Наш эксклюзив: Творчество как работа по преодолению ограничений бизнеса
Наталья Петрова
Источник: КА "Ефимов и партнёры"
Мы продолжаем публикацию фрагментов из новой книги тренера-консультанта, Специалиста по творческим решениям в бизнесе Натальи Петровой(www.nataliapetrova.ru) «Дао творческого карьериста».
Основной конфликт творчества
Мы продолжаем публикацию фрагментов из новой книги тренера-консультанта, Специалиста по творческим решениям в бизнесе Натальи Петровой(www.nataliapetrova.ru) «Дао творческого карьериста».
Основной конфликт творчества в бизнесе проходит между желанием коммерсантов иметь гарантии прибыли и неопределенность, которую создает творческий процесс. Изобретать новое надо, но оно может разорить, а не обогатить. Экспериментировать надо, но эксперимент может быть неудачным. Творческое решение – отличная вещь, но оно может оказаться нерентабельным. Так что в бизнесе напряжение между воображаемым образом и реальностью особенно ярко проявляется.
Противоречия? Да. Ну да нам к ним не привыкать. Наше сознание – это вообще продукт диалектического конфликта между возможностями и ограничениями. Если бы не было никаких ограничений, у нас не возникло бы и сознания. Помните дивный анекдот: «Мальчик дожил до 25 лет и никогда не говорил. Все думали, что он немой. В один прекрасный день из окна подуло, и он изрек «Мама, закройте окно». Все сильно удивились и спросили его, почему же он раньше не говорил. Он ответил: «Так все было хорошо, о чем говорить?»»
Наше сознание и активность рождаются из борьбы против ограничений. Осознание ограничений личностных возможностей заставляет нас понять необходимость их расширения. Река – это результат борьбы между текущей водой и берегами. Борьба и конфликт с ограничениями является источником творческой деятельности: стремясь к интеграции своей личности, которая согласовала бы воображаемые идеи и окружающую реальность, человек самореализуется в этой самой реальности.
А по мере понимания сущности конфликта с реальностью творческий карьерист добавляет к своей спонтанности еще и зрелость, так что в великих творениях любого рода всегда присутствует осознанный конфликт, являющийся результатом успешной борьбы творца против ограничений. Говорят, Шекспиру удалось так много выразить в своих произведениях потому, что его драмы написаны белым стихом, а не прозой, а сонеты ограничены четырнадцатью строчками.
Воображение, как говорил Ролло Мэй, это способность «сняться с якоря» в надежде, что где-нибудь в пустоте найдется новое место для причаливания. В такие моменты нам грозит потеря ориентации и изоляция, потому что среди новых идей нет еще четких ориентиров, и никто полностью не может составить нам компанию в воображаемом мире: люди могут лишь только частично и постепенно разделить наше видение, если нам удастся их убедить и вдохновить на это.
Генерируя творческие идеи и изменения, мы можем лишиться общего языка, обеспечивающего нам взаимопонимание с другими людьми. Стерев прежние границы, не утратим ли мы ориентацию в том, что называем реальностью? Здесь мы вновь приходим к проблеме осознания границ. Границы нашего мира уходят из-под ног и мы тревожимся, ожидая, что какая-то новая форма займет место утерянной: сможем ли мы создать из хаоса какой-то новый порядок? Так творческие люди выполняют работу исследователей пограничной зоны, опережая других в изучении будущего. Внимательно вслушиваясь в то, что говорят творческие карьеристы, компания может подготовиться к тому, что нам несет будущее. Если захочет.
(Продолжение читайте в следующую пятницу, 1 октября на www.mainjob.ru))
|