Как организовать семейный бизнес
Вера Павлова
Источник: Женский журнал "Клео"
Любой разумный человек, задумываясь о своем будущем, в конце концов приходит к выводу, что надеяться на государство у нас нельзя. Ты знаешь, какая сегодня пенсия в России (а в среднем она составляет около 1000 рублей) и
Любой разумный человек, задумываясь о своем будущем, в конце концов приходит к выводу, что надеяться на государство у нас нельзя. Ты знаешь, какая сегодня пенсия в России (а в среднем она составляет около 1000 рублей) и есть вероятность, что к твоей старости она сильно не вырастет (особенно если учитывать плохую демографическую ситуацию в нашей стране). Поэтому единственный выход из ситуации - это стать независимой.
Естественно, если у тебя есть приличный капитал или недвижимость в собственности, тебя это не сильно должно волновать. Но если их нет, путем к их получению может послужить свое дело.
Немаловажным было бы отметить, что семейный бизнес - наиболее распространенный путь к богатству, но не самый благодарный. Если у тебя есть идея и есть некоторый капитал для создания своего дела, тебе непременно потребуется помощник или единомышленник, при этом ты можешь выбрать в "партнеры" (то есть учредители) любимого мужа или иного заинтересованного родственника.
Надо сказать, что существует немало отрицательных примеров, когда семейный бизнес разрушает семью. У меня в жизни был один наглядный пример того, что не следует вмешивать в бизнес родных. Я работала на одной респектабельной юридической фирме, основанной отцом семейства, которая процветала и расширялась с каждым днем. В один прекрасный день на работу в фирму пришел новоиспеченный муж дочери владельца фирмы. И так как он был довольно не глуп, да к тому же имел хитрый ум (который потом сделал свое грязное дело), то даже не имея специальной подготовки и юридического образования, за короткое время стал Генеральным директором компании. Дела шли неплохо первый и второй год, но владелец фирмы начал замечать что-то неладное. Конечно, для каждого человека свойственно чувство собственности, и какое бы положение или позицию он не занимал в чужой компании, ему всегда будет хотеться иметь собственное дело (здесь идет речь о здоровом карьеризме, ибо как известно: плохой солдат не мечтает стать генералом). И как-то утром, когда еще не все успели занять свои рабочие места, в офисе появляется учредитель и срочно издает приказ об увольнение и переназначении Генерального директора. Позже выяснилось, что зять, ничего никому не сказав, в том числе и собственной жене, в тот самый день хотел взять деньги с расчетного счета (как раз перед этим на счет фирмы были переведены большие деньги от зарубежных заказчиков за работу) на создание собственного дела - опыта он успел набраться достаточно. Учредитель был тоже человек не глупый и проницательный, и вовремя разгадал сии намерения и предпринял нужные меры. Дочери же пришлось делать отнюдь не легкий выбор - между родителями и мужем.
Оптимальный вариант создания семейного бизнеса - когда ты создаешь свое дело, а муж (или отец) лишь оказывает моральную или материальную поддержку, не "варясь", так сказать, в этом котле ежедневно. Так сделали некоторые бизнес-леди, например, известная Ольга Слуцкер - владелец и Президент всемирноизвестной сети фитнес-клубов WorldClass. Сперва она, правда, не стояла у руля (так как не это было ее целью), а деньги взяла у мужа и всё предоставила наемным сотрудникам. Клуб оказался рентабельным и успешным бизнесом, и постепенно Ольга этим заинтересовалась, заняла в нем ведущую позицию.
Итак, ты все-таки решилась. Так с чего начать?
Во-первых, неплохо было бы определиться со сферой деятельности, в которой ты хотела бы начать свое дело, и организационную форму (ЗАО, ООО, ПБОЮЛ).
Следующим пунктом идет бизнес-план (указываются первычные и дальнейшие расходы и предполагаемая прибыль, рассчитывается рентабельность предприятия) - существуют организации, помогающие составить бизнес-план (эту информацию можно найти либо в интернете, либо по ссылкам, данным выше). Для чего он нужен: во-первых, для получения кредита у банков или у государственных органов (существуют виды деятельности, которые спонсируются государством - смотри перечень приоритетных видов деятельности - это в основном развитие с/х или производство определенных товаров); во-вторых, для того, чтобы узнать, принесет ли предприятие прибыль и что нужно изменить, если предприятие на бумаге оказывается нерентабельно.
Эта тема очень популярна последнее время, поэтому по ней можно найти массу материалов в интернете и на прилавке книжного магазина. Если бизнес-план готов, можно смело идти в банк просить кредит. Приготовься к тому, что ждать кредита ты будешь не месяц и не два, а намного больше, и неизвестно еще, выдадут ли его вообще (его выдают обычно под залог имущества или если какая-то другая организация поручается за тебя своим имуществом), поэтому потребуется много терпения.
Помимо этого нужно зарегистрироваться в местных органах власти, желательно как ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица) если у тебя небольшой капитал и штат (потом всегда можно будет изменить организационную форму). Преимущество данной организационной формы в том, что налоги ты будешь исчислять и платить по упрощенной системе, то есть бумаг и времени потребуется меньше.
Зарегистрироваться ты можешь своими силами или обратиться в юридическую фирму (так же, как и с заграном). Для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя нужны: паспорт и его копия, заявление о гос. регистрации, квитанция об уплате госпошлины - где-то 2000,00 рублей. Процедура занимает от 5 дней. Минимальный уставный капитал - 10 000,00 рублей.
После этого нужно будет встать на учет во всех фондах и налоговой, открыть счет в банке, получить лицензию и сертификаты (не для всех видов деятельности). Вот вроде бы и все. Это было самое легкое.
Теперь предстоит самое трудное: организация всего того, что ты напланировала. В этом тебе потребуется не только терпение, но и куча денег, которые будут с тебя требовать все кому не лень (пожарная инспекции, арендодатель, госслужбы). Кроме того, если ты сама организуешь свое дело, тебе непременно придется иметь дело с деньгами и налоговыми инспекциями, поэтому если ты не имеешь бухгалтерского образования, лучше обратиться к профессиональному бухгалтеру, и лучше, если это будет хорошо знакомый тебе и надежный человек. Впрочем, если ты таковых не найдешь, тебе в этом опять же могут помочь (составить баланс или какие-то отчеты) фирмы, которые оказывают такие услуги. Если же ты полный профан в бухгалтерии, в юриспунденции, в экономике, в маркетинге, но полна желания работать на себя, ты можешь пойти на курсы предпринимательства.
Конечно, тебе будет нужен человек, который тебя будет поддерживать морально и не только, но не торопись выбрать в качестве партнера мужа, так как желательно, чтобы у вас в семье все-таки имелся еще один источник дохода.
В идеальном же варианте можно попробовать поработать в той сфере, которая тебе интересна, по крайней мере несколько лет; достигнуть каких-то положительных результатов и убедиться, что это твое, и потом только с наработанным опытом и связями, а также некоторым капиталом приниматься за дело.
Вера Павлова
|