Репетитор для корпорации
Варвара Агламишьян
Источник: Финансовые известия
Образование, которое студенты получают в государственных высших учебных заведениях, очень часто оказывается оторванным от реальных потребностей рынка труда. Теория и практика не всегда совпадают, а динамика изменения
Образование, которое студенты получают в государственных высших учебных заведениях, очень часто оказывается оторванным от реальных потребностей рынка труда. Теория и практика не всегда совпадают, а динамика изменения учебных программ отстает от темпов изменения запросов компаний. Преодолеть этот разрыв позволяет обучение на различного рода бизнес-курсах и тренингах.
Рынок бизнес-тренингов в России условно можно разделить на три части.
Услуги по "точной настройке" специалистов к потребностям рынка предлагают высшие учебные заведения, консалтинговые и кадровые компании, а также относительно новые структуры, специализирующиеся на "персональном коучинге".
В целом курсы, организованные при вузах, пользуются неоднозначной репутацией. Сами участники рынка говорят, что, организуя краткосрочные программы, эти учебные заведения просто используют ресурс своих преподавателей для зарабатывания дополнительных средств. Они обладают большой теоретической базой, но практически не имеют опыта в реальном бизнесе. Разумеется, из этого правила есть и исключения. О них читайте в одном из следующих выпусков приложения "Бизнес-образование".
Что же касается тренингов, организуемых коммерческими бизнес-центрами, и так называемых коучинговых программ, то здесь существует принципиальное отличие. Агентства по персоналу организуют свои учебные программы, основываясь на "правильных" технологиях ведения тех или иных бизнес-процессов. Вас могут обучить навыкам управления, разрешения конфликтных ситуаций, внедрения инновационных технологий, ознакомить с различными аспектами работы с клиентами. В отличие от традиционных бизнес-программ коучеры, заявившие о своем существовании в России не более чем год-два назад, работают над раскрытием потенциала каждого участника. Цель обучения здесь заключается в том, чтобы помочь клиенту осознать, что именно для него означает понятие "самореализация", и подсказать, какими способами ее можно достичь.
"Новомодная игрушка"
Все организаторы традиционных бизнес-тренингов отмечают наметившийся в последние годы рост спроса на корпоративные программы, разработанные специально под потребности конкретной компании-клиента. "В финансовом выражении соотношение между заказчиками корпоративных программ и участниками открытых программ сегодня примерно одинаково, - отмечает заместитель гендиректора НОУ "Учебный центр SRC-Master" Дмитрий Ткачев. - Оно, скорее, зависит от потребностей компании и от ее размеров, причем неважно, в какой отрасли она работает. Здесь логика проста - у меня есть группа людей (например, отдел продаж, мерчандайзеры, бренд-менеджеры), которую я хочу обучить одинаковым методикам и навыкам - я заказываю корпоративный семинар. Если у меня менеджер по исследованиям в отделе маркетинга "недотягивает", то я посылаю его на открытую программу (причем часто инициатива может исходить от самого сотрудника)".
Сегодня заинтересованность отдельных отраслей в проведении тренингов для своих специалистов стало тяжелее фиксировать. "Обучение персонала из "новомодной игрушки" превратилось в реальную необходимость и конкурентное преимущество. А вот еще два года назад самые активные отрасли можно было легко выделить. Это, как правило, были страховые, телекоммуникационные компании и нефтяная отрасль", - отмечает Дмитрий Ткачев.
Предпочтения клиентов теперь больше ориентируются на форму и методику обучения: многие предпочитают проходить тренинги дистанционно. "Проблема в том, что многие управленцы не имеют возможности покинуть компанию даже на один-два дня, а большинство региональных компаний не может выплачивать своим сотрудникам большие деньги за переезды. Поэтому существует потребность в удаленном доступе к качественной информации "без отрыва от производства". Таким образом, сами клиенты подтолкнули нас к идее создания мультимедийной программы "Портфель директора", - говорит заместитель гендиректора НОУ "Учебный центр SRC-Master". - В программе оптимально сочетаются более 40 часов видеолекций, система интерактивных тестов, конспекты лекций и универсальные приложения. Ее цель - дать руководителям комплекс знаний и прикладных технологий в области менеджмента. И содержание программы, и процесс обучения пронизаны духом практичности".
"Что приносит кайф"
В отличие от семинаров и курсов, пронизанных "духом практичности", программы коучеров больше похожи на психологические семинары по развитию личности. Возможно, поэтому корпоративные заказчики вкладываются в подобное обучение редко, доля специализированных корпоративных программ несущественна по сравнению с открытыми для всех тренингами. "На наших семинарах и консультациях мы очень часто сталкиваемся с людьми, которые что-то одно делают для души, а что-то совсем другое для денег, - говорит директор "Коучинг-центра" Андрей Марусов. - Мы предлагаем взять то, что приносит кайф, и научиться это продавать или по крайней мере прикладывать усилия для того, чтобы сделать это нужным кому-то еще".
Несмотря на диаметрально противоположный подход к организации обучения, особой конкуренции между "старыми" и "новыми" игроками на рынке тренинговых услуг не наблюдается. Более того, в будущем оба эти подхода скорее всего сольются. Ведь уже сейчас одним из главных вопросов, которые приходится обсуждать на традиционных тренингах для менеджеров, является проблема мотивации персонала. А коучерам все равно придется развиваться в сторону разработки программ под конкретных корпоративных клиентов и, следовательно, углубляться в бизнес-технологии.
|