Наш эксклюзив: Риски и мужество творческого карьериста
Наталья Петрова
Источник: КА "Ефимов и партнёры"
Предлагаем вашему вниманию фрагмент из новой книги тренера-консультанта, специалиста по творческим решениям в бизнесе Натальи Петровой (www.nataliapetrova.ru) «Дао творческого карьериста», выходящей в ИД «ЭКСМО» в
Предлагаем вашему вниманию фрагмент из новой книги тренера-консультанта, специалиста по творческим решениям в бизнесе Натальи Петровой (www.nataliapetrova.ru) «Дао творческого карьериста», выходящей в ИД «ЭКСМО» в ноябре 2004 года.
Известный американский психолог Ролло Мэй в своей книге «Мужество творить» писал: «Мужество творчества – наивысшее из всех видов мужества. В наше время и техника, и дипломатия, и бизнес, и образование – все находится в процессе радикальных изменений и требует отважных людей, которые смогут их оценить и определят направление их развития. Потребность в творческом мужестве прямо пропорциональна степени изменений, которым подвергаются эти области и профессии». Надо сказать, что ничто так не затемняет сущности творчества, как взгляд на него с позиций возможности интересно провести свободное время.
Творчество – это встреча глубоко сознательного человека с миром, встреча двух противоположных полюсов и дорога к универсальным понятиям, которая ведет за пределы обособленного, личного опыта. Творчество действительно требует немалого мужества, понимаемого не как отсутствие отчаяния, а как способность действовать на фоне отчаяния, направив свою силу и интерес к жизни в центр собственного бытия. Мужество – это основа всех других добродетелей и условие для их проявления. Человеческое существо становится действительно человеком только благодаря сознательному выбору и своему участию в реальной жизни. Человек приобретает значимость и достоинство путем множества ежедневно принимаемых решений. И творческое принятие этих решений требует мужества.
В принципе, все творчество в бизнесе находится на этой «растяжке» между вдохновением и любопытством, сопровождающим встречу с миром, и принятию решений, которые имеют моральную и материальную цену. И за которые надо отвечать и в случае провала, и в случае успеха. Быть исполнителем и не рисковать – это плохой выбор для человека с идеями просто потому, что внутренняя энергия творчества не умирает от неиспользования – она трансформируется, как трансформировалась в анекдоты и пьянство энергия российского народа во времена застоя. Но теперь иные времена и можно себя применить к делу более эффективно.
Продвижение творческих идей в компании требует мужества видеть проблемы раньше других, мужества признавать ошибки и мужества быть солидарным с другими людьми. Творческая карьера в бизнесе требует командности, включая способность поступиться собственным «я», чтобы обрести человеческую близость и понимание, без которых люди не станут поддерживать Ваши идеи, как бы эти идеи ни были хороши.
Человеческая близость, как известно, - это палка о двух концах: она дает поддержку, но также требует мужества, потому что поделившись с другими своими идеями, мечтами, страхами и стремлениями, мы становимся беззащитными.
Творческие идеи приносят риски для всех участников процесса изменений, ибо новое видение меняет не только генератора идей, но и его сторонников и противников, если таковые появятся. Во времена изменений рушатся старые схемы взаимодействия и у людей возникает вопрос, смогут ли они в новом образе жизни более полно реализовать себя - или он уничтожит их?
Близость, необходимая для разработки идей, порождает страхи, связанные с границами: страх быть отвергнутым и страх быть поглощенным. И то множество людей бизнеса не отдает себе отчета в собственной отчужденности и не хочет привносить чувства в деловые отношения, еще более усиливает сложность творческих изменений и ... творческой карьеры.
Успешное творчество вызывает зависть у людей, которые не думают о его цене. Творцы со своими идеями и любовью к переменам являются угрозой для общества, стремящегося сохранить свой status quo.
Творческий человек, работающий в бизнесе, должен согласовать свой креатив с идеей получения прибыли, победить конформизм и апатию нижестоящих, преодолеть сопротивление и амбиции вышестоящих. И при этом не потерять страсти к сотворению нового и общению с людьми. Это непросто. Дело в том, что все руководители бизнеса хотят получить оригинальные решения и творческий подход без цены этих вещей. А ценой является необходимость меняться в соответствии с новым образом жизни и плодотворными идеями. Наличие таланта при отсутствии страсти хорошо вписывается в представления бизнеса о творчестве: есть такая схема «идеи генерит, а спокойствию не мешает». Общество идеализирует технику изобретения идей, чтобы избежать страха при непосредственной встрече с творчеством, сопровождающимся неопределенностью и изменениями.
Открытие, даже маленькое, всегда сопровождается чувством легкого ужаса, а не только восторга. Художник пишет картину с тем же чувством, с каким преступник совершает преступление, говорил Дега. И страшно не только то, что идея может оказаться неплодотворной. Страшно и то, что она может оказаться отличной и повлечь за собой изменения, которые лишат и творца, и окружающих привычной безопасности.
Кроме того, если не удается осуществить задуманное, творчество приносит чувство опустошения, на которое в бизнесе накладывается вина перед коллегами за сорванные сроки и планы. Поэтому начав действовать, мы должны полностью отдаться делу и в то же время осознавать, что можем совершить ошибку. Нам предстоит одолеть не только внешних противников, но и свои осознаваемые и бессознательные сомнения. Человек, который решается одновременно верить и признаваться в своих сомнениях, становится более гибким и открытым для нового знания. Творческая идея реализуется, когда человек проходит сам и проводит других сквозь сомнения. Однако нести образ сомневающегося лидера – это большое искусство. Массы любят уверенность и воспринимают колебания как слабость, а ведь именно уверенность в себе и лидерская позиция позволяют творческому карьеристу продвигать свои идеи в бизнесе.
Продолжение читайте в пятницу, 24 сентября www.mainjob.ru
|