Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

На всех не рассчитано...


Татьяна Алёшкина
Источник: Новые известия

В ближайшие дни Госдума рассмотрит законопроект о повышении с 1 января будущего года минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 20% – до 720 рублей. Прибавка, впрочем, коснется главным образом военных и силовиков.

В ближайшие дни Госдума рассмотрит законопроект о повышении с 1 января будущего года минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 20% – до 720 рублей. Прибавка, впрочем, коснется главным образом военных и силовиков. Врачи и учителя, зависящие от местных бюджетов, могут ее вообще не дождаться.

Предыдущее повышение МРОТ (в октябре 2003 года) было в полтора раза ощутимее ныне планируемого: тогда правительство увеличило его на 30%: с 450 руб. до 600. Такое решение было данью инфляции, темпы которой в прошлом году были немного выше, чем в этом. А поскольку по итогам 2004 года уровень цен, как обещают власти, не повысится более чем на 9%, правительство решило особо не баловать сограждан, подняв «минималку» лишь на 20%.

От значения МРОТ зависят оклады бюджетников: он напрямую влияет на единую тарифную сетку (ЕТС), по которой им рассчитываются зарплаты. Впрочем, если раньше повышение МРОТ увеличивало доходы всех без исключения работников бюджетной сферы, то с 2005 года это коснется немногих.

Как рассказала «Новым Известиям» эксперт Центра развития Наталья Акиндинова, увеличение «минималки», заложенное в бюджете будущего года, предполагает рост зарплат для бюджетников федерального уровня. Иными словами, речь идет о работниках государственных структур, которые финансируются из центра. Это в основном силовики и военные – недаром новоиспеченный бюджет многие эксперты окрестили военно-полицейским.

Правда, города и веси тоже могут поднимать оплату труда, но за свой счет. «Размеры увеличения регионы должны будут устанавливать сами», – пояснила Наталья Акиндинова. По ее словам, далеко не все субъекты РФ последуют примеру федерального центра, особенно в зимний период, на который и намечено повышение МРОТ. «Зимой во многих регионах много средств уходит на финансирование ЖКХ, поэтому денег на бюджетников не хватит. Скорее всего, местные власти все-таки решат поднять оплату труда, но не на 20% и не в начале года, а ближе к лету», – предположила эксперт. А это означает, что региональные и местные бюджетники, а это прежде всего учителя и врачи, еще долго не увидят даже небольшой прибавки к зарплатам.

Впрочем, само понятие минимального размера оплаты труда не соответствует не только мировым стандартам, но и элементарной логике. «Минималка» в России в четыре раза ниже прожиточного минимума, который на сегодняшний день составляет 2143 руб., а в Москве и того выше – 3611 руб. «Если в других странах минимальный размер оплаты служит для того, чтобы работодатели не платили меньше этой величины своим подчиненным, то у нас это формальная конструкция, а сам показатель взят с потолка», – считает Наталья Акиндинова. По ее словам, поэтапное приближение МРОТ к прожиточному минимуму закреплено законом, но когда это произойдет, неизвестно – все зависит от политической воли.

Вместе с тем, если усилием этой воли одним рывком учетверить МРОТ, тем самым приравняв его к официальной черте бедности, это неизбежно вызовет дефицит бюджета и, как следствие, ускорение темпов инфляции.

Как объяснила «НИ» директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова, эффект от повышения МРОТ был бы более существенным, если бы правительство увеличивало его не раз в 1–2 года, а хотя бы ежеквартально. Правда, делать это также довольно сложно, поскольку на всех может не хватить. «Ни в одной стране мира целых три отрасли – образование, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство – не существуют в виде бюджетного сектора», – констатирует Лилия Овчарова. По ее словам, существуют два варианта решения этой проблемы: либо сокращать нерыночный сектор, либо удваивать экономику.

Судя по продолжающимся в правительстве спорам вокруг удвоения ВВП, с внедрением второго способа могут возникнуть проблемы. Остается первый, что отчетливо просматривается в новом бюджете, в котором расходы на социалку сильно урезаны. В развитых странах, как известно, наряду с бесплатным образованием или медициной существуют мощные платные системы оказания тех же услуг, а ЖКХ почти повсеместно – рыночный сектор. Правда, об их зарплатах, даже минимальных, нам можно только мечтать.

Татьяна Алёшкина

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru