Рынок кадрового и политического консалтинга: тайна за семью печатями?..
Источник: Ytpo.ru
Два вида консалтинга - кадровый и политический - занимают особое место в бизнесе консультантов. Невидимые для глаз непосвященных, с оборотом в десятки миллиардов рублей, эти виды считаются высшим пилотажем. В рамках
Два вида консалтинга - кадровый и политический - занимают особое место в бизнесе консультантов. Невидимые для глаз непосвященных, с оборотом в десятки миллиардов рублей, эти виды считаются высшим пилотажем. В рамках международного исследовательского проекта Consulting Research информационно-рейтинговое агентство "Юниправэкс" провело полномасштабное исследование самых закрытых от посторонних взглядов видов консалтинга.
Проблема кадров: решают все
Сегодня ситуацию на рынке труда опрошенные эксперты характеризуют как "специализированный кадровый голод". Остро стало не хватать руководителей производства, топ-менеджеров, квалифицированных рабочих. Потребность в услугах по подбору персонала испытывают крупнейшие отрасли: электроэнергетика, топливная и угольная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтегазовая промышленность и многие другие. Исследования показали, что наибольшую потребность в кадрах испытывают работодатели, которым требуются высококвалифицированные логисты, начальники отделов (преимущественно продаж), директора среднего и малого бизнеса (генеральные, финансовые, коммерческие, исполнительные, технические), главные специалисты производства, хорошо обученные и имеющие практику продавцы-консультанты.
Среди положительных тенденций в области подбора персонала респонденты отметили: укрепление позиций рекрутинга на деловой арене, рост понимания компаниями-работодателями значимости профессиональных кадров, готовность компаний вкладывать деньги в человеческий капитал и передоверять подбор профессионалам - рекрутерам, развитие внутриотраслевой кооперации и рост количества кадровых агентств.
Среди отрицательных тенденций, мешающих развитию российского рынка кадровых услуг, респонденты отметили: недостаточный уровень подготовки рекрутеров, отсутствие профессионального слоя консультантов-психологов, общую неупорядоченность кадрового рынка, большой объем информации и отсутствие профессионального независимого анализа, отсутствие лицензирования и недостаточное развитие стандартов профессий в кадровой индустрии.
Исследование показало, что наиболее важными для заказчиков факторами выбора кадрового агентства являются: качество предоставляемых услуг, имидж компании, стоимость услуг, рекомендации других клиентов. Анализ рынка показал, что постепенно появляется специализация услуг кадровых агентств.
Тесные связи с общественностью
Очень обстоятельно респонденты отвечали на вопрос: "Какие тенденции преобладают на российском рынке услуг в области связей с общественностью?" Среди положительных тенденций были выделены: рост мастерства участников, специализация компаний, дифференцированный подход к клиентам и как следствие - активный интерес малых и средних товаропроизводителей к PR-услугам и др.
К отрицательным тенденциям респонденты отнесли: доминирование на рынке столичных агентств, большое число PR-дилетантов, низкую компетентность заказчиков.
Весьма разнообразные факторы, по убеждению экспертов, являются решающими при выборе PR-агентства. Первое место по итогам опросов заняла репутация. На втором - авторитет. На третьем - известность. На четвертом - стоимость услуг. На пятом - рекомендации влиятельных лиц. На шестом - удачно реализованные проекты. На седьмом - опыт работы.
Как сделать российский рынок услуг в области связей с общественностью цивилизованным? Большинство специалистов посетовало на то, что у нас отсутствуют основные институты этого рынка - биржа заказов, информационный банк, банковское кредитование проектов, страхование PR-рисков и т.д. Четвертая часть опрошенных настаивает на выработке свода единых правил (кодекса), обязательных для всех PR-структур.
Коучинг: большой спрос на редкую услугу
Как показали исследования, коучинг остается еще довольно редким видом бизнес-услуг в современной России. Направлений в коучинге достаточно много. По итогам изучения рынка составлен краткий перечень видов: стратегический коучинг, ситуационный коучинг, тренинги делового общения и продаж, тренинги по управлению сбытом, тренинги по управлению конфликтами, тренинги по управленческому учету, психологические тренинги, телефонный коучинг, коучинг-менеджмент, проектный коучинг, нетрадиционные тренинги (медицина и др.), HR-практикум, проведение деловых игр, OD-консалтинг, тренинги по психологии успешного бизнеса, экзистенциональный коучинг и др.
Экспертный опрос выявил ряд базовых критериев при выборе коуч-партнера. Большое внимание клиенты обращают на: известность и авторитет компании и тренера, их опыт, методологию обучения, цену и качество предлагаемой услуги. Анализ статистических данных и экспертные опросы заказчиков данного вида услуг показали, что в среднем один день работы одного коуча стоит около тридцати тысяч рублей. Некоторые клиенты готовы платить такие гонорары даже за один час работы профессионала. Широко известны примеры успешной работы коучей во многих областях бизнеса. Как показало исследование, сейчас лидируют политика и спорт. Треть заказов содержится в этих смежных областях.
Этот новый для России вид бизнес-услуг сконцентрирован в основном в двух российских столицах. Однако темпы роста внушают надежды на его развитие в каждом субъекте федерации. Опросы также показали заинтересованность в коучинге органов местного самоуправления. Исследования показали потребность в тренерстве и в различных отраслях народного хозяйства. По видам тренинга преобладают корпоративные (командные). Индивидуальные (личностные) тренинги практикуют в основном представители фондового рынка.
|