных областях – к примеру, существует "СКВ" для определения поддельных подписей избирателей:

3.2.1. Проверяемые подписные листы вначале должны быть сгруппированы по сборщикам. Просматривая листы конкретного сборщика, попытайтесь понять логику их заполнения. Для этого, по возможности, разложите их по датам сбора. Если порядок внесения подписей в лист непонятен (например, нарушена последовательность обхода квартир) – это повод внимательнее присмотреться к данному массиву подписных листов.

Например, если в графе "Год рождения" вместо года эпизодически появляются даты рождения, можно иногда с уверенностью сделать вывод, что листы писались с базы данных, и определить год формирования этой базы. Если при заполнении листа использовалось более двух ручек (разные чернила) – это наверняка рисовка. Если чернила в графах "Подпись" и "Дата подписи" одни, а в остальных графах другие, и это явление просматривается в массовом порядке, – мы почти наверняка имеем дело с липой.

3.2.3. Еще один типичный признак подделки – одинаковое начертание цифр при обозначении даты производства подписи избирателя. Сравните цифры одного номинала по всему столбцу листа, – и, может быть, все станет ясно...

(Полуэктов В.В., Полевые и манипулятивные технологии. Настольная книга менеджера избирательных кампаний, М., "Русская панорама", 2003 г., с. 124-126).

А вот фрагменты списка контрольных вопросов, страхующих от ошибок при выборе выставки (из HELP компьютерной программы "EXPO:1001 Рекламоноситель" производства ТРИЗ-ШАНС):

1. Увеличивается или уменьшается год от года общая площадь экспозиции? Как это объясняет Оргкомитет?

2. Сколько лет уже проводится выставка? Что нового будет на предстоящей выставке? Или она организуется впервые?

3. В удобное ли время проводится выставка? Не проводится ли более крупная и аналогичная выставка в столице или соседнем городе? Сможет ли фирма-экспонент принять участие в двух выставках? Какая выставка и почему является конкурентом этой?

4. Не совпадает ли время проведения выставки с какими-то праздниками или крупными событиями, которые явно отвлекут представителей властей, СМИ и часть посетителей?

5. В известном/престижном ли для Клиентов фирмы-экспонента месте проводится выставка?

6. Кто из лидеров рынка участвовал в прошедших выставках и продолжает участвовать? Участвуют ли конкуренты фирмы-экспонента в этой выставке? Если не участвуют - то почему?

/…/

13. Как характеризуют уже прошедшую выставку бывшие участники по истечении некоторого времени и после подведения итогов? С какими проблемами они столкнулись? (Сервис? Низкая посещаемость специалистами? Проблемы с Оргкомитетом?)

15. Что писала (и писала ли) специализированная пресса по итогам прошедшей выставки? Что можно найти на сайтах? Не опубликованы ли хвалебные рецензии лишь в изданиях, принявших участие в выставке "по бартеру"?

Часто общеделовая пресса не может обнаружить на очередной выставке "ничего нового", поэтому целесообразнее изучать именно специализированные издания.…

Приведем еще один поучительный вопрос из перечня, касающегося личности руководителя:

Если вы оставите бизнес, кто займет ваше место?

Списки контрольных вопросов, страхующих от ошибок на фирме, становятся основой фирменных стандартов, обязательных для выполнения всеми сотрудниками компании (см. статью про фирменные стандарты).

Для удобства (в ситуации, когда использование "шпаргалки" невозможно) может быть сделана "свертка" наиболее важных вопросов в аббревиатуру, которую легко запомнить.

Часто можно услышать, как космонавт, облекаясь в скафандр, бормочет магическое слово "гокираба". Эта формула напоминает, что необходимо проверить горючее, кислород, радио и батареи." (Артур Кларк)

А чтобы было еще удобнее, аббревиатуру делают похожей на какое-нибудь известное слово. Недаром в менеджменте столь популярен принцип целей SMART (smart – умный). Слово разворачивается в пять контрольных вопросов, касающихся поставленных целей:

S - Specific (Конкретность) – конкретна ли поставленная цель?

М – Measurable (Измеримость) – можно ли измерить степень приближения к цели? (Следует устанавливать конкретные критерии для измерения результата).

А – Achievable (Достижимость) – достижима ли поставленная цель? При постановке задачи нужно быть уверенным, что она достижима.

R - Relevant (уместность) – насколько цель уместна, относится к делу? действительно ли Вам нужно достичь этой цели?

T - Time bound (сроки) – можно ли определить сроки (конечные и промежуточные) достижения цели?

О другой не менее известной в менеджменте аббревиатуре (возможно, продвинутые читатели догадались, речь идет о SWOT) мы расскажем в следующей статье.

А пока – достоинства и недостатки метода "СКВ":

Достоинства метода:

- он позволяет избежать многочисленных ошибок, некоторые из них могли бы оказаться критичными...

Недостатки метода:

- он не дает новых, креативных решений.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru