ВИКТОР САДОВНИЧИЙ, РЕКТОР МГУ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА: «ЮБИЛЕЙ МГУ — ЦЕЛЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ»
Подготовила совместно с пресс-службой МГУ им. М. В. Ломоносова Мария ФИЛЬ.
Источник: zarplata.ru
На протяжении целого года 250-летие Московского государственного университета было одной из главных тем сообщений СМИ. Большинство россиян давно воспринимают день основания МГУ, 25 января, как национальный праздник —
На протяжении целого года 250-летие Московского государственного университета было одной из главных тем сообщений СМИ. Большинство россиян давно воспринимают день основания МГУ, 25 января, как национальный праздник — день студенчества, день российского образования… На этой неделе состоится кульминация юбилейных торжеств. Но юбилей — только этап в жизни уникального учебного и научного центра страны.
Настоящему и будущему МГУ и российской системы образования в целом посвящена наша беседа с «главным ректором России» Виктором Антоновичем Садовничим.
— Московский университет — единственный вуз России, по общему мнению, объективно находящийся вне конкуренции. Это — традиция или следствие абсолютных конкурентных преимуществ?
— Московский университет — это начало образования в России, первый университет, от которого пошли все другие российские университеты. Сегодня МГУ — это целый город, 40 тысяч студентов, 10 тысяч кандидатов и докторов наук. В мире нет другого такого места, где бы работал такой научный потенциал — 300 академиков, которые преподают на 29 факультетах. Мы сотрудничаем со 180 университетами из 57 стран. Когда распался Советский Союз, мы не прервали свои связи с СНГ и объявили в своем Уставе, что любой гражданин мира может стать студентом МГУ, если сдаст экзамены на общих основаниях. Образование имеет свои корни, историю, менталитет студента и общества, традиции. Поэтому надо основываться на этих традициях, а главными традициями российского образования являются фундаментальность, широта и глубина.
— Каковы основные достижения университета накануне юбилея?
— Юбилей — это не просто день торжественного заседания, это важный период, очередной этап развития МГУ. Подготовка к юбилею ведется в соответствии с Указом Президента РФ В. В. Путина, в котором правительство страны поставило перед университетом грандиозные задачи, выполнение которых поможет ему занять ведущее положение не только в России, но и во всем мире. В правительственную программу по подготовке к юбилею входит освоение новой территории Московского университета (126 га), включающее в себя строительство Фундаментальной библиотеки МГУ, которое уже завершено, оснащение подразделений МГУ новым научным оборудованием. Одним из ярких проектов является издательская программа «Классический университетский учебник», которая представляет собой издание серии книг по разным университетским дисциплинам, состоящей из 250 учебников, объединенных в том числе единой по дизайну обложкой. Все перечислить невозможно. В юбилейном году запланировано около 800 мероприятий, часть из которых успешно реализуется. 250-летие МГУ включено в перечень памятных дат ЮНЕСКО. Юбилейный год — год напряженной работы, осуществления многих проектов, большого объема научно-исследовательского труда. Я рад отметить, что мы как «дети» университета встречаем юбилей достойно.
— МГУ — не только главный вуз страны, но и ведущий научно-исследовательский центр. Как вам удается бороться с проблемой утечки мозгов? Какие программы поддержки молодых ученых реализуются в университете?
— Для того чтобы молодежь шла в науку и педагогику, нужно несколько условий: иной, чем сегодня, уровень оплаты труда, современное научное оборудование, возможность обеспечить молодых сотрудников жильем. В Московском университете есть программы поддержки молодежи. Программе «100 плюс 100» уже 10 лет. Каждый год 100 молодых кандидатов наук становятся доцентами без очереди на кафедрах (есть специальная очередь: когда, кто и что) и становятся профессорами также 100 молодых докторов наук. По этой программе за 10 лет прошло около тысячи молодых людей, которые повысили свое служебное положение, свой статус быстро: только защитились и сразу стали профессором или доцентом. Это задержало отток молодых специалистов в связи с их выездом или уходом на другую работу. Считаю, что это был правильный шаг. Есть и другая программа, по которой 100 молодым преподавателям, научным сотрудникам или аспирантам мы ежегодно присуждаем стипендию по конкурсу. шесть тысяч рублей ежемесячно — не очень большая сумма. Но эту стипендию (плюс зарплата!) молодые люди получают в течение года или двух. Тем самым мы закрепляем их на кафедрах.
