На рынке труда меняются правила игры
Владимир Власов
Источник: Работа и зарплата
В конце мая 2004 года в Государственную думу РФ был внесен проект федерального закона, призванный устранить недостатки разграничения, правового регулирования и финансового обеспечения органов власти разных уровней. В
В конце мая 2004 года в Государственную думу РФ был внесен проект федерального закона, призванный устранить недостатки разграничения, правового регулирования и финансового обеспечения органов власти разных уровней. В соответствии с данным законопроектом подвергается радикальным изменениям и Закон «О занятости населения в Российской Федерации». В более чем половину его статей были внесены коррективы. Предлагаемые изменения направлены на экономию затрат федерального бюджета по обеспечению содействия занятости населения и, самое главное, на значительное снижение социальной защищенности работников на рынке труда.
Остановимся на самых главных изменениях. Если по действующему законодательству службы занятости обеспечивают социальную защиту всего населения страны, то сейчас предлагается помогать только тем, кто испытывает трудности в поиске работы.
К таковым законопроект относит следующие категории граждан:
- инвалиды;
- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание;
- несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую по старости);
- беженцы и вынужденные переселенцы;
- граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;
- одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.
Особо отметим, что законопроект дополнительно относит сюда и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, впервые ищущих работу. В то же время из числа граждан, испытывающих трудности с устройством на работу, исключены те, кто имеет на содержании лиц, нуждающихся в постоянном уходе, помощи или надзоре; лица, приговоренные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам; а также семьи, в которых оба родителя признаны безработными. На наш взгляд, это явный перебор. Данные категории всегда были под особой заботой федеральной службы занятости, а теперь им придется действовать по известному принципу: спасение утопающих - дело рук самих утопающих.
Вне полномочий федеральных органов государственной власти остается предупреждение массовой безработицы на территории России, а также определение минимальных и обязательных норм социальной и экономической защищенности граждан от безработицы. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации теряют возможность оперативно влиять на положения рынка труда при осложнении ситуации с занятостью на отдельных территориях, но и федеральным органам государственной власти эти полномочия тоже не передают.
Предложено упразднить:
- компенсации материальных затрат в связи с направлением граждан на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости (это снизит стимулы к внутренней миграции населения из проблемных регионов России, а на вакансии будут претендовать иммигранты из других стран);
- предоставление безработным гражданам бесплатных услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости;
- полную или частичную компенсацию затрат работодателей на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций (это ляжет дополнительной нагрузкой на семейные бюджеты работников, особенно низкооплачиваемого населения, к которому относятся безработные граждане).
Вносятся предложения об изменении всей системы финансовой поддержки безработных граждан. Если сегодня размеры пособия по безработице установлены законом о занятости (минимальное пособие - 30 % от прожиточного минимума, максимальное - не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ), то предлагается ежегодное определение минимальных и максимальных размеров пособия предоставить Правительству РФ. Тем самым социальная поддержка безработных будет полностью зависеть от финансовых ресурсов, которыми располагает государство.
Аннулируется право профсоюзов вносить в органы местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым увольнением работников. Данное нововведение продолжает тенденцию, ограничивающую участие профсоюзных органов в регулировании социально-трудовых отношений в условиях массовых увольнений. При этом будут развязаны руки тем социально безответственным работодателям, которые, ориентируясь на свои бизнес-планы, станут прибегать к широкомасштабным увольнениям.
Хотелось бы обратить внимание на еще один законопроект, который может негативно повлиять на рынок труда, - по изменению пенсионного законодательства. Как известно, в 2002 году внедрена накопительная система, которая должна обеспечить существенную прибавку к пенсии. Разработанный законопроект отменяет такую систему для мужчин 1953-1966 года рождения и для женщин 1957-1966 года рождения. Это коснется 24 млн. работников данного возраста. Редкий человек не задумывается над тем, как его жизнь сложится в будущем. Поэтому, когда надежда на приличную государственную пенсию рассеивается, люди начинают стремиться найти выход. Специалисты предполагают, что многие из тех, кого касается данный законопроект, постараются уйти из организаций «открытой экономики», где они получают скромную, но стабильную заработную плату, в сферу более рискованной и щедро оплачиваемой «теневой экономики», чтобы обеспечить себе средства в старости.
