Новый начальник: молчания ягнят не будет
Алексей Комаров, Генеральный директор Avenue
Источник: Avenue
Нет ничего более сложного, чем устроиться топ-менеджеру в незнакомую организацию. Мы, как консультанты по подбору персонала, часто сталкиваемся с cитуацией, когда новый руководитель, придя в новую организацию, должен
Нет ничего более сложного, чем устроиться топ-менеджеру в незнакомую организацию. Мы, как консультанты по подбору персонала, часто сталкиваемся с cитуацией, когда новый руководитель, придя в новую организацию, должен быть готов отстаивать свои полномочия. Он должен доказать своим подчиненным, что он «Профессионал с большой буквы», умеющий принимать верное, успешное решение, руководитель, способный «держать удар».
Половина из новых топ-менеджеров не проходит испытательный срок из-за чрезмерных амбиций, неспособности понять культуру организации и существующих в ней правил. Приступая к работе в новой организации, топ-менеджеры должны быть готовы, что первое время внимание к их личности и профессиональным качествам будет повышенным.
С какой реакцией подчиненных, как правило, сталкивается новый начальник? Какова природа этих реакций?
Сотрудники встречают нового топ-менеджера настороженно, так как кто-то вполне мог претендовать на его место. Новый руководитель потенциально может напрямую вторгнуться в сферу влияния неформальных лидеров, которые будут воспринимать его как угрозу их положению. В организации у разных людей могут быть личные интересы, - учеба, периодические уходы с работы, возможность получить кредит за счет организации, привычка общаться во время и после работы и т.д.
Приведу пример из собственной практики. Новый руководитель отдела логистики, придя в организацию, торгующую строительными материалами, не смог наладить контакт с менеджерами-операторами, принимавшими заказы на развоз товара клиентам. Сам он при этом не захотел с ними общаться и объяснять, как нужно действовать. Менеджеры, в свою очередь, не желали ему подчиняться, вероятно, с подачи прежнего руководителя, переведённого в обычные менеджеры отдела, а новый шеф избрал с ними жесткий тон. Руководство оказалось не на его стороне, а на стороне менеджеров-операторов, хотя по профессиональным качествам он им подходил. Операторы начали саботировать указания нового руководителя. Не имея отлаженного механизма доставки, он не смог выстроить и другие направления логистики в компании, после чего, не пройдя испытательного срока, уволился через 2,5 месяца.
Другой случай. В крупную торгово-производственную компанию берут директора по персоналу, в подчинении которого оказался сложившийся коллектив отдела кадров, сотрудники которого уже длительное время работали вместе. Директору по персоналу руководство компании дает «карт-бланш», говоря, что он имеет полномочия, как увольнять старых сотрудников, так и набирать новых. В результате новый руководитель, вместо того чтобы наладить хорошие отношения со своими подчиненными и заняться своими прямыми обязанностями директора по персоналу, начинает с ними открытую войну, выискивая недостатки в работе. Через два месяца его увольняют из-за того, что он не смог организовать работу отдела.
Ошибки топ-менеджеров при вхождении в новую организацию
• Новые руководители выражают свое мнение некорректно и нетерпимо, не учитывая правил, существующих в организации.
• Они не пытаются разобраться в существующих проблемах, а действуют напролом. Необходимо соблюдать баланс власти, принятый в организации, нельзя брать «быка за рога», ломая и круша все на своем пути. Следствием этого может быть объединение всех работников, даже не друживших раньше друг с другом, против него.
• Неправильная оценка целей и приоритетов организации, неумение распланировать будущую деятельность.
Как войти в ритм компании и в команду? С чего начать?
1. Нужно изучить организационную культуру компании, познакомиться с основными функциональными руководителями и ключевыми сотрудниками организации, понять, кто в ней принимает решения и как они принимаются.
2. Понять, какая атмосфера царит в организации, какие здесь порядки, негласные правила, стиль и манера поведения.
3. Чрезвычайно ясно и четко понять цели Вашей деятельности и результаты, которых нужно добиться к определенному времени.
4. Не выделяться чрезмерно, быть вежливым и внимательным ко всем окружающим, секретарь любого функционального руководителя может оказаться родственницей акционера компании.
5. Неплохо новому топ-менеджеру прописать с акционерами план вхождения в должность, назвав его, скажем «План по развитию отдела…» .
Как новому руководству заручиться поддержкой коллектива?
Чтобы заручиться поддержкой коллектива и укрепить свое положение, необходимо найти круг влияния, людей на которых держится организация, тех, кто определяет правила и нормы игры. Необходимо организовывать периодические встречи с каждым из ключевых менеджеров и постепенно перетягивать их на свою сторону, делая из них агентов своего влияния.
Максимально практичные советы.
1. Тщательно разберитесь в технологии работы организации. Ясно и четко распределите свои обязанности и цели деятельности.
2. Выясните, кто в организации неформальный лидер, чье мнение ценят. Договоритесь с неформальными лидерами и ключевыми сотрудниками.
3. Заручитесь поддержкой акционеров или вышестоящего руководства.
4. Будьте самим собой, ведите себя естественно с подчиненными.
5. Определите свои правила игры с подчиненными: не умничайте, не критикуйте, не «панибратствуйте».
6. Сформируйте костяк своей команды, расставляйте приоритеты в работе, подавайте пример, рефлексируйте свои действия как начальника.
7. Заслужите уважение окружающих сотрудников, будьте гибким и общительным.
8. Контролируйте свои эмоции и чувства.
К какой реакцией и к каким проблемам стоит готовиться?
Нового руководителя могут воспринимать как чужака, негативный настрой сотрудников может быть вызван опасением, что Вы потревожите их упорядоченный «график проживания» в организации. Первоначально Вам нужно избегать конфликтных ситуаций и не поддаваться на провокационные действия со стороны «аборигенов».
Выводы и анализ.
Не будет большой беды, если Вы не сможете прижиться в новой организации. Проанализируйте и поймите свои ошибки и промахи, сделайте выводы на будущее, используйте свой негативный опыт для решения будущих задач. Потому что тот, кто пытается расти и пробовать новые шаги и стратегии, при доле удачи и везения обязательно достигнет того, что хочет!
|