— А как в контексте поощрения научной активности молодежи вы оцениваете планы отмены отсрочки от срочной службы в армии для студентов и аспирантов?
— Я не видел конкретных предложений по этому поводу, пока только одни разговоры. Считаю, что мы должны сохранить отсрочку тем, кто учится, чтобы молодежь получила полноценное образование. В то же время есть непростая задача сохранения армии. Быть может, нужна реформа военных кафедр в вузах, перемещение их в военные училища и академии, что качественно преобразило бы военную подготовку. Тут есть над чем думать…
— Все предложения по модернизации российской высшей школы возникают в контексте проблемы повышения ее конкурентоспособности (в частности, эта тема поднималась в последнем обращении Президента к Федеральному собранию РФ). Это — свидетельство того, что российское образование перестало быть лучшим в мире?
— За последние 10 лет в стране возникло много негосударственных вузов. Вместе с филиалами всего по России 3200 высших учебных заведений. Ясно, что обеспечить каждый из них квалифицированными кадрами просто нереально. Сейчас даже в каждом небольшом поселке есть филиал какого-либо института, а то и академии. Естественно, это профанация, это не есть образование. Страшно, что Россия теряет фундаментальное образование, по которому мы превосходили другие страны. Образование — не нефть, которая может исчерпаться. Коммерческие вузы — это бизнес, безусловно, что дипломы многих из них абсолютно не соответствуют ни прежнему, ни нынешнему статусу. Запретить негосударственные вузы нельзя, поскольку мы живем в другом обществе и с другой экономикой, но они должны получить независимую оценку своей деятельности. Сегодня мы, к сожалению, мало связаны с мнением будущего работодателя. Система образования традиционно устроена так, что педагоги сами по себе, а работодатели сами по себе. Должна быть обратная связь. Работодатель может говорить о том, каким он видит будущего специалиста. Он может формировать облик будущего специалиста, а реализовывать этот заказ, составлять конкретный учебный план — дело профессионального сообщества, то есть университета. Этот процесс требует открытого обсуждения, диалога, в котором последнее слово остается все же за руководством вуза. Новая система образования должна помогать студентам свободно ориентироваться в современном пространстве. Она должна обеспечивать мобильность, свободное общение, предоставлять современные знания основных философских, экономических и правовых проблем. Так что надо сохранить фундаментальность и впитывать только самое лучшее, что есть в мире.
— С помощью каких качественных критериев, на ваш взгляд, можно оценить уровень развития вуза, так как традиционная оценка по количественным показателям дает достаточно условный результат?
— В мире существует много институтов и подходов к определению рейтинга вуза. Многое зависит от того, какие вопросы перечисляются в конкретном рейтинге. Например, недавно я видел рейтинг вузов, составленный в одном из шанхайских институтов образования. Основные вопросы, которые входят в этот рейтинг, — это количество нобелевских лауреатов среди выпускников или сотрудников вуза, а также цитирование в основных англоязычных журналах. По этому рейтингу впереди Московского государственного университета оказались достаточно хорошие университеты, но все-таки не такие, как МГУ. Дело в том, что Нобелевская премия имеет свою историю, и во времена Советского Союза нашим ученым по разным причинам эту премию не присуждали. Но я видел также рейтинги, в которых главный критерий оценки вуза — это фундаментальность, материальная база, наличие научных школ, квалифицированных специалистов. Как правило, это рейтинги американских институтов. Вот в этих рейтингах МГУ занимает второе или даже первое место среди ведущих университетов мира. В последнем таком рейтинге, который я видел, МГУ обогнал даже Оксфорд и Кембридж. Но думаю, что самый объективный рейтинг — это общественное мнение. Если бы таким образом можно было опросить, скажем, тысячу специалистов со всего мира, получился бы самый объективный рейтинг. Но таких исследований я, к сожалению, пока не видел.
— Может ли высшее образование со временем стать полностью платным? Или бюджетный сектор обязательно должен быть сохранен?
— Для таких высказываний основания, к сожалению, имеются. Но у нас есть Конституция, в которой сказано, что любой гражданин на конкурсной основе может получить бесплатное высшее образование в государственном учреждении. Эту статью Конституции о праве на бесплатное образование никто не отменял и не отменит. Сейчас, правда, обсуждается вопрос о том, какова должна быть доля «бесплатных» студентов. Сегодня это минимум 170 студентов-бюджетников на 10 тысяч человек населения. Вокруг этих цифр идет дискуссия. Думаю, что сократиться цифра не должна. Но пока не могу ничего сказать точно. Моя точка зрения неизменна: будущее России — в сохранении фундаментальной науки, высокой планки университетского образования, того интеллекта, который накоплен нацией не за одну сотню лет. Я не думаю, что высшее образование можно отнести к сфере услуг. Безусловно, граждане страны должны в той или иной степени вкладывать свои ресурсы в подготовку высококвалифицированных специалистов. Но главным образом это, конечно, забота общества в целом и как выразителя взглядов общества — государства. Ведь далеко не каждая семья — даже в ближайшем будущем! — сможет платить за обучение своего ребенка. Тем более за обучение нескольких. Поэтому я и стою на тех позициях, что образование не услуга. Образование — это стратегическая линия государства, его политика. Во всех странах мира образование является приоритетом для государства. Думаю, что и в России должно быть так.
— Какие дополнительные каналы финансирования высшей школы можно задействовать? В частности, получает ли университет материальную поддержку от своих выпускников (по примеру многих западных вузов)?
— Во всем мире образование является преимущественно заботой государства. В частности, в Китае есть специальная программа поддержки 70 крупнейших государственных вузов. Например, Пекинский университет в соответствии с этой программой ежегодно получает от правительства сверх положенной суммы 100 миллионов долларов на приобретение научной аппаратуры и развитие своей базы. Кроме того, каждый профессор имеет шесть тысяч долларов сверх зарплаты, чтобы чувствовать себя независимым. Но наш университет развивается не только за счет своего бюджета. Мы получили правительственный кредит от Германии на 40 млн. долларов для закупки новейшего научного оборудования. Оно уже закуплено, привезено и установлено в подразделениях университета. Можно утверждать, что еще одна такая закупка оборудования — и по техническому оснащению МГУ выйдет на уровень ведущих университетов мира. Конечно, мы довольно много зарабатываем на предоставлении платных образовательных услуг разного уровня, выигрываем научные гранты. Кстати, и среди наших выпускников есть такие, которые поддерживают фундаментальные научные исследования, создание новых структур в университете, где организовано преподавание на очень высоком уровне. (Например, Московская школа экономики — новый факультет Московского университета.) Я имею в виду выпускника физического факультета МГУ Олега Дерипаску.
— Ваши пожелания абитуриентам университета, которые будут сдавать вступительные экзамены в этом юбилейном году…
— В первую очередь хочу сказать, что им повезло: они станут студентами Московского университета в юбилейный год. Что касается всего остального, то пожелания из года в год одни и те же. Это — хорошая, фундаментальная подготовка, упорные занятия по выбранному направлению, целеустремленность. И еще — уверенность. Не стоит слушать разговоры «сочувствующих» о том, что в МГУ невозможно поступить. Мы всегда рады талантливым абитуриентам с глубокими знаниями, а главное, со способностью думать и добиваться решения поставленных задач.
|