А теперь о ситуации на рынке труда России по итогам мая 2004 года.
Общая численность безработных (в соответствии с методологией МОТ) составила 5,8 млн. человек, что ниже уровня 2003 года. Уровень общей безработицы, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, не превысил 8,1 %.
С начала 2004 года численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, уменьшилась на 46 тыс. человек и составила 1,6 млн. (2,3 % к численности экономически активного населения), что также ниже данных аналогичного периода 2003 года. В Москве также наблюдается значительный рост тех, кто нашел работу.
Различие регионов по уровню напряженности на рынке труда продолжает оставаться высоким. Минимальный уровень регистрируемой безработицы отмечен в Липецкой области (0,6 %), Краснодарском крае, Тверской, Нижегородской, Оренбургской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге (по 0,7 %). В пятерку субъектов с максимальным уровнем регистрируемой безработицы входят: Республика Ингушетия (17,6 %), Корякский АО (12,3 %), Республика Тыва (10,8 %), Агинский Бурятский АО (7,9 %) и Кабардино-Балкарская Республика (6,9 %).
Потребность в работниках, заявленная организациями, увеличилась. На 1 июня 2004 года в стране имелось более миллиона свободных рабочих мест и вакансий. В Москве их количество превысило 176 тыс. Несмотря на внешнее спокойствие рынка труда, он имеет ряд острых проблем.
Во-первых, ожидается рост безработицы в связи с реструктуризацией многих отраслей экономики. В этих условиях работодатели принимают жесткие меры по сокращению издержек. Массовые увольнения прошли в угольной промышленности. На очереди металлургическая промышленность: в ближайшие годы отрасль покинут 350 тыс. работников.
Во-вторых, рынок труда характеризуется низким качеством рабочей силы, особенно в промышленности, где средний возраст работающих близок к пенсионному. Новые технологии должны осваивать молодые, но государство пока не придумало механизма насыщения данной отрасли экономики перспективными «синими» и «белыми» воротничками.
В-третьих, усиливается тревога из-за застойной безработицы в малых городах и поселках, где проживают почти 40 млн. человек. Поэтому жители этих образований все больше ориентируются на трудоустройство в крупных промышленных регионах, в том числе в Москве и Московской области.
В-четвертых, усиливается давление на рынок труда со стороны нелегальных иммигрантов. Их численность в 2003 году, по данным специалистов, составляла от 2,5 до 3,5 млн. человек, а официально в 2003 году в России трудились 378 тыс. иностранных граждан.
В-пятых, предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию существенно увеличит армию безработных. Неконкурентоспособные отрасли экономики (автостроение, сельскохозяйственное машиностроение, текстильная и легкая промышленность, агропромышленный комплекс и другие) понесут значительные потери численности работников.
Несмотря на такие проблемы, в последние годы наблюдается уменьшение внимания федеральной власти к регулированию рынка труда. В 2001 году был упразднен фонд занятости, перестали разрабатывать и реализовывать целевые федеральные программы содействия занятости населения. Активная политика на рынке труда была преобразована в пассивную, в результате свернуты до минимума активные программы по содействию занятости, стимулированию мобильности рабочей силы, самозанятости безработных, урезаны ассигнования на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных.
В такой ситуации гражданам остается пожелать держать ухо востро: сегодня ты хорошо зарабатываешь, работа тебе нравится, а завтра неожиданно может возникнуть ситуация, которая изменит твою трудовую карьеру. Рынок - он и есть рынок. Придется выбирать другую работу, действуя с оглядкой по правилу: семь раз отмерь, один - отрежь.
Владимир ВЛАСОВ
|