У женщин - конфликт поколений
Л.Гарузова
Источник: журнал "Служба кадров и персонал"
Старшие американки охотно делятся опытом, а молодые - не хотят их слушать. Лара Холл-Беннетт в свои 25 лет уже была директором по маркетингу в частной клинике в Юте и только что записалась на университетский курс для
Старшие американки охотно делятся опытом, а молодые - не хотят их слушать. Лара Холл-Беннетт в свои 25 лет уже была директором по маркетингу в частной клинике в Юте и только что записалась на университетский курс для того, чтобы добавить MBA (степень магистра экономики управления) к своему резюме. Но, когда она познакомилась со своей корпоративной наставницей (ментором - mentor), под начало к которой ее определили (а та была асом в области здравоохранения и в 2 раза старше ее), Лара поняла, что они говорят на разных языках.
«Мы совершенно не понимали друг друга, - говорит Холл-Беннетт. - Эта женщина полностью зациклилась на своей карьере. Она рассказывала мне о тех жертвах, которые надо принести ради карьеры. Она работала так много, что семья ее просто не видела. Я совсем не хотела такой жизни для себя».
Теперь, спустя два года, Холл-Беннетт - директор по маркетингу рекрутинговой фирмы Womenfor hire.com, расположенной в Нью-Йорке. Здесь она обнаружила, что не одинока в своем отрицании старого образца для подражания - образа трудоголика и всего мировоззрения своего ментора. В компаниях по всей стране формируется новое поколение женщин. У них отсутствует понимание ветеранов войны против дискриминации женщин, которым приходилось с боем пробиваться на передовую корпоративной Америки. Сегодняшние двадцатилетние приходят в офис не только с совершенно новым набором ожиданий и опасений, но они также чувствуют, что их наставники глухи к последним веяниям, определяющим новое отношение к работе и которые могут быть выражены фразой «равновесие между работой и жизнью».
«Разрыв между поколениями действительно существует, - подтверждает Стейси Блейк-Беард, специалист по проблемам наставничества при Школе Управления в Бостонском колледже Симмонс, где предлагают программу MBA. специально для женщин. - Так, много молодых говорят, что они не хотят продвигаться по служебной лестнице из-за того, что им не нравится, как выглядит жизнь наверху».
Эти расхождения между поколениями - деликатный, если не сказать запретный, вопрос для феминисток, которые полагают, что он угрожает возрождением мрачных стереотипов. Но в связи с массовым исходом молодых женщин, как из корпораций, так и юридических фирм, вопрос этот просачивается наружу из-за закрытых дверей залов заседаний советов директоров. В октябре 2003 г. расположенный с США Международный женский форум (International Women’s Forum) - организация, которая включает в себя 4000 женщин, достигших высокого положения, - построил свою конференцию в Торонто вокруг этого трудного вопроса. «Мы пытаемся заставить оба поколения разговаривать друг с другом и слушать друг друга, - говорит сопредседатель конференции, шестидесятилетняя Энн Медина. - Наставничество - это не одностороннее движение от старших к младшим. Молодые женщины тоже могут многому нас научить».
Эта необходимость переосмыслить весь процесс наставничества вряд ли может радовать те корпорации, которые потратили миллионы на воплощение концепции, которая когда-то предлагалась как верное средство, помогающее женщинам приобрести право доступа в высшие эшелоны руководства. По данным фирмы Catalyst, которая отслеживает продвижение женщин по корпоративной служебной лестнице, 76% из 106 ведущих фирм, подвергшихся анализу два года назад, могли похвастаться официально существующими программами наставничества. Многие из фирм, такие как, например, бухгалтерско-консалтинговый гигант Deloitte, сообщают о поразительных результатах. За 10 лет с момента воплощения идеи наставничества в Deloitte число женщин-партнеров подскочило с 97 до 600 и выше.
Однако в 2002 г. число женщин в списке 500 ведущих руководителей, приводимом журналом Fortune, было ниже 16%. Это может объяснить, почему все больше недавно пришедших в корпорации женщин уходит. Часть из них для того, чтобы основать свои собственные компании. «Давайте посмотрим правде в глаза, - призывает сопредседатель конференции Элисон Янгмен. - Если это замечательное наставничество, которое сегодня предположительно существует, действительно работало бы, то у нас было бы гораздо больше женщин на руководящих постах».
В юридических фирмах перспективные молодые женщины уходят быстрее своих коллег мужчин, несмотря на тот факт, что в настоящий момент не меньше половины всех выпускников юридических школ страны - женщины. По данным доклада Национальной ассоциации занятости юристов в Вашингтоне, округ Колумбия (National Association for Law Placement), опубликованного в октябре 2003 г., 8,9% женщин-юристов оставляют практику примерно через год с небольшим, в то время как процент мужчин составляет 6,9. Американская ассоциация адвокатов настолько озабочена положением дел, что в масштабах страны начала изучение путей увеличения перспектив партнерства среди женщин. Среди предлагаемых решений: вместо работы с клиентами на традиционно мужской территории - площадке для гольфа - некоторые женщины- юристы завлекают потенциальных клиентов, приглашая их на семейные вылазки, например, на футбол.
Но для Беттины Лоутон, юриста из Вирджинии, руководившей этим исследованием, наиболее поразительным результатом было обнаружение презрения молодых женщин-юристов в отношении старших женщин, которые часто жертвовали замужеством или материнством на своем трудном пути к партнерству. Лоутон вспоминает, что двадцати- и тридцатилетние говорили: «Мы не испытываем уважения к тому выбору в жизни, который вы сделали. Партнерством жизнь не кончается».
