Что нужно делать, чтобы зарабатывать дома
Владимир Сергачёв, "Экономика и время"
Источник: www.uhr.ru
Несмотря на стабильное положение в экономике и наличие большого числа свободных рабочих, найти интересную и высокооплачиваемую работу по специальности в Петербурге по-прежнему сложно. Многие, получив в городе на Неве
Несмотря на стабильное положение в экономике и наличие большого числа свободных рабочих, найти интересную и высокооплачиваемую работу по специальности в Петербурге по-прежнему сложно. Многие, получив в городе на Неве отличное образование, отправляются на заработки если не за рубеж, то в столицу. Почему так происходит, и что нужно делать, чтобы изменить ситуацию?
Работы много, а заработать - негде...
Только по официальным данным Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Петербургу в городе насчитывается до 70 тысяч вакансий. Общее число свободных рабочих мест достигает, как минимум, 100 тысяч. Вместе с тем в городе около 20 тысяч зарегистрированных безработных, а вместе с теми, кто не состоит на учете в СЗ или желает сменить место работы, их, по крайней мере, вдвое больше.
Структурная безработица, при которой спрос и предложение расходятся, стала характерной чертой питерского рынка труда. Каковы причины?
Первая: около половины вакансий не могут устроить соискателей по уровню заработной платы. До сих пор примерно треть существующих свободных рабочих мест предполагает оплату труда до 3-4 тыс. руб., еще 15-20% - до 5-6 тыс. руб..
Вакансий с зарплатой выше 10 тыс. руб. - не более 10% от имеющихся. Не случайно петербуржцы, отвечая на вопрос: `По каким основным причинам вы не останетесь на текущем месте работы?`, 39% опрошенных ответили: "Хочу зарабатывать больше..." Вот поэтому найти высокооплачиваемую работу трудно - таких предложений слишком мало.
Вторая причина: спектр специальностей, по которым предлагают работу, не совпадает с имеющимися у претендентов. Около 75% вакансий предназначены для рабочих, зачастую требуется высокая квалификация или узкая специализация, а среди безработных половина - люди с высшим образованием.
Городу очень нужны хорошие токари и сварщики, но на рынке труда их сейчас практически нет. Пользуются спросом опытные, владеющие современными пакетами программ ПК инженеры и конструкторы. Не говоря уже о гуманитариях: найти достойную работу по специальности переводчику с арабского или выпускнику философского факультета крайне сложно, если только они не овладеют популярными профессиями повара или официанта.
Третья: инерционность мышления. Петербуржцы хотя и живут в большом, современном и динамичном городе, зачастую не торопятся самостоятельно изменить жизнь к лучшему.
Согласно недавним экспертным исследованиям, желающих иметь более сложную и интересную работу в Петербурге на 40% меньше, чем в Москве. Поэтому зачастую более выгодную, интересную и сложную работу получают иногородние специалисты, которые приехали завоевывать себе место под солнцем и не считаются, к примеру, с дополнительными затратами личного времени.
Они прежде всего думают о создании имиджа удачливого бизнесмена. Автомобиль фирмы "Saab", несомненно, подкрепляет деловой имидж его владельца - человека, ценящего свое время, любящего прокатиться, что называется, с ветерком. Тот, кто согласен с ценностями, проповедываемыми известной шведской компанией, всегда будет в фарватере современной жизни. Ценности эти можно определить так: отказ от стереотипов и привычных штампов, комфорт, скорость и еще раз скорость! Недаром автомобиль Saab называют "скандинавским истребителем".
Как искать и находить работу
Времена, когда компании сплошь состояли из друзей и родственников, канули в Лету: сейчас профессионализм в делах куда важнее родственных отношений. Поэтому искать место через друзей и знакомых можно, но малоэффективно. Можно исследовать предложения в специализированной прессе, на Интернет-сайтах, каналах электронных СМИ: вполне вероятно, что проблему успешного трудоустройства удастся решить именно таким образом.
Однако наиболее цивилизованный и эффективный способ поиска работы - использование возможностей рекрутинговых компаний. В отличие от агентств по трудоустройству, их услуги оплачиваются работодателем, а не соискателем.
В Петербурге официально зарегистрировано свыше 120 фирм, которые оказывают посреднические услуги при поиске работы и подборе персонала. Среди них имеются как узкоспециализированные (к примеру, по подбору персонала для судоходных компаний), так и универсальные, выполняющие заказы для всех отраслей экономики.
Большинство из них занимается трудоустройством горожан и подбором персонала низкой и средней квалификации, и только некоторые заняты поиском топ-менеджеров (или мест для них).
Преимущество рекрутинговых компаний - широкий охват потенциальной аудитории, наличие связей с работодателями, отлаженная система обработки резюме и подбора персонала. Половина крупных работодателей в Москве и около 20% в Петербурге активно используют возможности рекрутеров, особенно в том случае, если им необходим высококвалифицированный специалист, которого трудно найти через объявления в газетах.
Все в Москву?
Как показывают результаты исследования, для петербуржцев главным критерием при выборе работы остаются деньги. Отвечая на вопрос о том, какие факторы влияют на решение о принятии того или иного предложения, 79% жителей Петербурга называют деньги. При этом большинство остальных факторов, влияющих на выбор, петербуржцы оценивают гораздо ниже, чем москвичи: "интересная работа" - 70% в Москве и 65 в Питере, "профессиональный рост" - 58 против 50, "репутация компании" - 43% в Москве против 30 в Петербурге, "месторасположение" - 10 и 5% соответственно.
Впрочем, меньший интерес москвичей к деньгам понятен: уровень заработков в столице, начиная со среднего звена специалистов, значительно превышает петербургский: если в городе на Неве оплата труда в $500 ежемесячно еще вызывает зависть, то в Москве $1000 за выполнение аналогичных обязанностей - явление обычное.
В московских специализированных изданиях нередки объявления с предложениями $2-3 тыс. и даже $10 тыс. в месяц, что в Петербурге - большая редкость. К тому же и спектр специальностей шире, и сам рынок труда в столице гораздо более емкий: не случайно летом на московских рынках торгуют дипломированные педагоги из ближайших областей России...
По мнению аналитиков, различия рынка труда Петербурга и Москвы обусловлены объемом инвестиций в сферу бизнеса: в столице объем вложений выше и поэтому нет ничего удивительного в том, что и спрос на персонал в целом в Москве больше, чем в Петербурге.
Однако, несмотря на ощутимую разницу в заработной плате в двух крупнейших российских городах, в последнее время разрыв сокращается и на сегодня, как считают специалисты, составляет около 30%.
Вместе с тем нельзя говорить о том, что в городе на Неве (и в регионах, его окружающих) интересной и высокооплачиваемой работы нет. Здесь нужны и токари 6-го разряда, и первые печатники, и менеджеры, и инженеры: всем им и в Петербурге могут платить больше $1 тыс.
Ларчик успешного трудоустройства на самом деле открывается просто: нужно быть лучше, чем другие профессионалы, уметь и знать больше, работать активнее и эффективнее. Простой пример: в одном и том же подразделении, в одних и тех же условиях трудятся пять менеджеров по продажам. Однако один из них продает в месяц столько, сколько все остальные вместе взятые. Знакомо?
Что делать, чтобы зарабатывать дома
Не стоит обольщаться: Москва (как и заграница) рада только тем, кто ей нужен. Многие работодатели в обеих столицах при приеме на работу выдвигают жесткие и высокие требования: кроме необходимых профессиональных умений обязательно наличие целого спектра положительных личностных качеств, опыта, желания совершенствоваться.
Знание ПК, иностранного языка стало нормой даже для специальностей, напрямую не связанных с умственным трудом (кладовщика, работающего со сложной системой учета грузов). Дополнительные навыки, освоение смежных специальностей, знание международной практики, умение организовывать или работать в команде ценятся не меньше, чем все остальное. Поэтому, чтобы зарабатывать дома по своей специальности, нужно учиться, учиться и учиться...
Крупные компании, давно осознавшие эффективность вложений в обучение персонала, не жалеют на это средств. Деньги окупятся сторицей. "Макдоналдс", к примеру, только на собственные стипендии студентам потратит в этом году 800 тыс. руб., а программа обучения каждого сотрудника обходится компании в $4,5 тыс. в год. Кроме того, фирма предлагает целую систему поощрений за получение новых знаний и продвижение по службе, а за 10 лет работы все сотрудники награждаются золотым перстнем с бриллиантом.
Другое дело маленькие фирмы, которые не могут (или не хотят?) позволить себе обучение сотрудников. Тогда, зная свои слабые в профессиональном смысле места, работник должен решать проблему самостоятельно. Учитывая, что, к примеру, освоение английского реально может повысить вашу стоимость на рынке труда, не стоит экономить на лучшем будущем. Не хватает юридических, экономических, социальных знаний - их можно получить, чтобы стоить дороже ваших конкурентов по рынку труда.
Вместе с тем надо помнить хорошую русскую поговорку про коня и корм: деньги и душу стоит вкладывать только в то дело, которое нравится... И тогда вряд ли придется задумываться о срочном переезде туда, где больше платят.
Впрочем, в международной практике смена места жительства из-за лучшего предложения по работе уже давно никого не удивляет: в экономически развитых странах специалисты, как правило, живут там, где им больше платят и предлагают более интересную работу, а не наоборот. Если человек действительно чего-то стоит и желает большего, то ему везде находится работа. Если его что-то не устраивает - он ищет и находит лучшее...
Владимир Сергачёв
|