error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='4ebjf0igirrlp7sgmac6j3il87', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=4413', ip='18.222.162.252'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='4413',showed='1',date=NOW(),ip='18.222.162.252',sess='4ebjf0igirrlp7sgmac6j3il87',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=4413'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
На работу легко устроиться, но нелегко там задержаться | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

На работу легко устроиться, но нелегко там задержаться


Андрей Евпланов
Источник: Российская газета

На первый взгляд наш рынок труда мало чем отличается от прежнего, советского. В газетах объявлений, на сайтах трудоустройства всюду пишут: "требуются, требуются, требуются..." Работа ищет, главным образом "рукастых", в

На первый взгляд наш рынок труда мало чем отличается от прежнего, советского. В газетах объявлений, на сайтах трудоустройства всюду пишут: "требуются, требуются, требуются..." Работа ищет, главным образом "рукастых", в Москве например, 90 процентов вакансий - это рабочие специальности.

Требуются сварщики, водители, крановщики, электрики, телефонисты... На вакансии, как бабочки на огонек, слетаются гастарбайтеры из ближнего зарубежья. В основном это малоквалифицированные рабочие. Их опыт работы - постройка бани в родном селе, образование - в лучшем случае средняя школа. И все равно без них сегодня не обойтись. В России просто нет столько людей трудоспособного возраста, чтобы заполнить все рабочие вакансии, а те молодые люди, кто мог бы заполнить их хоть частично, предпочитают трудиться на ниве охраны или торговли. Охранники у нас в почете, они сопровождают нас от роддома, до кладбища. А что, работа не пыльная, из всех качеств главное - усидчивость, при этом платят хорошие деньги, не на всякой стройке такие заработаешь. По некоторым данным, у нас в стране два миллиона охранников.

Гораздо хуже у нас обстоят дела с квалифицированными кадрами. Неудовлетворенный спрос только столичных предприятий на квалифицированных рабочих приближается к 100 тысячам вакансий. Особенно велика нехватка сварщиков, водителей, фрезеровщиков, инженеров, технологов. Производственники готовы идти на любые ухищрения, только бы заманить на свое предприятие опытного слесаря или станочника-универсала. Бывает, многоопытные "рекрутеры" даже переманивают к конкурентам целые производственные цеха.

Даже приличные оклады не решают проблему. Она до того остра, что на многих предприятиях готовы с распростертыми объятиями принимать неопытную молодежь и даже авансом платить зеленым новичкам достойные деньги, только бы наконец заработали простаивающие станки.

Если юристов и экономистов у нас научились кое-как делать из недорослей с тугим родительским кошельком, то сварщиков готовить разучились совершенно. ПТУ стали колледжами и вся система подготовки "рукастых" развалилась.

Не лучше обстоят дела с интеллектуальными профессиями. Найти хорошего специалиста, скажем, в области маркетинга, весьма не просто. Хотя, наверное, нет такого вуза или колледжа, который бы не сообщал, что готовит маркетологов.

Есть три ключевые задачи в сфере модернизации образования: обеспечение доступности образования, повышение качества профессионального образования, в том числе выпускников вузов, а также обеспечение ресурсов в системе образования. Председатель правительства РФ Михаил Фрадков считает, что в самой системе образования уже имеется значительный потенциал для повышения эффективности использования бюджетных средств, но нужно также привлекать внебюджетные источники финансирования, "создать нормальную систему оплаты труда". По словам Фрадкова, эта задача не только важная, но и очень сложная с учетом масштабов страны и процессов развития ее федеративного устройства. В настоящий момент в России функционируют более 100 тысяч образовательных учреждений, в которых работают и учатся более 35 миллионов человек.

Чтобы понять, откуда взялась проблема, нужно обратиться к началу реформ. Это только на первый взгляд ничего существенного на рынке труда с тех пор не произошло. На самом деле все поменялось кардинально.

Подготовка специалистов раньше велась планово: обучали сколько нужно и еще про запас. Время от времени система давала сбои, но работала. В этом процессе были задействованы сотни вузов, в которых зачастую работали преподаватели с мировым именем. За многие годы подготовили миллионы специалистов. Откуда же вдруг такой дефицит интеллектуальных кадров?

Тут открывается целый клубок проблем. Прежде всего старые кадры оказались не у дел в силу ряда обстоятельств. Одни не выдержали "голодного пайка" в своих конторах и ушли в бизнес. Многие наши олигархи, кстати, в прошлом скромные сотрудники НИИ. Другие с грехом пополам дотягивают до пенсии, довольствуясь случайными заработками. Они еще вполне работоспособны, дисциплинированы, обладают большим опытом работы, но кто ж их возьмет в контору, где директору 35 и за плечами у него какой-нибудь финансовый колледж и три года работы.

