Права работника: непрерывный стаж для больничного
С.А. Крикунов
Источник: Работа и зарплата
Как известно, статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено принятие специального федерального закона, который должен установить размеры и условия выплаты пособия по временной
Как известно, статьей 183 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) предусмотрено принятие специального федерального закона, который должен установить размеры и условия выплаты пособия по временной нетрудоспособности. К сожалению, до настоящего времени такой федеральный закон не принят, поэтому приходится руководствоваться нормативно-правовыми документами тридцатилетней давности. А противоречия, которые неизменно возникают при применении устаревших правовых норм, приходится разрешать судам.
Не остался в стороне от насущных проблем работающих граждан и Конституционный суд России, который 4 марта 2004 года вынес определение по жалобе гражданина Каленова А. Ф. на нарушение его конституционных прав в вопросе обеспечения пособием по временной нетрудоспособности (речь идет о порядке подсчета непрерывного трудового стажа для выплаты такого пособия).
В соответствии с Основными условиями обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденными Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 г. № 191 (с многочисленными изменениями и дополнениями), размер пособия по временной нетрудоспособности прежде всего зависит от непрерывного трудового стажа. Работники, чей стаж составляет 8 и более лет, получают пособие в размере 100 % своего среднего заработка; со стажем от 5 до 8 лет - 80 %; 5 лет - 60 %.
Работник заинтересован в правильном и объективном подсчете непрерывного стажа, так как разница между пособиями, составляющими соответственно 100 и 60 % среднего заработка, достаточно значительная. Подсчет трудового стажа в этих случаях определяют в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию (далее - Правила), утвержденными Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 года № 252. Практически все пункты Правил претерпели изменения или были оспорены в судебном порядке. Однако документ действует до сих пор. Обращение гражданина Каленова А. Ф. в Конституционный суд России было связано именно с этими Правилами, а точнее с подпунктом «и» пункта 7 данного документа. Кроме того, поставлена под сомнение законность второго абзаца статьи 16 Постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года № 1117 «О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве».
Надо отметить, что это не первое обращение граждан в суды различных инстанций о признании незаконными именно этих правовых норм. Так, решением Верховного суда России от 20 августа 2002 г. № ГКПИ 02-771 гражданину Цыганкову С. Э. было отказано в удовлетворении жалобы о признании недействительными (незаконными) упомянутых положений. Тем не менее Конституционный суд РФ окончательно поставил точку по данному вопросу в своем определении.
Предусмотренное этими нормами правило о том, что непрерывный трудовой стаж, учитываемый при назначении пособия по временной нетрудоспособности, не сохраняется при повторном в течение года увольнении по собственному желанию без уважительных причин, противоречит Конституции РФ, так как препятствует свободному выбору места работы и существенно (почти в два раза) уменьшает размер упомянутого пособия.
Уважительными причинами увольнения по собственному желанию являются:
- изменение места работы в связи с переводом мужа (жены) на службу в другую местность;
- болезнь самого работника или уход за тяжело больным родственником;
- поступление в высшее учебное заведение;
- избрание на новую должность;
- нарушение коллективного или трудового договора со стороны администрации.
Конституционный суд РФ в своем определении указал, что оспариваемое нормативное положение в условиях социалистической системы хозяйствования преследовало цель способствовать решению задач формирования стабильных трудовых коллективов, сокращения текучести кадров, укрепления трудовой дисциплины.
Сохранение такого правового регулирования в настоящее время по сути является нарушением закрепленных Конституцией РФ в числе основных прав и свобод человека и гражданина свободы труда и права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Оспариваемые положения противоречат целям и содержанию трудового договора как договора двухстороннего, в котором конкретно реализуются перечисленные конституционные права. Обжалуемые правовые нормы также не согласуются с основными принципами обязательного социального страхования работающих граждан на случай их временной нетрудоспособности. При применении упомянутых положений страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу ставится в зависимость от причины увольнения по собственному желанию, а не от среднего заработка застрахованного лица, его трудового (страхового) стажа. Его применение не только приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями, но и существенно снижает объем страхового обеспечения при наступлении временной нетрудоспособности по сравнению с тем, который предоставляют работнику с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах увольнения по собственному желанию. Безусловно, это нарушает равенство прав и свобод человека и гражданина, гарантированное Конституцией.
На основании этих выводов Конституционный суд РФ признал не подлежащими применению подпункт «и» пункта 7 Правил и абзац второй статьи 16 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 года № 1117. Таким образом, теперь даже при повторном увольнении по собственному желанию, независимо от его причин, в течение 12 месяцев страховой стаж, необходимый для назначения пособия по временной нетрудоспособности, не будет прерываться.
С. А. КРИКУНОВ
|