error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT INTO steps set id_session='5qrp1c5g51g6jgqoe8ka659ai7', id_user='', date=NOW(), id_rubric='5', url='/publications/?view=3539', ip='3.138.174.120'; Duplicate entry '1065488' for key 'PRIMARY' (1062)
error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='3539',showed='1',date=NOW(),ip='3.138.174.120',sess='5qrp1c5g51g6jgqoe8ka659ai7',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=3539'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Корпоративный тренинг: скрытая угроза | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Корпоративный тренинг: скрытая угроза


Андрей Коновалов
Источник: HR-Journal

Корпоративный тренинг: скрытая угроза Получить заказ на организацию корпоративных тренингов рады многие тренинговые компании. В самом деле, расходов на привлечение участников меньше, заказчик, он же плательщик, один.

Корпоративный тренинг: скрытая угроза Получить заказ на организацию корпоративных тренингов рады многие тренинговые компании. В самом деле, расходов на привлечение участников меньше, заказчик, он же плательщик, один. Быстро ставим цели, готовим программу, работаем. Да и заказчик имеет свою радость - приехал тренер, пошумел о чем-то с сотрудниками в большой переговорной - и те сразу стали лучше! Там, глядишь, и продажи пойдут и качество обслуживания клиентов подрастет, как на дрожжах. Попробуем внести в эту идиллическую бочку меда свою скромную ложку личного мнения. Какие варианты? Решив вложить своим сотрудникам ума, руководитель может выбирать между несколькими вариантами. Во-первых, выбирать между корпоративным обучением и направлением сотрудников на открытые мероприятия. Во-вторых, выбирать форму - тренинг или семинар. При том, что эти два мероприятия часто путают, разница между ними принципиальная. Просто говоря, на семинаре с участниками делятся некими знаниями, в то время как на тренинге у участников развивают навыки. Соответственно, тренинг подразумевает некоторое количество тренировочных упражнений, позволяющих участникам закрепить полученные навыки и получить от ведущего обратную связь - что именно они делают хорошо, а что плохо. Наличие такой практической части обуславливает вторую особенность тренингов - обычно они более продолжительны, нежели семинары, могут продолжатся до нескольких дней, хотя тут все зависит от целей, которых тренер планирует достичь. Так вот, руководитель выбирает. Предположим, что он однозначно остановил свой выбор на тренинговой форме обучения, разумно полагая, что раз уж учить людей, так «по полной». Осталось выбрать, звать ли тренера к себе, или куда-нибудь послать сотрудников. Счастье «корпоративника» Прежде чем говорить гадости про корпоративные формы обучения, соблюдем видимость объективности и скажем про них чего-нибудь хорошее. Тут мы неизбежно повторим ряд рекламных фраз из буклетов тренинговых компаний, ну да ничего, пусть. Итак, чем же хорош корпоративный тренинг? 1. Приглашая тренера в свою организацию, вы получаете продукт «по фигуре», так сказать, индивидуальный пошив. По крайней мере, в теории, корпоративному тренингу будет предшествовать некоторое изучение особенностей компании, с тем, чтобы учить именно тому, что тут нужно. А от такого подхода можно ожидать и повышенной эффективности, и результативности. 2. Квалифицированно проведенный корпоративный тренинг, даже если он не является специализированным тренингом командообразования, все-равно способствует сплочению коллектива. Участники в процессе тренинга включаются в общую деятельность, часто кардинально отличную от повседневной, узнают друг друга с новых, неожиданных сторон, имеют возможность под грамотным руководством тренера, «неглупого и чуткого», даже разрешить какие-то свои «производственные отношения», накопившиеся за время совместной работы. То есть, грамотный «корпоративник», вне зависимости от того, какова его основная цель, в качестве бонуса даст вам этакое оздоровление отношений в коллективе. 3. Еще одно несомненное достоинство корпоративного обучения - возможность полного управления временными рамками. С тренером можно составить оптимальный график занятий, так, чтобы они не шли в ущерб основной деятельности компании. Понятно, что при участии сотрудников в открытом тренинге/семинаре такое невозможно и уже участникам приходится подстраиваться под график мероприятия. 