Возрастная дискриминация - весьма болезненный вопрос. По данным социологического исследования, по данным службы занятости Москвы, 56 процентов респондентов признались, что во время приема на работу сталкивались с возрастной дискриминацией. Начиная поиск работы, люди натыкаются на психологическую стену. Узнавая о зрелом возрасте соискателя, работодатель стремится как можно скорее закончить разговор. Среднестатистическому человеку старше 45-50 лет трудоустроиться практически нереально.

Идеальный работник в представлении наших работодателей - это тридцатилетний мужчина с 35-летним рабочим стажем, владеющий восемью языками, никогда не болеющий и не имеющий каких бы то ни было проблем.

Если вы молоды и достаточно хорошо образованы, то, дав объявление на сайт вакансий в Интернете, вы можете рассчитывать на десяток приглашений на собеседования. На них, как правило, работодатель спрашивает, а претендент отвечает. В результате претендент чаще покупает "кота в мешке". Специалисты, конечно, нужны, но вчерашние студенты могут рассчитывать долларов на 300, фактически ненормированный рабочий день (в офисах считается хорошим тоном засиживаться допоздна) и весьма туманные перспективы роста (администрация предпочитает брать новых сотрудников на большие деньги, чем прибавлять жалованье старожилам).

Впрочем, устроиться на работу, это одно, а быть хорошим специалистом и приносить пользу своей корпорации - это совсем другое. Тут одной корочкой диплома не обойтись - нужны знания, квалификация. Далеко не каждый вуз из тех, что готовит специалистов для бизнеса, способен это дать, и не каждый студент может взять то, что ему дает высшее образование. Реформы высшего образования в России, вяло текущие с конца 90-х годов, сводились к примитивной схеме. Руководители всеми доступными им средствами "ковали деньги". Профессура и преподаватели, руководствуясь не менее известным афоризмом Козьмы Пруткова: "глядя на полковника, младшие офицеры тоже закурили", собирали "детишкам на молочишко" через репетиторство и поборы на экзаменах.

Студенты твердо усвоили, что платить надо, а учиться необязательно. Появившиеся как символ "нового подхода" негосударственные вузы всю эту схему довели до статуса официального рэкета, наделяя документами о высшем образовании вообще непонятно за что. Если раньше для поступления в вуз нужно было пройти жесточайший отбор, который еще не гарантировал успешное получение диплома, то сейчас проблему поступления решают деньги.

Часто дети богатых родителей поступают в институт лишь для того, чтобы получить отсрочку от армии. О каких знаниях может идти речь в этом случае?

В то же время далеко не все учебные заведения способны готовить настоящих специалистов, чаще всего это касается новых вузов, громко называющих себя академиями и университетами. Они обещают выпускникам дипломы государственного образца и отсутствие проблем с трудоустройством. На деле часто оказывается, что их дипломы абсолютно не котируются на рынке.

Сейчас в сфере занятости активно работают специальные агенты - рекрутеры, которые подбирают кадры для корпоративных клиентов.

Они утверждают, что ажиотаж вокруг строительных специальностей продолжается. Дошло до того, что некоторые столичные фирмы приглашают энергичных новичков и даже готовы обучать их за свой счет (может быть, в будущем эта форма будет способна частично заменить ПТУ?). Также стабильным спросом на рынке труда пользуются ландшафтные дизайнеры, прорабы, специалисты в области телекоммуникаций. Недавно впервые за последние восемь лет поступили заявки на проектантов в области электроснабжения и теплоэнергетики.

В большой цене сейчас технари, менеджеры всех уровней и руководители высшего звена, вплоть до директоров заводов. Стоимость услуг подобных штучных специалистов очень высока. Но уж и отрабатывать свои деньги им приходится с полной отдачей сил и нервов.

Кстати, рекрутерские агентства тоже бывают разные. Некоторые из них паразитируют на сайтах и газетах бесплатных объявлений. Их деятельность сводится к сведению работодателя с соискателями. При этом они норовят брать деньги и с тех и с других. Но есть и по-настоящему серьезные конторы, где прежде чем рекомендовать соискателя его тестируют на профпригодность.

Однако никакие агентства всерьез не смогут закрыть кадровые дыры. Здесь нужна серьезная государственная программа подготовки кадров. Некоторые специалисты видят выход в госзаказе. Они считают, что его введение позволит хоть как-то упорядочить разбалансированный рынок труда. Пусть для начала распределение не будет массовым, а коснется только самых востребованных специальностей. Идея вернуться к госзаказу на молодых специалистов возникла в августе 2001 года, когда федеральные министерства и ведомства начали подавать заявки на студентов-бюджетников нужных им специальностей.

Возможен вариант, когда государство будет регулировать набор на бесплатные отделения вузов, проводя исследования, сколько специалистов конкретного направления будет нужно стране, скажем, через пять лет.

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru