Полиграфия:приглашаем арт-директора
Марина Диканова
Источник: Элитный персонал
В полиграфии и издательском бизнесе должность арт-директора очень престижна не только в профессиональном, но и в карьерном плане. Имена арт-директоров таких студий, как Agey Tomesn, «Дизайн-Депо», «Директ-Дизайн»,
В полиграфии и издательском бизнесе должность арт-директора очень престижна не только в профессиональном, но и в карьерном плане. Имена арт-директоров таких студий, как Agey Tomesn, «Дизайн-Депо», «Директ-Дизайн», «ИМА-Дизайн» или Туро Graphic Design, в полиграфическом сообществе у всех на слуху. Кто же он, арт-директор, и как им стать?
Арт-директор (в издательстве его чаще называют главным художником) руководит художественным направлением деятельности компании. Он отвечает за разработку, ведение и контроль исполнения дизайнерских проектов, определяет основную концепцию и идею творческой работы, создает макет или эскиз, а все остальное воплощают в жизнь дизайнеры и верстальщики. Иногда в обязанности этого человека входит вся творческая деятельность полиграфической компании, а не только вопросы дизайна. В этом случае должность арт-директора совмещается с обязанностями креативного директора. Как правило, именно он представляет компанию при участии в тендерах, предлагает идеи потенциальному клиенту, проводит встречи с целью выяснения представлений о заказе и получения технического задания. Для решения всех этих задач надо уметь понимать потребности клиента и его бизнес-цели, максимально точно формулировать пожелания. Отличные коммуникативные и презентационные навыки, талант убеждения - залог успеха работы арт-директора и возглавляемого им коллектива.
Александр Кузнецов, исполнительный директор рекламного агентства «Диалог-Дизайн», считает, что «кроме оригинального креативного мышления, развитого восприятия и воображения, умения концентрироваться на деталях, необходимых для генерирования нестандартных творческих идей, арт-директору надо обладать и менеджерскими качествами. Согласно известному высказыванию «если это покупают, значит, это искусство», выполняемые проекты должны быть продаваемы». Понятно, что арт-директору следует знать все то же, что и профессиональному дизайнеру, работающему в области производства полиграфической продукции: принципы графического дизайна, шрифтов, знаков и фирменных стилей, конструкций тары и упаковки, Р.О.S.-материалов, журналов, буклетов, календарей, основы полиграфической технологии и многое другое. Помимо этого ему надо быть в курсе последних тенденций и событий на рынке дизайна и рекламы, отслеживать появление новых креативных методик в области визуальных коммуникаций. Елена Глущенко, руководитель отдела по подбору персонала для рекламных агентств КА «Амплуа-персонал», убеждена: «Арт-директор - без сомнений, творческая профессия, но творчество должно сочетаться с владением передовыми рекламными технологиями. Важно иметь представление о программных продуктах, современных инструментах для воплощения креативных идей. Очень многие работодатели хотят, чтобы арт-директор хорошо знал английский язык, поскольку нередко этот специалист участвует в презентациях».
Спрос на профессионалов в сфере визуальных коммуникаций постоянно растет. «Если несколько лет назад все были в основном озадачены вопросом содержания, то сейчас на первый план выходит потребность в новых формах, - продолжает Елена Глущенко. - В результате наблюдается повышенная активность на рынке рекламных и полиграфических услуг. На отечественном рынке представлены и активно продвигают свои услуги крупные международные сетевые агентства. Появляются новые клиенты. Рынок становится все более цивилизованным. Проведение активных тендеров при получении заказов считается нормой. Эти и другие причины объясняют растущий спрос на творческих специалистов, в частности на арт-директоров. Именно они определяют стиль и направ ление работы студии или агентства, что в конечном итоге влияет на предпочтения клиентов». Соответственно, увеличивается конкурс на факультеты, выпускающие подобных специалистов, растет их зарплата (компенсационный пакет арт-директора известной дизайн-студии или главного художника популярного журнала доходит до $ 2-3 тыс.), усложняется работа. Наиболее рейтинговые учебные заведения, выпускники которых пользуются повышенным спросом у работодателей, это Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, Московское (Строгановское) и Санкт-Петербургское им. В.И. Мухиной высшие художественно-промышленные училища, Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Также художников высшей квалификации готовят в архитектурных, полиграфических, театрально-художественных, театральных, технологических институтах, Всесоюзном государственном институте кинематографии, некоторых институтах искусств. Игорь Сироткин, преподаватель кафедры промышленного дизайна полиграфического факультета ОмГТУ, рассказывает: «Специальность «Дизайн и реклама» появилась совсем недавно. Но востребованность выпускников этих факультетов высокая. Художник-дизайнер стал наряду с инженером-механиком, технологом, экономистом одним из членов коллектива по выпуску печатной продукции. Именно дизайнер часто является организатором и руководителем коллектива, работающего над проектированием и воплощением творческого замысла». Среди образованных в последнее время учебных заведений можно отметить Высшую академическую школу графического дизайна, Институт рекламы и дизайна.
