Когда не все спокойно в Датском королевстве
Марина Кочемасова
Источник: Элитный персонал
Что-то странное происходит в нашей компании. Темпы продаж становятся все ниже и ниже. Это, конечно же, отражается на нашем заработке и на общей обстановке в коллективе. Руководство ходит хмурое, все чаще проводит
Что-то странное происходит в нашей компании. Темпы продаж становятся все ниже и ниже. Это, конечно же, отражается на нашем заработке и на общей обстановке в коллективе. Руководство ходит хмурое, все чаще проводит закрытые заседания. По офису поползли слухи о нехватке оборотных средств. Начались кадровые перестановки, а с ними и интриги. Поговаривают о массовых сокращениях. Что делать? Уже начинать рассылать резюме или подождать, чем все закончится? Если предложат увольняться, то тихо уйти или требовать компенсацию? Елена, менеджер по работе с клиентами.
Ситуацию комментирует исполнительный директор компании «Контакт-Эксперт», консультант по управлению персоналом Алексей НИКИТИН.
- Алексей, какой диагноз вы бы поставили организации, в которой работает Елена?
- Я бы поздравил эту компанию: она переживает кризис! Любая организация - это живая система, обладающая многими свойствами живого организма: она рождается, растет и умирает. При этом каждое изменение сопровождается кризисными ситуациями. Кризис - необходимое условие выживания в изменяющейся среде обитания. Ежемесячно на рынке появляются и исчезают тысячи компаний. Остаются лишь те, кто приспособился, почувствовал «направление течения», а также сумел справиться с кризисом. Изменения делают компанию сильнее, но могут и убить – все зависит от действий людей в организации.
- В чем же кроются причины возникновения кризисов?
- На разных стадиях развития организации кризисы могут быть вызваны разными причинами. Молодая компания, только выходящая на рынок, сталкивается с недостатком опыта, незнанием конъюнктуры рынка, демпингом со стороны более крупных игроков и т.д. Когда компания набирает силы, растут и проблемы: ужесточение конкуренции, гонка за новыми технологиями, повышенное внимание властей. Кроме того, у зрелой компании часто возникают проблемы, связанные с бюрократизацией структуры, устареванием продукта и большим количеством мелких конкурентов. Каждый случай индивидуален, поэтому универсального лекарства не существует. Наиболее «продвинутые» организации обращаются за помощью к специалистам по антикризисному управлению, которые помогают руководству компании разработать программу оздоровления.
- Что в таких кризисных ситуациях обычно происходит с персоналом компании?
- Бывает по-разному. Конечно, ничего приятного в таком положении дел нет. Дискомфорт, тревожность, неуверенность в завтрашнем дне – вот непременные спутники кризиса. Но важно не столько то, кто и как себя чувствует, а, прежде всего, кто и что делает. Поведение сотрудников в таких ситуации напрямую зависит от поведения руководства. Первый шаг на пути преодоления трудностей - признаться себе и своим подчиненным в том, что кризис наступил. Замалчивание и «ложь во спасение» ни к чему хорошему обычно не приводят. Необходимо максимально оперативно и честно объяснить персоналу компании, что происходит, и призвать людей к мобилизации сил. Очень многое здесь зависит от личности руководителя, его харизмы. Бывают случаи, когда именно кризис становится отправным пунктом для мощного рывка компании к успеху. Недаром китайцы говорят, что кризис - это одновременно и беда, и возможность. Отрицательные эмоции, кстати, тоже могут быть эффективны. Ополчившись на реального или мнимого врага, например конкурента, люди в большинстве случаев демонстрируют высокую степень энтузиазма, способность к командной работе и взаимной поддержке. Вариант, когда руководство делает вид, что ничего не происходит, изначально обречен на неудачу. Затронув одну сторону бизнеса, кризис незамедлительно отразится на остальных. При таких обстоятельствах руководитель, лишающий людей информации, рискует потерять доверие подчиненных. Кроме того, неопределенность ситуации порождает слухи, домыслы, что отнюдь не улучшает психологический климат в коллективе. Вместо того чтобы сосредоточить силы на помощи компании, её сотрудники плетут интриги и активно участвуют во всевозможных психологических играх. Теряется осмысленное отношение к труду, качество работы резко ухудшается, время на её выполнение увеличивается, учащаются опоздания на работу и преждевременные уходы, процветает воровство. Люди перестают верить не только в свою компанию, но и в самих себя. На этой стадии глухое недовольство может перерасти в панику и даже агрессию.
- Нередко кризисы сопровождаются массовыми увольнениями. Можно ли этого избежать?
-В своей работе я сталкивался с разным поведением компаний в отношении персонала. Приведу такой пример. В 2000 году вследствие непродуманной ценовой политики компания, работающая на рынке дистанционной доставки продуктов питания, перестала выходить на уровень самоокупаемости, потратила инвестиционные деньги и испортила отношения с поставщиками. Долги нужно было отдавать, поэтому было принято решение о сокращении издержек и в первую очередь - фонда заработанной платы. Но кого сокращать? Компания делилась на два департамента: производство, состоящее из парка машин и складских подразделений, и офис. Было принято решение сохранить прежде всего производственный комплекс, а офис подвергся тотальному сокращению. При этом отсутствие грамотно выстроенной маркетинговой стратегии и квалифицированного управления привело компанию к глубокому системному кризису, что в результате повлекло за собой смену собственника. И только грамотные действия нового управляющего смогли спасти компанию.
