Несколько слов об МBA
Александр Фомин
Источник: Работа. Учеба. Сервис
Рынок образования (в особенности платного) в целом подчиняется тем же законам, что и всякий другой. Здесь действуют спрос, предложение и цена. Последнее определяется не только объективными, но и субъективными факторами,
Рынок образования (в особенности платного) в целом подчиняется тем же законам, что и всякий другой. Здесь действуют спрос, предложение и цена. Последнее определяется не только объективными, но и субъективными факторами, в частности торговой маркой (брендом). Брендом может быть назвние престижного вуза, особая учебная программа.
Одной из самых известных в образовании является степень магистра делового управления (англ. Master of Business administration) - MBA. В США и Западной Европе уже многие десятилетия не утихает настоящая МВАмания - цены на обучение растут, но число желающих получить это образование увеличивается гораздо быстрее. В последние годы нечто подобное (правда, пока в меньших масштабах) можно наблюдать и у нас. Так в чем же заключается секрет МВА'и насколько оправдан такой ажиотаж вокруг этой программы?
У них
Возникновение МВА связано с событием 1902 года, когда семь выпускников Дартмутского колледжа в американском городке Ганновер, штат Нью-Гэмпшир, получили степень MCS (Master of Commercial Science). Вскоре такого рода программы стали очень популярны и под новым названием «МВА» стали «визитной карточкой» американского бизнес-образования.
Итак, в чем же их основная суть? Степень магистра делового управления получают люди, уже имеющие один диплом и проработавшие несколько лет в частном бизнесе.
Классические американские программы предполагают двухлетний курс обучения, в который входят гражданское право, экономическая теория, мировая экономика, а также теория менеджмента, маркетинг и даже бухгалтерский учет. Все эти дисциплины преподаются не во всей своей академической полноте, а лишь в той мере, в какой они могут быть полезны менеджеру-практику. Особое внимание уделяется управлению людьми во всех его тонкостях и деталях. Однако лекционные занятия занимают относительно небольшую часть учебных часов. Гораздо больше времени отводится активным формам обучения. Из них наиболее важная - коллективный разбор неких «типичных ситуаций» в бизнесе, так называемые case study (в русском деловом жаргоне -«кейсы»). Применяются и ролевые игры, компьютерные тренинги и т. п. Преподаватели МВА, как правило, имеют большой практический опыт управления бизнесом. Ценность такого образования помимо всего прочего определяется и возможностью завязать в процессе обучения полезные деловые контакты.
Поскольку студентами программ МВА, как правило, становятся уже работающие специалисты, дневная форма (full time) обучения используется сравнительно редко. Гораздо более популярна вечерняя (part time) - несколько часов занятий после окончания рабочего дня. Существует также очно-заочная, или модульная, форма - занятия дома по учебникам, чередующиеся с короткими одно-двухнедельными сессиями, предназначенными для практических занятий и сдачи экзаменов. Есть специальные программы, разработанные в соответствии с нуждами какой-либо определенной специальности или отрасли.
Главными «поставщиками» такого рода образовательных услуг являются бизнес-школы. Настоящую степень МВА дают только те школы, которые имеют соответветствующую сертификацию. В США этим занимается Американская ассамблея школ бизнеса (AACSB), в Европе - Ассоциация МВА (АМВА). Тем не менее, поскольку бренд никем не запатентован, существует немало самозваных программ, которые быстро и за умеренную плату проведут ускоренный курс и выдадут диплом. Но для всякого серьезного работодателя истинная ценность такого документа вполне очевидна. Поэтому на сертифицированные МВА, несмотря на огромную стоимость курса (в престижных школах $100-250 тыс.), существует очень большой конкурс. Поступающие, имея высшее образование (как минимум - степень бакалавра), опыт управленческой работы, должны сдать тест GMAT по математике и логике, а иностранные кандидаты - еше и TOEFL.
У нас
Первые MBA-программы появились у нас в середине 1990-х годов, государственный стандарт был утвержден в 2000-м, а аккредитация началась в 2002-м.
В нашей стране соискатель может выбирать между несколькими вариантами: получить степень за границей, уплатив ее полную стоимость, поступить в отечественный «филиал» западной бизнес-школы за более умеренную цену (требуется знание английского) или довольствоваться чисто российским образованием за $8-12 тыс. При этом никто не говорит, что последнее намного хуже. Просто оно подойдет, скорее, тем, кто не собирается надолго покидать пределы отечества или работать в филиале иностранной компании.