4. Ну и, наконец, давно известно, что переключение видов деятельности - лучший отдых. Люди выходят с тренинга (особенно выездного) посвежевшими и готовыми к подвигам. То есть, в принципе, проведя корпоративный тренинг, вы можете сэкономить на лишней экскурсии в боулинг или там, на картинг, так и сказав сотрудникам - «Вы и так оторвались на тренинге по полной, я из-за дверей слышал, как вы там ржали. Чисто кони!» 5. Да, еще иногда при корпоративных мероприятиях бывает возможность некоторой экономии, если компания располагает собственными площадями для проведения тренинга. То есть, оплачивается лишь рабочее время тренера. Мелочь, а приятно. Ну вот. Видимость объективности мы соблюли, перейдем теперь ко второй части, ради которой, собственно вся эта статья и писалась. А именно - Скрытая угроза В общем-то, многие компании давно и успешно используют корпоративное обучение персонала и ничего, живы. То есть, видимо, это не смертельно. С другой стороны, то тут, то там, раздаются болезненные вскрики, а иногда даже и предсмертные стоны начинающих потребителей корпоративных тренингов. Значит, есть, все-таки, таинственные «подводные грабли», на которые лучше не натыкаться? Есть и сейчас мы их нашарим. Только сразу скажем, что основная группа риска тут - компании, только начинающие «инвестировать в персонал» и ставящие свои первые опыты в этом отношении. Те же, кто делает это уже давно, свои шишки набили, и, так или иначе решение возникающих проблем нащупали. Так что, обращаемся мы именно к нашему гипотетическому вышеупомянутому руководителю, который «решив вложить ума своим сотрудникам...» (см. выше) И начнем мы свое перечисление с угрозы, проистекающей от психологических особенностей самого руководителя. Назовем эту угрозу - угрозой разочарования. Принципиальная разница между направлением сотрудника на открытый тренинг и проведением тренинга корпоративного заключается в масштабе производимых действий. Соответственно, различен и масштаб ожиданий. И часто руководитель, в первый раз заказывающий тренинг, лелеет надежду, что вот прямо сейчас, прямо завтра, как только отпустят его люди тренера восвояси, все пойдет! Пойдут продажи, пойдут клиенты, пойдет производство, пойдет прибыль. Потому что мы вон чего делаем - у нас неделю работа стоит, люди силу копят! Учатся. Кстати, подогревается это, прямо скажем, необоснованное ожидание обычно самим тренером, причем, чаще всего без злого умысла. А иначе и быть не может - тренер просто обязан быть харизматичным, внушающим оптимизм и желание свернуть горы. Да и продать тренинг, без того, чтобы сказать про него пару добрых слов... трудно. Соответственно, от всего этого и начальство начинает верить, что все наладится. Заметьте - само, безо всякого принуждения и понукания со стороны. Ну вот. А когда тренинг кончается и выясняется, что все волшебным образом не исправилось, маятник летит в другую сторону и тренеры становятся плохими, им бы только деньги выколачивать, а персонал тупой и ленивый, их что учи, что не учи - все одно. Такие установки ни мало не способствуют нормальным отношениям в коллективе, и, тем более, продолжению дальнейшего обучения. В то время как, направив одного-двух сотрудников поучиться за счет фирмы на тренинге, руководитель обычно не придает этому акту столь грандиозного значения, и отсутствие немедленного волшебного результата не сказывается столь разрушительно. Вторая беда корпоративных тренингов - угроза рассогласования. Суть ее в том, что участвуют сотрудники, скажем, отдела продаж (самый частотренируемый отдел) в тренинге очень хорошего специалиста и сами реально профессионально растут. И видят, что в их компании многое не правильно, и, что самое главное, теперь им понятно как должно быть. А их руководитель, по соображениям субординации, в тренинге не участвует и его квалификация не пухнет. В итоге мы имеем целый отдел (причем, жизненно важный отдел), который готов с выкладками объяснить своему руководителю, почему именно он дурак. Эта ситуация порождает большую неустойчивость, может привести к конфликтам и, что самое главное, к скоропостижным увольнениям с таким трудом обученных специалистов. Участие сотрудников в открытых тренингах нисколько не уменьшает этой самой угрозы, но дает возможность ее максимально смягчить. Во-первых, руководитель может сам «снять пробу», т.е. первым посетить тренинг без субординационных опасений. А во-вторых, один-два человека, это все-таки не целый отдел, индивидуально и компромиссы искать проще и даже потеря этих сотрудников будет не столь болезненной для компании, чем «контры» с целым отделом. Переходим к нашему третьему пугалу. Оно очень близко к предыдущему. Назовем его угрозой сплочения. Как отмечалось выше, в достоинствах корпоративных тренингов, есть у них такой «побочный эффект» как сплочение коллектива. Так вот, если имеют место быть некоторые трения между руководством и коллективом, то «сплочение» может привести к тому, что коллектив покажет начальнику свою мозолистую коллективную фигу, скажет решительное «не выйдет, господин капиталист!» и в полном составе, в