Все секреты по карманам
Оксана Крылова
Источник: Работа для Вас
Сегодня не принято всю жизнь работать на одну компанию. Два-три года и сотрудник снимается с насиженного места, чтобы упорхнуть к конкурентам. А что он уносит с собой, кроме теплых воспоминаний и полученного опыта?
Сегодня не принято всю жизнь работать на одну компанию. Два-три года и сотрудник снимается с насиженного места, чтобы упорхнуть к конкурентам. А что он уносит с собой, кроме теплых воспоминаний и полученного опыта? Может быть, ваши коммерческие тайны? Тогда как долго и надежно он сможет их хранить?
Выдаст - не выдаст?
Не так давно фирма-производитель пива «Оболонь» предъявила иск своему бывшему главному инженеру, который, по мнению компании, уволившись, разгласил коммерческую тайну предприятия. Сумма иска составила 18 млн. гривен, что по украинским меркам дело не шуточное. Удастся ли компании выиграть дело – вопрос открытый. По крайне мере, ни на Украине, ни в России подобных прецедентов пока не было, проще говоря, все попытки защитить свою коммерческую тайну в суде не приносят желаемого результата. Хотя этим летом был принят новый, более жесткий, закон о коммерческой тайне. Так как же компании защитить свои секреты?
Этим вопросом задаются работодатели во всем мире. И приходят к выводу, что самая надежная гарантия сохранности секретов – это деньги. Большинство компаний платят большие бонусы увольняющимся сотрудникам именно для того и с тем условием, чтобы они не передавали их коммерческие тайны конкурентам. Если же такой возможности у фирмы нет, то приходится прибегать к более дешевым, но и менее надежным способам.
Роман Устюжанин, генеральный директор компании «Омега Консалтинг» (комплексная проверка и психологическое тестирование персонала) предлагает следующие превентивные меры:
- Попросите сотрудников подписать соглашение о неразглашении тайны при приеме на работу и при увольнении. Психологически это действует очень хорошо: большинство людей боится нарушать подписанные договоренности. Важно, чтобы в этом документе был оговорен конкретный срок хранения секрета.
- Проведите комплексную проверку увольняющегося сотрудника, в том числе, с использованием детектора лжи.
- Дробите секретную информацию на модули и доверяйте их различным лицам. Таким образом, сотрудника будет владеть только частью секретной информации, которая сама по себе может и не представлять особой ценности.
- Отслеживайте взаимоотношения в коллективе, выявляя недовольных и обиженных сотрудников. Они могут выдать ваши секреты просто «на зло» или из принципиальных соображений.
- Делайте достоянием общественности все факты разглашения коммерческой тайны бывшими сотрудниками, как внутри компании, так и на внешнем рынке.
- Проводите мероприятия, повышающие лояльность сотрудников.
А в Америке делают так
По данным Комиссии Конгресса США по международной торговле американские компании ежегодно теряют более 70 млрд. долларов из-за недобросовестной конкуренции иностранных фирм. При этом в 43% случаев утечка информации произошла в результате таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, внедрение своих агентов, а в 24% случаев коммерческую тайну предприятия добровольно или непреднамеренно выдавали сами сотрудники (данные опубликованы на сайте www.vivacurator.ru).
Возникает вопрос: неужели даже практичные американцы до сих пор не придумали, как остановить не в меру болтливых сотрудников? Как показывает практика, самым слабым звеном в цепи информационной безопасности компании всегда является человек. Можно поставить самую современную сигнализацию, самую продвинутую компьютерную программу, но все это не поможет, если вовремя не объяснить сотрудникам, что выдавать тайны компании нельзя. Поэтому в американских компаниях действуют методом убеждения и предупреждения. В основе этого способа лежат три документа, к которым и сами служащие и руководство любой компании относится со всей серьезностью.
Если человек, имеющий доступ к каким-либо секретам компании, решил ее покинуть, то вместе с заявлением об увольнении он подписывает бумагу, подтверждающую его намерение хранить коммерческую тайну компании. Работодатель со своей стороны отправляет два официальных письма. Первое – своему бывшему служащему, где предупреждает его об ответственности за разглашение, доверенных ему секретов. Второе – новому нанимателю уволившегося. В этом письме содержится предупреждение о том, что он владеет некой ценной информацией и просьба не назначать его на определенные должности.
Удивительно, но этот метод работает. Не известно, связано ли это с законопослушностью американцев или с умением большинства корпораций отстаивать свои права в гражданском суде. Но если бывший сотрудник компании не являлся профессиональным шпионом, он, как правило, надежно хранит секреты бывшей компании. По крайней мере, не рассказывает их от нечего делать первому встречному, что пока не редкость у нас в стране.