Сегодня полиграфический и издательский бизнес предъявляет высокие требования к квалификации специалистов. Поэтому уровень подготовки студентов художественных факультетов должен соответствовать потребностям рынка. Для этого необходимо четко сформулировать требования к специалистам как в области их подготовки, так и в отношении будущих обязанностей, разработать тарификацию труда творческого персонала и выработать единую систему стоимости услуг в области дизайна. Чаще всего в организациях нет четко прописанных должностных инструкций: что входит в обязанности арт-директора, как правило, решается в каждой компании индивидуально. Вопрос зарплат и стоимости услуг на дизайнерском рынке еще туманнее. За рубежом размер зарплаты арт-директора напрямую зависит от стоимости заказа, который выполняет студия или агентство. У нас к этой практике многие относятся скептически. Сведения о стоимости реализуемых проектов чаще всего мало прозрачны. Да и сама система ценовой политики оставляет желать лучшего, особенно попытки ценового демпинга или, наоборот, открытого завышения стоимости. Александр Кузнецов делится своими наблюдениями: «Комиссионное вознаграждение, выплачиваемое в зависимости от объема полиграфического проекта и широко распространенное до конца 90-х годов, сегодня сохранилось лишь отчасти. Появляются системы абонентского обслуживания, корпоративных скидок, повременной оплаты, гонораров, покупки отдельных услуг или продуктов. Когда и какую форму оплаты использовать, зависит от сложности выполняемых работ, от того, насколько они требуют привлечения специалистов высокой квалификации».
Андрей Поломошнов, член Московского союза художников, член Союза дизайнеров, считает, что «квалифицированный дизайнер не может быть ограничен узкой сферой профессиональных интересов. Создавать индивидуальные оригинальные вещи можно только в условиях постоянного расширения кругозора, активного творческого общения и обмена информацией». Именно с этой целью когда-то появился Нью-йоркский Арт-Директор Клуб телевизионного и полиграфического дизайна (http://www.adcny.org) - первый центр для специалистов, учащихся арт-студий, а также компаний, работающих во всех областях дизайна. В середине 90-х годов открылся Московский Арт-Директор Клуб (http:// www.madc.ru) - организация, представляющая интересы всех участников российского рынка дизайнерских услуг: арт-директоров, копирайтеров, фотографов, иллюстраторов, шрифтовиков. Условием принятия в члены Арт-Директор Клуба является наличие авторских работ и мера творческой и общественной активности. Цели и задачи Клуба - продвижение качественных услуг в области визуальных коммуникаций, вовлечение в поле профессиональной деятельности молодых специалистов и студентов. Правда, идея Московского Арт-Директор Клуба, в сравнении с Нью-йоркским, не получила столь широкого распространения в полиграфической среде.
Помимо членства в профессиональном сообществе для любого арт-директора важно участие в конкурсах. Он может выставляться как самостоятельный художник или презентовать дизайнерские решения, разработанные возглавляемой им студией. Первой в этой области и до сих пор самой престижной остается награда Нью-йоркского АДК. Также очень почетно иметь награды Europe s Creative Awards, CardEx Awards, Portoroz Golden Drum, Design Annual журнала Communication Arts, Award Exelence, International Designers Network, Московского международного фестиваля рекламы.
Марина ДИКАНОВА
|