Корпоративная охота
Анатолий Чернов
Источник: Ведомости
Компании не хотят нанимать хедхантинговые агентства. В ближайшем будущем хедхантинговые агентства могут лишиться выгодных клиентов. Крупные российские компании начинают нанимать собственных "охотников за головами". Как
Компании не хотят нанимать хедхантинговые агентства. В ближайшем будущем хедхантинговые агентства могут лишиться выгодных клиентов. Крупные российские компании начинают нанимать собственных "охотников за головами". Как выясняется, это обходится дешевле. А также более привычно для российских компаний, которые любят все делать сами, а не доверять специализированным фирмам.
За последние месяцы сразу несколько крупных российских компаний привлекли к работе специалистов из известных хедхантинговых агентств. Инвестиционная компания "Финартис" пригласила бывшего управляющего агентства Nicholson International Александра Забузова в качестве руководителя службы персонала. Другая российская группа компаний - IBS заключила договор с Георгием Георгиевым, бывшим внутренним хедхантером европейского офиса Cisco Systems. Намерение создать в ближайшее время собственное хедхантинговое подразделение подтвердило "Ведомостям" руководство "Интерроса".
Основной мотив, которым руководствуются все эти компании, - экономия. Хедхантинговые агентства, как правило, берут до трети годового дохода нанимаемого менеджера. По оценкам специалистов, если компания нанимает минимум четырех новых топ-менеджеров в год, ей выгоднее создать собственное хедхантерское подразделение или нанять хотя бы одного хедхантера. Эта позиция также считается топовой - занимающий ее специалист получает от $5000 до $7000 в месяц. Эта сумма фиксированная, и она может оказаться значительно меньше, чем если бы компания платила гонорары агентству за каждого подобранного им менеджера.
Однако дело не только в экономии. Клиенты работающих в России хедхантинговых агентств жалуются на снижение качества покупаемых ими услуг. Представители компаний объясняют это тем, что многие агентства в поисках заработка распыляются и начинают продавать услуги по поиску менеджеров уже не только высшего, но и более низких уровней. Между тем методы работы по поиску тех и других сильно отличаются. "Рынок дорогого персонала очень ограничен, а игроков [агентств] на нем много. Это привело к тому, что они начали постепенно переходить на персонал среднего уровня, что, естественно, сказывается на качестве, - говорит директор по связям с общественностью компании "Интеррос" Лариса Зелькова. - Мы это начали чувствовать и именно поэтому приняли решение создать собственное хедхантинговое подразделение".
Георгий Георгиев из IBS считает, что агентствам вообще трудно конкурировать по качеству и скорости подбора с внутренним хедхантером. Не являясь непосредственными участниками того или иного рынка, агентства обладают ограниченными возможностями для поиска информации. "В компании работают несколько сотен людей, все они до этого поработали еще в каких-то компаниях и ежедневно встречаются с клиентами, конкурентами и партнерами по бизнесу. [Поэтому] внутреннему хедхантеру гораздо проще навести справки относительно кандидатов на вакантную позицию", - говорит Георгиев.
В западной практике рынок хедхантинга развивается в двух направлениях - секторном и дисциплинарном. Секторные агентства специализируются на каком-нибудь рынке - нефть, металлы, а дисциплинарные - на специальности: финансисты, маркетологи и т. п. Но при этом некоторые потребители executive search услуг все же имеют в своем штате и внутреннего хедхантера, как, например, Cisco Systems. Российский рынок только идет к этой системе. В российских агентствах уже практикуется внутреннее деление по отраслям, которое со временем может привести к разделению бизнесов.
Некоторые специалисты высказывают опасения, что узкоспециализированный хедхантер обречен потерять свою квалификацию, так как круг его общения ограничится одной отраслью. Такой точки зрения придерживается управляющий партнер хедхантигового агентства "Росэкперт" Сергей Мартьянов. По его словам, слой высокопрофессиональных менеджеров очень узок, они мигрируют из одного сектора бизнеса в другой, поэтому часто внутри одной отрасли найти нужного человека невозможно. Компании не всегда декларируют, что у них есть внутренняя хедхантинговая служба. Хотя, по сути, ее штатные специалисты могут выполнять функции хедхантеров. Например, инвестиционная компания "Атон" в прошлом году с помощью агентства нашла двух топ-менеджеров, а пять таких позиций закрыла сама. При этом в "Атоне" не считают, что у них есть собственное хедхантинговое подразделение, и полностью отказываться от услуг агентств не собираются.
Однако некоторые специалисты приходят к выводу, что такой способ подбора управленцев вообще больше подходит для российского рынка. "В России с ее имперским менталитетом и страстью к вертикальной интеграции большинство компаний пока развивается по принципу, что в бизнесе должно быть все свое - и бензоколонка, и хлебный заводик. Вот дошла очередь и до хедхантинга", - признает Григорий Окунь, директор российского представительства Antal International. По его мнению, если раньше рынок executive search в каждой отрасли был относительно небольшой и хедхантеры знали всех специалистов наперечет, то теперь ситуация изменилась: от хедхантеров стали требовать более глубоких предметных знаний, и не все "охотники за головами" оказались к этому готовы.
|