Российские программы отличаются не только своей относительно невысокой стоимостью. В курсе гражданского права изучаются наши законы, а «кейсы» берутся из отечественной действительности. Поэтому иногда такое образование готовы получить иностранные менеджеры, работающие в российских филиалах международных компаний. Отбор кандидатов в данном случае, как правило, более либерален, чем на Западе. Вместо сурового теста GМАТ вам предложат простое собеседование. Еще недавно на эти программы МВА не было конкурса. Сегодня он составляет 1,5-2 человека на место.
В нашем отечестве тоже существует проблема «самозваных» МВА-программ. Поэтому при выборе особое внимание следует уделять качеству диплома. Аккредитацией MBA-программ у нас занимается Российская ассоциация бизнес-образования совместно с Министерством образования и науки. В настоящее время право выдавать государственный диплом второго высшего образования по программе МВА имеют около 30 вузов и бизнес-школ. Наибольшим авторитетом в нашей стране пользуются Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (несколько программ МВА); Академия труда и социальных отношений (центр дополнительного профессионального образования); Всероссийская академия внешней торговли; Высшая коммерческая школа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации; Высшая школа бизнеса МГУ им. Ломоносова, Высшая школа менеджмента Государственного университета - Высшей школы экономики; Государственный университет управления (Институт проблем управления новой экономикой); Институт международного бизнеса «Классическая бизнес-школа»; Институт мировой экономики и бизнеса (Международная школа бизнеса) Российского. университета дружбы народов; Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис» (институт); Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), факультет магистерской подготовки; РЭА им. Г.В. Плеханова на базе и при участии Института экономики и финансов «Синергия». Около десяти российских программ МВА получили международное признание от AASCB или АМВА.
Взвесить все «за» и «против»
Бренд МВА давно уже работает на себя. Принято считать, что получение степени автоматически гарантирует выпускнику высокооплачиваемую работу (в США - не менее $100 тыс. в год) и вложенные в образование деньги окупаются за 1-2 года. Тем не менее, раздаются скептические голоса. В одном из исследований специалистов Стенфордского университета (США) утверждается, что большинство программ, по существу, не дают выпускникам принципиально новых знаний и навыков, а цены на них непомерно завышены и не соответствуют реальному росту дохода после получения степени.
Есть основания для отрицательных оценок и в России. Большинство программ МВА у нас создавалось на базе престижных вузов. С одной стороны, это хорошо, поскольку авторитет как бы автоматически переносится и на новую программу. Но именно это и порождает существенную проблему, в первую очередь кадрового свойства. В наше стране крайне мало квалифицированных преподавателей МВА, Университетский профессор, проведший большую часть своей карьеры в библиотеке и аудитории, далеко не всегда подходит для этой роли. Главное достоинство МВА - его практическая направленность, а отечественные программы часто упрекают в чрезмерном увлечении теорией в ущерб тем же «кейсам». Некоторые бизнес-школы стараются привлекать к преподаванию менеджеров-практиков, но чаше всего на внештатной основе.
Российские программы МВА находятся как бы под двойным давлением - сверху и снизу. С одной стороны, соискатели, имеющие большие финансовые возможности, часто предпочитают зарубежные программы (в бизнес-школах одной только Великобритании в 1998-2003 годах прошли обучение 66 000 наших соотечественников). С другой стороны, люди, для которых главное не имидж, а жажда знаний и практических навыков, часто предпочитают краткосрочные тренинги и семинары, ориентированные на конкретные проблемы бизнеса. В этом секторе уже сформировался особый рынок, включающий и элитные услуги - тренинги на заказ, коучинг (индивидуальное «тренинговое сопровождение» клиента на протяжении длительного срока в соответствии с его потребностями).
Итак, выбор, как всегда, за клиентом. Как и на всяком рынке, здесь необходимо определить оптимальное соотношение цены и качества с точки зрения своих насущных потребностей. МВА - не единственный способ сделать быструю карьеру и получить необходимые в бизнесе знания и навыки. Но этот вариант - один из самых популярных и, следовательно, один из самых проверенных.
|