Деловые игры способны многому научить. Тех, кто готов делать выводы. Любой тренинг будет скучным и бесполезным, если не внести в него азарт и соревновательный дух. Поэтому все большее распространение получают деловые
В практике бизнес-образования используются ролевые, имитационные, моделирующие игры. Однако в России наибольшее распространение получили бизнес-симуляции, утверждает Георгий Мелик-Еганов, директор по маркетингу тренинговой компании MTI. По его словам, в таких играх совершенствуются навыки командного взаимодействия, а также достигается более полное понимание бизнес-процессов в компании. Например, в российском офисе компании “Нестле” уже несколько лет проводится игра Watergame, которая была разработана американскими специалистами в 60-х гг. прошлого века. Цель игры — дать участникам представление о создании и работе цепочки поставщиков.
В этой игре принимают участие как сотрудники отдела логистики, так и сотрудники других департаментов. За четыре часа группе из 16 человек необходимо смоделировать, создать и добиться максимально эффективной работы цепочки поставщиков. Группа проходит через несколько этапов: от производства, складирования, дистрибьюции и, наконец, до непосредственного распространения в магазинах. Сотрудники, сидя за одним игровым столом, передвигают на игровом поле фишки, отображая движение товара. При этом они обладают информацией о количестве произведенной продукции, товарных запасах, а также параметрах спроса и предложения на рынке, которые могут внезапно меняться ведущим.
“Сотрудники компании — люди с разнообразными типами мышления, находясь в одной группе, сталкиваются с задачами, в решение которых каждый может внести свой вклад, — рассказывает Денис Федорченко, начальник отдела контроля и развития логистики и поставок "Нестле". — Ведь игра основана не только на бизнес-процессах, но и на человеческом поведении, которое в любой момент может привести к непредсказуемым результатам”. Watergame дает сотрудникам разных отделов компании возможность “встать со своего кресла” и посмотреть, чем занимаются их коллеги из других подразделений. Лучшее понимание смежных бизнес-процессов позволяет сотрудникам эффективнее налаживать отношения между департаментами.
Игра на реальных примерах
Однако у игр-симуляций есть свои недостатки. Как правило, они оторваны от реальности, поэтому участие в них может дать менеджеру представление лишь об общих закономерностях бизнес-процессов. Кроме того, в основе каждой симуляции лежит та или иная модель управления, отмечает Георгий Мелик-Еганов. “Если тренер — сторонник, например, модели Портера, то все выводы по результатам игры будут делаться исходя из этой модели”, — рассказывает эксперт. Поэтому возможности применения полученных навыков в реальной бизнес-ситуации ограничены, утверждает эксперт.
Однако гораздо важнее, что менеджер в деловой игре не следует советам тренера, а пытается решать поставленные задачи самостоятельно, что помогает ему осмыслить те или иные ошибки, которые он совершает в процессе игры. Но бывает и так, что никакого осмысления не происходит.
Например, директор Таллинской школы менеджеров Владимир Тарасов вспоминает, как собственники аграрного холдинга решили смоделировать процесс организационных изменений. Для этого была разработана специальная ролевая игра. “Была предложена система передачи власти от собственников к наемному менеджменту и разработана новая структура управления компанией”, — рассказывает Тарасов. Однако в процессе игры стало понятно, что менеджмент не справляется с управлением. “Тем не менее собственники бизнеса решили осуществить изменения именно по разработанному ими сценарию”, — вспоминает Тарасов. В результате через год после проведения игры компания понесла серьезные убытки.
Без страха ответственности
Деловые игры позволяют придать процессу обучения эмоциональную окраску и сделать его более эффективным. В повседневной деятельности товарно-денежные потоки идут вне непосредственного восприятия человека и практически любой менеджер работает со своим товаром с позиции “логического интеллекта”, рассказывает Евгений Мачнев, генеральный директор компании “EBM Тренинг”. “В деловой игре отношение к бизнес-процессам и управленческим решениям основано на так называемом “эмоциональном интеллекте”, — продолжает эксперт.
С помощью деловых игр можно не только отрабатывать деловые навыки, но и выявлять склонности и способности участников. “В свое время мы проводили игру для сотрудников страховой компании, — рассказывает Мачнев. — При этом HR-директор компании призналась, что у нее постоянно возникали проблемы с одним из страховых агентов”. Основная претензия к сотруднику заключалась в том, что он слишком долго “возился” с одним и тем же клиентом. Тогда его решили привлечь к участию в деловой игре. Ее участникам сообщили 33 факта о строительстве древнего памятника. Например, количество рабочих, которые его строили, стоимость его строительства, количество женщин, принимавших участие в строительстве. “При этом ловушка заключалась в том, что половина этих фактов не имела отношения к решению логической задачи”, — вспоминает Мачнев. Участникам нужно было за 20 минут математически рассчитать, в какой день будет окончено строительство памятника. Решить эту задачу удалось лишь одному человеку. “Им оказался как раз тот самый незадачливый страховой агент, — рассказывает Мачнев. — Тогда стало понятно, что он обладает серьезными аналитическими способностями и именно в силу своей педантичности испытывает сложности в работе с клиентами”.
Эксперты отмечают, что именно отсутствие материальной ответственности за принимаемые решения, а также безоценочный характер деловых игр позволяют участникам раскрепоститься и проявить свои лучшие качества. Владимир Тарасов вспоминает, как однажды ему довелось проводить игру-симуляцию в Турции. “Группе участников было предложено создать виртуальное государство с аппаратом управления, полицией, армией и прочими атрибутами”, — вспоминает Тарасов. Президентом государства была избрана женщина-служащий, перед которой были поставлены непростые задачи — выплата внешних долгов, решение проблемы безработицы, формирование отношений с бизнес-сообществом. При этом ей нужно было общаться с совершенно разными людьми, продвигать свои решения, находить с ними общий язык, убеждать. “В результате ей удалось блестяще справиться со всеми задачами, — рассказывает Тарасов. — При этом, как оказалось, она и не подозревала, что у нее есть талант руководителя”.
Помимо всего прочего участие в деловых играх дает возможность оценить свои действия со стороны. Как правило, игра снимается на видеокамеру, но съемка не мешает участникам игры, и они чувствуют себя раскрепощенно. Однако после просмотра очень четко видны, например, коммуникационные недостатки, которые присущи участникам игры. Кроме того, в процессе деловой игры можно сравнить собственные менеджерские навыки с навыками партнеров по игре. “Такое сравнение может быть полезно топ-менеджерам и собственникам, если в деловой игре участвуют не только их сотрудники, но и персонал конкурирующих компаний, — говорит Михаил Иванов, директор по развитию компании Strategica. — В этом случае можно выявить слабые места управленческих команд и выбрать направление для обучения”.