Завязать контакт со знаменитым менеджером непросто. Даже если вы оказались с ним на одном форуме
В январе Джон Свейнсон, президент и гендиректор компании Computer Associates, побывал на Всемирном экономическом форуме
Среди 2000 участников форума были гендиректора из разных отраслей, первые лица государств, венчурные капиталисты, обладатели Нобелевской премии и звезды Голливуда. На форуме обсуждаются способы “улучшения ситуации в мире”. Но на самом деле он превращается в четырехдневный фестиваль непрерывных тусовок. На приеме по случаю открытия собралась такая толпа, что было трудно прорваться к закуске, не говоря уже о том, чтобы найти нужного топ-менеджера. Свейнсон планировал принять участие в ряде семинаров. Но выяснилось, что на некоторые из них он не сможет попасть, потому что все места забронированы, другие же проходят в отелях, удаленных от центрального конференц-зала.
“Форум — большое распределенное событие. Если вы не подготовитесь заранее и не разработаете план действий, то просто не сможете встретиться с нужными вам людьми”, — утверждает он.
Тем не менее гендиректору потребовался один день, чтобы сообразить, что надо читать имена людей на бейджах и завязывать беседу с каждым, кто может быть полезен его компании. Он переговорил с министром информации и телекоммуникационных технологий Иордании. В этой стране несколько компьютерных компаний работают над улучшением системы образования в области высоких технологий. Потом он побеседовал с поп-звездой Питером Гэбриелем, который рассуждал о новых способах распространения музыки, не связанных с Интернетом. “В Давос едут не для того, чтобы заключать многомиллионные сделки, — объясняет Свейнсон. — Но услышанные здесь идеи могут пригодиться в будущем”.
Главное — начать
Умение завязывать знакомства — важное качество для топ-менеджера, который мечтает о дальнейшем развитии бизнеса и продолжении головокружительной карьеры. В будущем подобные связи могут привести к разработке новой стратегии, покупке компании, новой работе и даже предложению занять место в совете директоров. Топ-менеджеры, которым удалось завязать знакомства в Давосе — а участие в конференции обходится в $37 000, — готовы дать несколько советов тем, кто там не был.
Новичкам не следует забывать об определенной иерархии вечеринок и деловых встреч. Один топ-менеджер сравнил это явление с “серией концентрических кругов, которые в конечном счете приводят вас к святая святых власти”. На формальных мероприятиях, которые открыты для всех, специфическая аура форума чувствуется меньше, чем на закрытых ужинах и вечеринках, куда попадают только по специальным приглашениям.
Леонард Шаффер, председатель совета директоров страховой компании Wellpoint, получил несколько таких именных приглашений. Кроме того, он встречался с нынешними и потенциальными клиентами (он договорился об этих встречах заранее). Шумным семинарам Шаффер уделил гораздо меньше внимания. По-другому поступил Ричард Гелфонд, гендиректор концерна по производству оборудования для широкоэкранных кинотеатров IMAX. Он узнавал у других участников форума, где проходят самые интересные вечеринки, отправлялся по указанному адресу и проходил вслед за приглашенными. На коктейле, организованном Goldman Sach s, он заметил Майкла Делла, председателя совета директоров компании — производителя компьютерной техники Dell. Он представился и предложил сотрудничество. Делл дал ему координаты еще одного топ-менеджера в компании, с которым Гелфонд продолжил переговоры.
Чтобы успешно завязывать знакомства, необходимо быть уверенным в себе и находить общий язык с влиятельными людьми, которые гораздо лучше ориентируются в теме разговора, утверждает Ричард Эдельман, гендиректор фирмы по связям с общественностью Edelman USA. Как-то раз он сидел на ужине рядом с Сергеем Брином, одним из основателей и президентом по технологиям компании Google. Поначалу он боялся сказать что-нибудь не то. “Я недостаточно хорошо разбираюсь в новых технологиях, чтобы обсуждать эту тему с профессионалами”, — объясняет Эдельман. Поэтому он начал говорить о том, что хорошо знал. Он спросил Брина, можно ли использовать новые технологии для борьбы с ожирением. “Вы должны вызывать интерес и доверие. Но не надо вести себя слишком навязчиво, как бы вам ни хотелось завести это знакомство”, — рассказывает он.
Не только любопытство
Очень важно знакомиться с людьми из разных стран и разных отраслей промышленности. “Чтобы расширить свой кругозор, вам придется на время расстаться с комфортом”, — объясняет Пол Саган, президент и гендиректор компании по предоставлению интернет-услуг Akamai Technologies.
Он уже девять раз ездил на Всемирный экономический форум и каждый раз посещал семинары, темы которых никоим образом не были связаны с его работой. В этом году он побывал на семинаре, посвященном работе человеческого сознания. Там выступал буддийский монах. Год назад Саган присутствовал на встречах, где говорили о роботехнике, этике и глобальном потеплении. По его словам, он посещает подобные мероприятия не только из любопытства. Так он знакомится с бизнесменами из разных стран. Они рассказывают, как надо вести бизнес в их государствах, и сотрудничают с Саганом в деле решения социальных проблем, с которыми он сталкивается в работе. Среди них — проблемы государственного образования.
Российские участники Всемирного экономического форума особо отмечают хорошую организацию мероприятий. По словам президента группы компаний “Тройка Диалог” Рубена Варданяна, на форуме в Давосе создана очень хорошая инфраструктура для установления контактов и завязывания знакомств. Организаторы проводят обеды, ужины, дискуссии, на которые приглашают не знакомых между собой людей. Более того, у каждого участника есть возможность заявить о круге своих интересов или желании поучаствовать в той или иной встрече.
В этом году Варданяну удалось познакомиться со множеством интересных людей — от главы консервативной партии Финляндии до писателя Пауло Коэльо. Но самое большое впечатление на него произвели знакомства с главой французского цементного холдинга Lafarge Бернардо Коломбо, Риком Белуццо, бывшим партнером по бизнесу Билла Гейтса, а ныне гендиректором и председателем совета директоров компании Quantum, и с китайским предпринимателем Джеком Ма, основателем электронной торговой площадки alibaba.com, которой удается успешно конкурировать с американскими гигантами, в том числе eBay.com.
Президент компании IBS Анатолий Карачинский считает, что в Давосе совсем необязательно посещать закрытые мероприятия, чтобы знакомиться с другими топ-менеджерами. Можно встретиться с интересными людьми и на общих конференциях и семинарах. “Бизнесмены просто общаются и знакомятся друг с другом. Иногда такие контакты перерастают в сотрудничество”, — говорит он. Карачинский отказался назвать имена своих новых знакомых, но заметил, что большинство российских топ-менеджеров едут в Давос для того, чтобы послушать интересные выступления.
В то же время Джон Квелч, профессор Гарвардской школы бизнеса, убежден, что “новые знакомства расширяют кругозор и обостряют внимание”. В Давосе он участвовал в семинарах, посвященных религии и демократии. Сейчас он пишет книгу о маркетинге и демократии.