колонну по два, с песнями, флагами и транспарантами уйдет к другому капиталисту. Причем, вместе с клиентами. Или станет сам себе начальником и откроет свое дело на ваших костях. Понятно, что открытый тренинг подобную возможность исключает, так что, если есть сомнения в лояльности сотрудников, то лучше все-таки не рисковать. Четвертой угрозой, не заметной безоружному глазу, будет у нас угроза групповой динамики. Сейчас объясним, что это за зверь такой. Наука социальная психология учит, что при групповом взаимодействии в малых группах (до 20-25 человек), между участниками группы возникают и динамично развиваются различные эмоциональные отношения. Их развитие и именуется групповой динамикой. Сей факт активно используется в группах психотерапевтических, поскольку позволяет работать с эмоциональными проблемами участников. А вот в группах учебных групповая динамика является скорее помехой, отвлекающей учащихся от их основного занятия - от «учиться, учиться и еще раз...» Поэтому опытные тренеры искусственно тормозят и гасят ее развитие, не заостряя внимания участников на межличностном общении, а делая акценты на учебных задачах. Так вот, на открытых тренингах, где собираются люди друг с другом никак не связанные, даже воспылав лютой ненавистью к соседу по стулу, участник расстанется с ним по окончании тренинга и его ненависть останется не более чем воспоминанием. Противным, правда, но все-таки. А вот в корпоративный тренинг изначально вваливается весь клубок взаимоотношений сотрудников, и тренер будет либо вынужден учитывать все эти сложности и хитросплетения, либо просто плюнет на них, сказав - «Я тут не гадюшник ваш разгребать пришел, а ума раздавать, учить то есть». И в этом случае, гадюшник разгребать придется потом вам, поскольку всколыхнутые тренингом отношения имеют свойство тянуться долго и кровопролитно. Проще говоря, корпоративный тренинг, проведенный не очень «экологично», может превратить вашу компанию в одну большую склоку, где для вопросов повышения эффективности работы уже просто не останется места, за выяснением личных отношений. Вот так. Чем бы еще попугать? Попугаем денежкой. Далеко не всегда компании объективно требуется обучение всех сотрудников данного отдела. Часто гораздо оправданнее бывает выборочное направление на обучение 1-2 или 2-3 самых перспективных сотрудника отдела. А в этом случае, открытый тренинг дает безусловную экономию средств. Кстати, такое направление на обучение может стать и дополнительным средством мотивации, как премирование и поощрение за достигнутые успехи. И, в заключение, отметим ряд позитивных возможностей, которые дают открытые тренинги и не дают тренинги корпоративные. 1. Вариативность знания. Приглашая одного тренера для всех, вы обеспечиваете общее смысловое поле для сотрудников. Но, направляя разных сотрудников на разные тренинги, вы получаете различные точки зрения на одну проблему, ведь в бизнесе нет единственного «правильного» ответа. И чем больше точек зрения, тем больше возможности для нахождения удачного решения! 2. Возможность получения информации от других участников тренинга. При корпоративном тренинге, единственный и основной источник знаний - тренер. Все остальные участники давно и хорошо знакомы и, если хотели чем-либо в профессиональном отношении друг с другом поделиться, уже давно поделились. В открытом же тренинге участвуют представители различных компаний, и даже если тренер несет откровенную чушь, участники могут получить большую профессиональную пользу от общения друг с другом. Если повезет, вы можете даже выведать какие-то секреты конкурентов, или познакомиться с их перспективным сотрудником и переманить его к себе! Правда, если не повезет, это все могут проделать в отношении вашей компании. 3. «Выключение» из обыденной ситуации. Участие в открытом тренинге позволит вашим сотрудникам на некоторое время выбросить из головы надоевшие рожи коллег по отделу, которые в любом случае будут перед ним маячить на «корпоративнике». Все это даст возможность отдохнуть и расслабиться, а значит, с удвоенной энергией приступить к своим обязанностям! Ну что ж, будем считать страшную историю рассказанной. Корпоративные тренинги развенчаны, открытые возвеличены. Осталось лишь маленькое добавление, собственно, банальность. Вот она: никакие, ни открытые, ни корпоративные тренинги, не подменят собой продуманной системы управления персоналом. Сколько сотрудников ни учи, они всегда будут смотреть в лес, пока не будут выстроены надежные системы подбора, адаптации, мотивации персонала, и самое главное, системы обратной связи с ним. С персоналом. С вашим Народом. Спасибо за внимание. Андрей Коновалов, HR-Journal
Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru