Как начать успешно работать?
Елена Ишутина
Источник: Обучение и работа
Помните, как у Ильфа и Петрова: «Жизнь, господа присяжные заседатели, — это сложная штука, но эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает». Так и
Помните, как у Ильфа и Петрова: «Жизнь, господа присяжные заседатели, — это сложная штука, но эта штука открывается просто, как ящик. Надо только уметь его открыть. Кто не может открыть, тот пропадает». Так и стеснительный человек, если он даже держит в руках ключ от этого ящичка, все равно его не откроет — неловко как-то ему, неудобно, боязно, а поэтому, как пить дать, пропадет. Что же говорить о выборе профессии, дальнейшем трудоустройстве, самой работе и тем более карьере? Как правило, у чрезмерно застенчивых людей ничего не складывается. Извечный вопрос, что же в такой ситуации делать?
Нельзя путать пресловутую скромность с таким неудобным качеством, как стеснительность. Это разные вещи. Скромность, если вы делаете свою работу честно и добросовестно, стараетесь, — отнюдь не помеха успеху. Более того, людей трудолюбивых и скромных чаще замечают и отмечают на работе. Стеснительных же, с тем же набором качеств, с точностью до наоборот стараются не замечать, и даже любым способом поддевать, подавлять, а то и, будем откровенны, обижать. Ведь у застенчивых людей просто не хватит духу ответить! У начальников, да и у сослуживцев, подсознательно проявляется животный инстинкт под названием «выбор жертвы».
В моей служебной практике иногда случались абсурдные ситуации: новая сотрудница, вся работа которой сводилась к компьютерной обработке данных, часами ждала, когда освободит компьютер бойкая секретарша, переписывающаяся по электронной почте со своими друзьями. В результате новенькую уволили как не выдержавшую испытательный срок. Пришедшая на ее место соискательница на вакантную должность быстро поставила секретаршу на место, да так, что последняя стала ей и чай с кофе носить, и компьютер протирать. На самом же деле уволенная сотрудница справлялась со своими обязанностями лучше, так как за более короткий срок успевала больше, чем та, которую оставили. Виной всему — стеснительность, абсолютно неуместная в рабочем процессе.
Считается, что подобная черта является чуть ли не наследственной. Один Отец по натуре — душа любой компании, активист на работе, а тут такой тихоня-сын. У родителя даже закралась страшная мысль: «А не болен ли ребенок?» Как выяснил детский психолог, мать ребенка в детстве была такой же замкнутой, но со временем это прошло. Расспросив жену, мой сослуживец даже раскричался на нее: «Что же ты мне раньше об этом не сказала?» Постеснялась.
Однако совсем не обязательно заложенное в детстве останется с человеком навсегда. Под влиянием обстоятельств, той среды, в которой растет и развивается ребенок, стеснительность проходит. Если же у вас, ваших коллег или близких не прошло, не переживайте. Психологи на этот счет имеют свои рекомендации. Конечно, не будем идти по стопам того американского анекдота, когда бизнесмен приходит на сеанс психоанализа и рассказывает врачу, что у него буквально все рушится: кредиторы со дня на день производство закроют, сотрудники увольняются и так далее. А врач ему говорит: «Давайте вспомним, как в детстве у вас ведерко отняли, совочком по голове стукнули, а дети в песочнице разбежались...»
Начнем, пожалуй, с объяснений самих стеснительных людей. Чаще всего они говорят, что «не справятся», «не смогут», «не получится», «не хватит знаний и умений» и так далее. В общем, заранее программируют себя на неудачу из-за неуверенности в себе. Такие люди часто считают свой умственный потенциал намного ниже, чем у окружающих их сотрудников. Хотя, если протестировать стеснительных людей, получится, что уровень так называемого IQ у них ничуть не ниже, а то и выше среднестатистического! У Джорджа Буша-младшего, для примера, низкий уровень IQ — 91 единица. И это его абсолютно не беспокоит, он даже с удовольствием шутит на тему своего отнюдь не высокого интеллекта. Киноактер Том Круз научился читать и писать, только став звездой, а Киану Ривз — суперчеловек будущего Нео из трилогии «Матрица», вообще тормозит, если можно так назвать его умственное состояние...
Хотя, если сравнивать интеллект Буша с интеллектом того же Билла Клинтона, то у последнего уровень в два раза выше, а попался он на отношениях со стажеркой, IQ которой равнялся всего 70 единицам! Вывод напрашивается сам собой: никогда не сравнивайте себя с другими сотрудниками. Все относительно. Каждый человек — индивидуальность. Не может такого быть, что вы оказались по всем параметрам хуже всех. Все течет, все меняется, и может статься, сегодня вы по молодости лет или новизне деятельности не блистаете, но пройдет время, освоитесь — и у вас все обязательно получится.
Вывод второй: никогда не теряйте присутствия духа, выполняя поручение. Не ошибается, как известно тот, кто ничего не делает, поэтому не бойтесь ошибиться. Только не зацикливайтесь на своих поражениях и не пытайтесь сделать вид, что вы делаете все правильно, когда на самом деле знаете, что это не так. Как говорили древние, «errare humanum est, stultum est in errore perseverare» — человеку свойственно ошибаться, глупцу — упорствовать в ошибке. Признайте, что у вас что-то не вышло, не получилось. Осознайте почему — и исправьтесь. Если у вас что-то не задалось, не обязательно в следующий раз тоже ничего не получится. Получится, обязательно получится! Если бы спортсмены не верили в победу, не было бы Олимпийских игр.
Вывод третий: верьте в свой профессиональный успех и не давайте поражениям взять над вами верх. Спокойно относитесь к критике. Говорят же, что критиковать может любой дурак, именно многие из них этим и занимаются. В моем бывшем отделе была одна такая критикесса, которая без колких замечаний и работать-то не могла. Однажды утром, сказав всем присутствующим очередную порцию «комплиментов», она не успокоилась и перекинулась на сотрудников соседнего отдела. Когда в нашу комнату вошла одна милая дама, критикесса, не найдя, чем бы ее «порадовать», довольно зло заметила: «Посмотрите на нее, ну прямо как в песне — «я надену все лучшее сразу». Дама не растерялась и добродушно парировала: «Ты на себя-то посмотри, тебя только в огород ставить!» Все засмеялись, уж больно сравнение было точным: у критикессы в этот момент был на голове высокий начес, и она действительно чем-то напоминала пугало.
На самом деле грубость, хамство, агрессия идут не оттого, что вы вызываете негативную реакцию своим внешним видом или неудовлетворительной работой. У человека, позволяющего себе выходки, подобные выходке критикессы, может быть, страшные внутренние комплексы или какие-то неразрешенные проблемы. Отсюда следующий вывод: никогда не принимайте близко к сердцу плохое настроение или агрессию со стороны сослуживцев или начальства. Показательным в этом плане является случай с водителем одного крупного банкира. Не так давно тот застрял в пробке в самом центре Москвы. Жара, гарь плюс крупное совещание на грани срыва... Банкир не выдержал и разразился жуткой бранью в адрес водителя, мол, такой ты растакой, все неприятности из-за тебя. Водитель, несмотря на высокий профессионализм, был парнем застенчивым. Слушал банкира, молчал и даже кивал головой, и при этом незаметно включил подогрев сиденья. Банкир, почувствовав, что скоро закипит, отнес свое состояние на счет гнева и успокоился. А водитель также незаметно включил кондиционер. Говорят же, в тихом омуте черти водятся...
Лучше всего «лечить» нетактичных людей добротой. Да, да, вы не ослышались. Почему такие грубияны, в том числе и руководство, бывают невоздержанны — хотят на ком-то разрядится, отыграться и так далее. Дайте им понять, что у них этот номер не пройдет. На вас это не действует и вас это никоим образом не касается. Ругается, ногами топает — наплевать и растереть. Ведь если руководитель хотел сделать важное критическое замечание по делу, он бы высказал его сдержанно. Некоторые начальники могут вполголоса так отчитать подчиненного, что мало не покажется! Поэтому: никогда не реагируйте на резкие окрики и брань со стороны руководства — только на вежливый и нормальный тон. Постепенно и сам босс привыкнет, и окружающие запомнят, что с вами, какую бы маленькую должность вы ни занимали, можно только «на вы и стоя».
Стеснительные люди часто на работе замыкаются, даже выбирают себе такую форму защиты, как угрюмое молчание. Им тоже, например, хочется узнать у секретарши босса, в каком настроении сегодня Сам, или у бухгалтера — в каком размере вам полагается премия за этот квартал, но они стесняются... Отсюда вывод: старайтесь быть общительным в коллективе, не избегайте контактов, особенно если они важны для работы. Сколько людей, поверьте, не особенно умных, вылезли за счет умения обмениваться информацией! Например, вы не знаете, как подступиться к заданию шефа, а ваш коллега или знакомый неоднократно успешно выполнял такие поручения. Что может быть проще — попросить совета. Так нет же — мы стесняемся.
Если вам неловко даже обратиться к другому сотруднику, начните с зеркала. Ведь вы, надеюсь, смотритесь в него каждое утро. И кого вы там видите? Загнанного превратностями судьбы маленького человека по имени Акакий Акакиевич? А кого хотели бы видеть? Сильвестра Сталлоне или Синди Кроуфорд? Вот и попробуйте выглядеть уверенным в себе человеком. Еще в институте мне попала в руки книжка по тренировке гипнотического взгляда 1913 года издания. Так там четко написано, что надо смотреть на себя в зеркало «глаза в глаза», не мигая по пять-семь минут, чтобы выработать «внушающий взгляд». Потом потренируйтесь, как герой Вицина, «на кошках».
А если серьезно, то почитайте литературу по практической психологии общения, проанализируйте ее, затем потренируйтесь с хорошо знакомыми людьми. В общем, будь вы хоть сторожем на необитаемом острове (а вдруг какой-нибудь Пятница там появится?), вам все равно надо учиться общаться с себе подобными. Кто бы мог подумать, что такая восхитительная актриса, сыгравшая немало откровенных сцен, как Ким Бейсингер, была до дрожи в коленках стеснительным и забитым ребенком! Но ни в коем случае не впадайте в другую крайность — не пользуйтесь «ста граммами для храбрости». Одному довольно стеснительному стажеру нужно было выступать публично и он позволил себе... Каково же было удивление окружающих, когда вместо застенчивого молодого человека на сцену вышел развязный незнакомец. Больше всего потом было стыдно ему самому.
Есть немало способов преодолеть робость. Например, поменьше думать о том, что обязательно попадешь в дурацкое положение. Больше рассчитывать на успех, а для этого работать над собой, над своим отношением к происходящему. Безусловно, стеснительность — не тот порок, который требует буквально хирургического вмешательства. Справьтесь с ним, как с помехой в вашей будущей успешной карьере. Например, как говорят в рекламе, измените угол зрения: вы не стеснительный и безынициативный, а скромный и исполнительный. Чувствуете разницу? С этого момента достоинства ваши будут только расти, удачи станут закономерностью, а неприятности случайностью. Не стоит ожидать моментального карьерного успеха, но он вполне возможен, если вы попытаетесь учесть и использовать все вышеперечисленные правила. Попытка не пытка, ведь вы уже практически совсем не стесняетесь, не так ли?
|