Чернокнижники. Нужно ли составлять списки недобросовестных сотрудников
Юлия А. Васильева
Источник: Ведомости
Когда сайт одного из кадровых агентств пополнился черным списком соискателей, на форуме, посвященном этой теме, появились многочисленные просьбы трудящихся эту практику прекратить. “Если кто-то назовет вас верблюдом, то
Когда сайт одного из кадровых агентств пополнился черным списком соискателей, на форуме, посвященном этой теме, появились многочисленные просьбы трудящихся эту практику прекратить. “Если кто-то назовет вас верблюдом, то 80% работодателей сочтут это за истину и доказать обратное им будет невозможно”, - писал посетитель форума. С его словами наверняка согласились бы большинство наемных работников. Эксперты считают, что у них есть для этого основания.
Бывший сотрудник рекламно-полиграфического агентства Дмитрий Герасимов считает себя жертвой недобросовестного работодателя и говорит, что с удовольствием сам бы внес его в какой-нибудь список. Два года назад Герасимову пришлось сменить отрасль из-за того, что бывший работодатель подпортил ему репутацию.
“Из агентства я уволился после конфликта с директором, - говорит Герасимов. - Поверьте, начальник-самодур не такая уж большая редкость”. На слова директора, который пообещал напоследок устроить веселую жизнь, Герасимов вначале не обратил внимания. И лишь когда начал искать новую работу, обнаружил, что бывший работодатель обещание выполнил: Герасимова не приглашали даже на собеседования.
Знакомый рекрутер подтвердил, что проблема в плохих рекомендациях бывшего начальника, которые тот постарался донести до коллег по цеху. Специалист посоветовал сменить отрасль, и сейчас Герасимов трудится в сети обувных магазинов. Проблем с руководством не испытывает. “Конечно, работодатель должен знать, кого нанимает на работу, но и сотрудник имеет право опровергнуть ложную информацию о себе, - говорит он. - Но как раз этой возможности чаще всего и нет, когда разговор идет о так называемых черных списках”.
Директор направления комплексных решений рекрутинговой компании АНКОР Татьяна Орлова рассказывает, что в свое время сама взяла на работу человека, который со скандалом ушел с последнего места работы. “Сегодня этот сотрудник один из самых успешных людей в нашей отрасли, - говорит Орлова. - Правда всегда лежит где-то посередине, и работодатели тоже часто бывают необъективны”.
Другая правда
Понятно, что черные списки возникли не из-за простого каприза работодателей. Весной этого года крупнейшие московские аптечные сети организовали форум, на котором объявили о своем намерении организовать обмен информацией о недобросовестных сотрудниках.
Инициатор форума, директор по персоналу сети аптек “Доктор Столетов” Ирина Пунириди рассказывает, что идея обмена информацией о недобросовестных сотрудниках возникла после того, как в компании поймали за руку сотрудницу, которая не пробивала чеки.
“Выяснилось, что подобная проблема существует практически везде, где есть открытая форма торговли”, - рассказывает Пунириди. Несмотря на конкуренцию, HR-директора сетей решили сотрудничать друг с другом, обмениваясь информацией о недобросовестных сотрудниках.
Генеральный директор Агентства исследования и предотвращения потерь Игорь Чумарин вполне разделяет их позицию, объясняя ее незащищенностью работодателей от сотрудников. “Безнаказанность, несовершенство судебной системы и проблемы с доказательной базой - вот то, с чем сталкиваются многие работодатели”, - уверяет он.
Федерация рестораторов и отельеров тоже составляет списки недобросовестных сотрудников отрасли. Но, как поясняет президент этой организации Игорь Бухаров, они носят рекомендательный характер. “Кому-то они помогают, а кто-то на них не обращает внимания. Самому мне не приходилось ими пользоваться, - говорит он. - Но в любом случае работодатель имеет право знать информацию о потенциальном сотруднике”. По словам Чумарина, опыт компаний, ведущих практику черных списков и сообщающих об этом персоналу, показывает, что количество внутрифирменных нарушений сокращается на 15-20%.
Белые и пушистые
Известному московскому ресторатору приписывают слова, что, как только появится вызывающий уважение авторитетный черный список ресторанного бизнеса, он первым делом внесет туда своего шеф-повара, который трудится у него уже почти 10 лет. Чтобы обезопасить себя от хедхантеров и конкурентов, пояснил ресторатор.
Работодатели признают: вероятность того, что информация может оказаться необъективной, существует.
Генеральный директор кадрового агентства “Автокадр” Татьяна Григорьева рассказывает, что работодатели, сводящие счеты с сотрудниками, - первое, с чем они ожидали столкнуться, когда решили создать черные списки. “Но оказалось, что работодатели гораздо лучше, чем мы о них думали, - говорит Григорьева. - 95% наших клиентов отказываются вносить уволенных сотрудников в списки”. Сейчас в списке агентства 119 фамилий, с каждым работодателем, рассказывает Григорьева, она общалась и может сказать, что никого туда просто так не занесли.
Но чаще всего подобные списки держатся на доверии работодателей друг к другу. “Мы с коллегами договорились о предоставлении достоверной информации о перемещении бывших сотрудников и выдаче рекомендательных писем, и я рассчитываю на честность с их стороны, - говорит Пунириди. - И обмен такими сведениями помогает нам избежать многих проблем и неприятных ситуаций”.
Буква закона
Составление работодателем подобных списков незаконно, считает специалист по трудовому праву, старший юрист компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Анна-Стефания Чепик. “Подобная практика нарушает статью 23 Конституции РФ о неприкосновенности частной жизни и статью 24 Конституции, в соответствии с которой сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются”, - говорит она. В том числе информации о физическом состоянии работника, то есть злоупотреблении алкоголем. Что касается трудового права, то данная информация, скорее всего, будет отнесена к разряду персональных данных, считает Чепик. Работодатели, даже потенциальные, обязаны получать все персональные данные у сотрудника. Если эти данные невозможно получить у работника, тогда у третьей стороны, но сотрудник должен быть об этом уведомлен и у него должно быть получено письменное согласие.
Чумарин считает, что это вопрос грамотного оформления. При приеме на работу каждый сотрудник должен подписать документ о том, что согласен на проверку предоставленных сведений. “Что касается передачи информации коллегам, то и здесь нет препятствий: работодатель несет ответственность перед работником за разглашение персональных данных, но с расторжением договора прекращаются и отношения, человек перестает быть работником”, - говорит Чумарин. В трудовом договоре также можно указать, что информацию об определенных проступках сотрудника работодатель имеет право распространять в кругу заинтересованных лиц.
Одной из первых, девять лет назад, черные списки начала создавать Ассоциация риэлторов Санкт-Петербурга. За это время выработался регламент внесения туда недобросовестных сотрудников. По словам исполнительного директора ассоциации Александра Мошнова, решение о включении в подобный список имени человека имеет право вынести только комиссия по защите прав потребителей, в которую входят представители разных агентств.
Процедура выглядит так: руководство фирмы, желающей внести в этот список кого-то из сотрудников, обязано подать аргументированную заявку в эту комиссию. Рассмотрение кандидатуры на внесение в черный список происходит в присутствии самого кандидата. Подобная практика позволяет сохранить объективность. По словам Мошнова, до сих пор ни один риэлтор, попавший в подобную базу данных, не обвинил работодателей в клевете.
|