- При каких условиях антикризисное управление приводит к положительным результатам?
- Расскажу еще одну историю, которая произошла в конце 2003 года. В крупной оптовой компании, импортирующей на российский рынок бытовую электронику и аудиотехнику, произошел кризис из-за приостановки работы логистического направления холдинга. Вызвано это было внешними факторами, однако деятельность компании была заморожена и начались вынужденные сокращения.
При этом высшее руководство хотело сохранить человеческий капитал компании. К увольнению подходили взвешенно и осторожно. Была проведена внеплановая оценка персонала, высококвалифицированным специалистам даже не урезали зарплату, но в связи с вынужденным простоем могла произойти демотивация персонала. Чтобы этого избежать, была разработана программа тотального обучения и переобучения. В результате по окончанию кризиса компания приступила к работе, не растеряв своего потенциала.
- Что необходимо знать человеку, работающему в компании во время кризиса?
- Нужно понимать, по каким критериям разумный руководитель оставляет людей в компании. Главное - это универсальность сотрудника, способность выполнять несколько задач, понимание происходящих в компании изменений, желание меняться и учиться работать в новых условиях. Даже лояльность к компании в кризисной ситуации отходит для руководителя на второй план. Также нужно знать, что трудовой кодекс и российское законодательство во многом стоят на стороне работника. Если работодатель объявляет об официальном сокращении, то он обязан предупредить об этом трудовой коллектив минимум за два месяца, уведомив также местную трудовую инспекцию. Если работодатель в индивидуальном порядке предлагает вам покинуть организации, мотивируя свои действия кризисом, то не спешите сдавать свои позиции. Вы вполне можете рассчитывать на компенсацию. Трудовой кодекс не говорит о размере возможной поддержки, она определяется по взаимной договоренности с работодателем. Не забудьте подписать со своим руководителем Соглашение о прекращении трудового договора, т.е. документ, определяющий условия разрыва ваших рабочих отношений. Несколько слов о личном аспекте расставания. К сожалению, плохие новости распространяются быстрее, чем хорошие. Покидая компанию, старайтесь быть максимально корректными, не компрометируйте свое имя.
- А какие советы вы можете дать руководителю, компания которого оказалась в кризисной ситуации?
- В большинстве случаев первым шагом на пути преодоления кризиса является попытка сократить издержки, львиная доля которых приходится на фонд заработной платы. Необходимо помнить, что кризис - это один из закономерных процессов развития компании. При наличии продуманной антикризисной политики переживаемые трудности идут бизнесу на пользу, обновляя его и делая сильнее. А персонал - это стратегический ресурс, без которого работа компании невозможна. Так что перед решением о сокращении штата необходимо взвесить все «за» и «против». В тех случаях, когда сокращать коллектив все-таки необходимо, имеет смысл обратиться к специалистам по оценке персонала, а также получить грамотную юридическую консультацию, чтобы не попасть в ловушки российского законодательства.
Итак, если в вашей компании намечается кризис:
Берегите себя! Большинство людей пугают перемены. Примерно 80 % россиян (по данным Минздрава за 1998-2000 гг.) имеют признаки маниакально-депрессивного синдрома - усталость, сонливость, неврозы, паника, депрессивные и агрессивные состояния. Относитесь к себе бережно, не позволяйте эмоциям влиять на ваше здоровье. Тренируйте свой организм: спорт, сауна, сбалансированное питание.
А я и крестиком могу... Если благодаря кризису в компании у вас появилось свободное время, то это прекрасный повод заняться самообразованием. Вы умеете печатать слепым методом? Выучите, наконец, немецкий! Или разберитесь, как готовить презентации в Power Point.
Не устраняйтесь! Подумайте над тем, как можно было бы помочь вашей компании. Возможно, вам, как человеку видящему ситуацию изнутри, легче увидеть пути решения проблемы. Только не перегибайте палку. Помните, что руководству и так не легко. Не перегружайте его своими гениальными идеями, будьте максимально тактичны.
Без паники! Самое страшное, что может с вами произойти, это увольнение. К счастью, ситуация на рынке труда такова, что рабочих мест больше, чем квалифицированного персонала. Так что работу вы найдете, только подготовьтесь к её поиску уже сегодня. Составьте резюме, проинформируйте знакомых о том, что вы готовы сменить работу, воспользуйтесь интернетом, пролистайте специальные издания. Возможно, новое интересное предложение не заставит себя ждать.
Полезные тренинги:
- «Психология антикризисного управления» (компания «Бизнеслэнд»)
- «Управление конфликтами и стрессом. Руководство в кризисных ситуациях» (учебный центр АКМР)
- «Управление изменениями в организации» (Национальное консалтинговое бюро «Кардинал»)
Актуальная литература:
- Выживают параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. / Гроув Э.
- Антикризисное управление. Как не повторить чужих ошибок и исправить свои. Питер, 2003. / Самоукина Н.В.
|