В качестве примера Лоутон предлагает случай Дженифер МкХью, которая ушла из офиса международной юридической фирмы Dehert в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1999 г. после пяти лет службы. Теперь, когда ей 35, она старший юрист в Комиссии по ценным бумагам и биржам, у нее достаточно влияния, чтобы внушать страх своим бывшим клиентам, но зато рабочая неделя у нее короче на одну треть. В Комиссии она работает 40 часов в неделю, что на предыдущем месте работы низводило ее до положения работника, занятого неполный рабочий день, и замедляло продвижение к партнерству. Но зато теперь она может рассчитывать на вечера и выходные со своими детьми (год, пять и шесть лет). «Для нашего поколения путь уже проложен, - говорит МкХью. - Мы чувствуем, что есть другие вещи, гораздо более важные для нас, чем стать партнером, отказавшись от них».
Практически в каждой крупной корпорации вариации на эту тему часто вызывают ужас. Но некоторые современно мыслящие женщины, такие как Нэнси Хатсон, старший вице-президент по проблемам исследований и разработок компании Pfizer, приветствуют искренность и прямоту нового поколения в попытках совместить карьеру и семейную жизнь, требующие высокого напряжения. Она говорит: «У женщин 10 или 20 лет тому назад были такие же проблемы, но они не отваживались говорить об этом». У самой Хатсон нет детей. Она признает, что, когда первый раз услышала, как ее молодая коллега, занимающаяся наукой, выражает решимость иметь все: и карьеру, и семью, она была шокирована. «Жаль, что у меня у самой не хватило мужества в свое время, - говорит Хатсон. - Я полагала, что необходимо сделать выбор».
С другой стороны, Бекки Блэлок, которой 48 лет и которая является главным представителем по связи с прессой огромной энергетической фирмы Southern Co., расположенной в Атланте, признается, что свирепеет от оптимистических надежд молодых женщин, которые заявляют о своем желании стать руководителями. «Они хотят все и сейчас. Неужели я такой динозавр из-за того, что полагаю: за все надо платить»?
Одно из главных разочарований в наставничестве состоит в том, что некоторые женские корпоративные «иконы» - образцы для подражания - оказались практически лишены гена, который отвечает за способность слушать. «Это была такая мудрая, все знающая крестная мать, и вы ходили к ней за правильными ответами на все вопросы, - говорит Блейк-Беард, представляющая Симмонс. - Если вы следовали ее наставлениям, то она помогала вам стать ее собственным клоном».
Однако, даже если есть двустороннее общение, отношения в паре наставник - наставляемая могут оказаться уязвимыми. Поэтому Блейк-Беард рекомендует молодым женщинам самим искать корпоративного советчика. Она предупреждает, что «как только вы поставите свои отношения на официальную основу, так тут же вы их и политизируете. Я часто получаю звонки от женщин, которые спрашивают: «Как мне выбраться из этой ситуации, не разрушив всю карьеру?»
Но бывший президент фирмы Catalyst Шейла Веллингтон, автор книги «Будь своим наставником», говорит, что если политика компании не разъяснена женщинам, то они могут потерять возможности создания сети полезных знакомств, которые помогают играть на корпоративном поле. Эта перспектива, возможно, не коснется нынешнего поколения, которое ураганом врывается в ряды руководителей среднего звена с беспрецедентной уверенностью, при помощи партнеров, которые поддерживают их, и полном отсутствии комплекса вины, которую ощущали их предшественницы по поводу семейных обязательств. Но феминистки, такие как Веллингтон, обеспокоены по поводу поколения, которое будет формировать завтрашний корпоративный пейзаж.
Исследование, проведенное в прошлом году колледжем Симмонс и Комитетом 200, ассоциацией женщин предпринимателей, расположенной в Чикаго, показывает, что нынешние подростки рассматривают бизнес как нечто отвратительное, представляя себе мрачный мир унылых контор, бесполых синих костюмов и набитых портфелей. Из 3000 опрошенных девочек только 9% проявили хоть какой-то интерес к деловой карьере. А одна девочка сделала коллаж, в котором фигурируют женщины, стремящиеся к сверхдостижениям и успеху. Лица у них были замазаны черным. «Когда мы спросили, почему, - говорит соавтор исследования Фиона Вильсон, - она ответила: "Ну, они потеряли свою индивидуальность"».
Потрясенные таким восприятием, члены Комитета 200 начали кампанию наставничества среди подростков, действуя через организацию девочек скаутов, предлагая стипендии в колледжах и значки в качестве награды за наиболее новаторские бизнес-планы. А другие организации размышляют над тем, как преодолеть пропасть в отношениях разных поколений к бизнесу и карьере, по сравнению с которой нынешний разрыв между поколениями кажется трещинкой толщиной в человеческий волос.
Вильсон предупреждает, что работающие женщины, которые хотят, чтобы дочери пошли по их стопам, должны пересмотреть содержание того, что они говорят о своей работе дома, какие впечатления и мнения несут в семью. «Меня удивило, что девочки больше, чем мальчики думают о том, чтобы своей работой помогать людям, - говорит она. - Теперь нам осталось их убедить, что бизнес - это и есть один из способов сделать это».
Материал подготовила Л. Гарузова
|