По мнению Владимира Соломанидина, вице-президента холдинга коммерческой безопасности «Альтернатива-М», на Западе продуманная и отлаженная процедура увольнения позволяет существенно снизить риск разглашения секретной коммерческой информации. «Человек не должен уходить обиженным, - считает Владимир. – За границей при увольнении стараются создать максимально комфортную атмосферу: подробно обсуждают причину увольнения, приглашают для беседы к первому лицу компании, предлагают откровенно рассказать, о том, что ему не нравилось в компании. Этот метод очень хорошо действует, потому что человек чувствует свою значимость для компании».
Если сотрудник занимал ключевой пост и обладал очень ценной информацией, ему могут предложить остаться в компании на должности консультанта или стать одним из акционеров. Это позволяет организации сохранить лояльность уходящего сотрудника, особенно если он не переходит в другую компанию, а, например, уходит на пенсию.
Но это только одна сторона медали. «И в Америке, и в Европе все прекрасно понимают, что в случае нарушения подписанных документов о неразглашении, человека обязательно привлекут к ответственности, причем произойти это может и через большой промежуток времени, проще говоря, ответственность неотвратима», - добавляет г-н Соломанидин.
Правда, работодатель должен не только «уговорить» бывшего сотрудника, но и принять реальные меры по защите своих тайн. В противном случае «болтливый» сотрудник может доказать в суде, что никаких мер безопасности не принималось, а это серьезно снизит его персональную ответственность. Вот такая замкнутая система, которая все же периодически дает сбой, даже несмотря на то, что по данным Комиссии Конгресса США по международной торговле, американские компании тратят на информационную безопасность пятую часть бюджета, выделяемого на маркетинг. А это, как известно, одна из главных статей их расходов.
Почему сотрудники разглашают коммерческие тайны:
- Болтливость сотрудников, особенно связанная с употреблением алкоголя и общением в дружеских компаниях — 32%.
- Стремление сотрудников заработать деньги любым способом, по принципу «деньги не пахнут» — 24%.
- Отсутствие службы безопасности фирмы — 14%.
- «Советская» привычка персонала делиться опытом, давать советы — 12%.
- Бесконтрольное использование информационных и копировальных средств на фирме — 10%.
- Психологические конфликты между сотрудниками, между сотрудниками и руководством — 8%.
/Составлено Интернет-порталом «Технологии разведки для бизнеса» www.it2b.ru по результатам опросов среди крупнейших российских компаний/
Всего один вопрос
Уверены ли Вы, что уволившийся сотрудник не будет разглашать коммерческую тайну вашей компании?
Надежда Шалашилина, директор по персоналу холдинга ЛАНИТ: Большинство руководителей понимают, что на новом месте сотрудник стремится продемонстрировать лояльность новому работодателю и, так или иначе, разглашает секретную информацию. Например, практически любой уволившийся специалист разглашает закрытые данные о зарплате, бонусных выплатах и системе мотивации на первом же собеседовании. Поэтому вопрос не в том, разглашает ли сотрудник информацию, а может ли он нанести этим реальный ущерб бывшему работодателю. Мы к вопросу собственной безопасности подходим комплексно, выстраивая систему, которая делает причинение ущерба бизнесу затруднительным.
Например, тщательно отбираем людей при приеме на работу, тестируя и профессиональные компетенции, и психологические особенности. Мы хотим быть уверены, что новый человек приходит к нам работать, а не заниматься конкурентной разведкой. У нас существует система уровней доступа и контроля доступа к коммерческой информации, позволяющая осуществлять мониторинг деятельности сотрудников.
Вообще, времена, когда люди работали с людьми, а не с компаниями, уходят в прошлое. Поэтому, даже если теоретически возможен уход сотрудника с информацией о клиентах, это вряд ли может что-то дать конкуренту. Сегодня в бизнесе основным критерием выбора партнера является не знакомство с менеджером, а репутация фирмы и опыт реализованных ей проектов.
Марина Эванс, директор по правовым вопросам компании SIBIUS: В нашей практике были случаи, когда бывшие работники уносили с собой «хрупкую» информацию конкурентам. С тех пор все сотрудники знакомятся под роспись с Положением о КТ нашей компании, с Перечнем сведений, входящих в КТ и процедурой использования этой информации.
По новому Закону «О коммерческой тайне», в случае нарушения выбывшим работником своих обязательств по неразглашению КТ, компания вправе требовать от него возмещения причиненных убытков. Но на практике сложно посчитать и доказать в суде размер реального ущерба. Даже если это удается, то не у каждого работника хватит средств, возместить ущерб. Поэтому единственный путь - внимательнее выбирать персонал и ограничить доступ к конфиденциальной информации внутри компании.
Литература по теме:
- Технологии безопасности бизнеса. Введение в конкурентную разведку. М.: Юристъ, 2002 / Баяндин Н. И.
- Коммерческая тайна и ее защита. М.: Ось-89, 2002 / Соловьев Э. Я.
- Новый закон о коммерческой тайне. Научно-практическое пособие. М.: Шумилова И.И., 2004 / Шумилов А. Ю.
|