Гоулман Дэниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 301 с.
Дэниел Гоулман в 1995 г.
Дэниел Гоулман в 1995 г. опубликовал книгу “Эмоциональный потенциал”, вмиг ставшую бестселлером. Десять лет спустя его новая книга, написанная совместно с профессорами Ричардом Бояцисом и Энни Макки и вновь ставшая национальным бестселлером в США по версии New York Times и Wall Street Journal, появилась в нашей стране. Кстати, именно на его первую работу ссылается профессор Манфред Кэ де Ври в книге “Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта” (М.: Альпина Паблишер, 2003), доказавший, в частности, что высокий IQ (коэффициент умственного развития) может быть побит высоким EQ (коэффициентом эмоционального развития).
Американское трио не просто развивает эту тему (одно из приложений называется “Эмоциональный интеллект и IQ”): опираясь на многочисленные исследования и практику бизнеса, авторы предлагают модель эмоционального лидерства. “Нам удалось собрать богатый урожай данных”, — отмечают авторы книги. Коллеги из консалтинговой компании The Hay Group поделились с ними результатами исследований эффективности лидерства, которые уже более 20 лет ведутся ее сотрудниками для заказчиков со всех концов света; многие исследователи применяют разработанный авторами тест для оценки эмоционального развития ECI-360 (Emotional Competence Inventory-360) — инструмент, который позволяет определять наличие ключевых качеств, необходимых лидеру.
На первый взгляд идея книги очень проста — “зажигать” людей, вызывать в них готовность к действию. Такой эффект возникает, как пишут авторы, когда лидеру удается вызвать резонанс — “пробудить лучшие чувства”. “Эта закономерность указывает на еще один важный аспект эмоционального лидерства: его влияние не ограничивается гарантией хорошего выполнения работы, — подчеркивают авторы. — Люди тянутся к лидеру, ждут от него эмоциональной поддержки, ищут у него сочувствия”. Негативная реакция — диссонанс — подрывает “эмоциональные основы, на которых зиждется благожелательность коллектива”.
В поисках ответа на вопрос, как возникают резонанс и диссонанс, авторы погружают читателя в научные дебри: например, в разделе “Лидерство и строение мозга” появляются миндалевидное тело, лобная, префронтальная и затылочная области, где возникает схема эмоциональной регуляции. Но все это прелюдия к разговору о главном — эмоциональном интеллекте, означающем “умение лидеров управлять собой и отношениями с другими людьми”.
Четыре его составляющих — самосознание и самоконтроль, социальная чуткость (умение сопереживать, или эмпатия) и управление отношениями с людьми — стали основой и самой книги, и представленных в ней результатов исследований. Например, беседы с 2 млн сотрудников 700 американских компаний показали, что главным фактором продолжительности работы человека в компании — и уровня его производительности — служит качество отношений с его непосредственным руководителем. “Люди приходят в компанию, а уходят от начальника”, — заключает Маркус Бакингэм, сотрудник Gallup Organization, который анализировал эти данные.
Приведенные далее в книге стили лидерства давно знакомы всем, кто знаком с азами управления. Но наверняка любой читатель найдет много общего в практике бизнеса США и России, если прочитает о парадоксе “сукина сына”. В нем описываются лидеры, оставляющие после себя, по версии авторов, компании, страдающие всеми признаками “злоупотребления стероидами”. Это означает, что топ-менеджеры с целью показать высокую прибыльность стремятся создать интенсивно “накачанные” компании, и они в какой-то период демонстрируют “мышечную массу”, полученную за счет человеческих и экономических издержек. Что ждет такие компании, хорошо известно: при сжигании “корпоративного жира” в первую очередь увольняются простые работники. Какие качества эмоционального интеллекта отсутствуют у этих “сукиных сынов”? Конечно, эмпатия и искусство совместной работы.
Споры же наверняка вызовет глава, где обсуждается проблема развития лидерских навыков. За справедливой критикой краткосрочных программ проглядывает желание авторов приукрасить успехи программ МВА, читаемых в США. Но, несмотря на это, их данные внушают уважение: два года спустя после прохождения курса на одной из программ МВА у слушателей наблюдалось 47%-ное повышение уровня самосознания (в частности, уверенности в себе) и самоконтроля (в частности, адаптивности и воли к победе); что касается навыков социальной чуткости и управления отношениями, то здесь, как отмечают авторы, улучшения были еще более значительными: для таких способностей, как сопереживание и умение руководить командой, они достигли 75%.
Кстати, в книге много замечательных находок, благодаря которым не только профессор или консультант, но и любой работник может протестировать себя и коллег на наличие эмоционального интеллекта. Например, используя новые данные об эмоциях, наиболее точно отражающих истинное качество трудовой жизни, каждый читатель может вычислить процент проведенного на работе времени, в течение которого он ощущает положительные эмоции. По версии авторов, это “один из самых верных факторов удовлетворенности работой”. Хочется надеяться, что процент положительных эмоций у читателей этой книги тоже будет большим.