Умение своевременно мобилизовать свой творческий потенциал
Сергей Гладышев
Источник: Работа и зарплата
Квалифицированная работа на современном уровне часто предполагает решение задач, ориентированных на создание принципиально нового материального или интеллектуального продукта. Причем не имеет значения тот факт, что
Квалифицированная работа на современном уровне часто предполагает решение задач, ориентированных на создание принципиально нового материального или интеллектуального продукта. Причем не имеет значения тот факт, что подобный продукт, возможно, уже существует. Важно, чтобы специалист в своей работе не опирался (копировал, воспроизводил по аналогии) на творения других людей. Можно, конечно, потратить месяц-другой на поиск необходимого, но будет проще и быстрее решить задачу самостоятельно, используя свой творческий потенциал.
Творчество - это создание новых культурных ценностей. Естественно, в профессиональной среде в большей степени имеет значение деловая, производственная составляющая культуры. Создание нового может быть двух типов: решение определенной задачи неординарным способом; создание нового материального или интеллектуального продукта под еще не до конца определившиеся потребности. В первом случае творческий поиск исходит из довольно жестко заданных условий, когда создателю хорошо ясно, каким должен быть итоговый результат работы, какими потребительскими свойствами должен обладать готовый продукт, какова должна быть себестоимость его производства и т. д.
Во втором случае очень высока степень неопределенности. Тут можно говорить о свободном полете творческой мысли, когда специалист не всегда до конца представляет себе четкий образ того, что в итоге выйдет из-под его “резца”. Еще в меньшей степени в такой работе можно просчитать коммерческое будущее подобного творения, так как мастер далеко не всегда в своей работе учитывает реальные потребности других людей. Часто результаты такого творчества создаются не столько под уже существующие потребности людей, сколько формируют новые, своим появлением развивая их в определенном направлении.
В общественном сознании живуч стереотип, утверждающий, что настоящее творчество является совершенно неуправляемым фактором, подчиняющимся каким-то неведомым законам. Многие люди уверены, что творческий процесс невозможно технологизировать, более того, любая такая попытка способна лишь убить творческий потенциал. Поэтому на талант можно лишь молиться, смиренно ожидая его спонтанного проявления.
На самом деле такой взгляд на творчество присущ, скорее людям, далеким от сфер его реального применения. Хотя следует признать, некоторые представители творческих профессий с удовольствием поддерживают в сознании окружающих описанный стереотип, так как он позволяет им оправдывать свое безделье отсутствием вдохновения. В действительности творческий процесс, как и любая профессиональная деятельность, хорошо технологизируется и поддается управлению.
Прежде чем рассматривать отдельные приемы технологизации творчества, разберемся с некоторыми его особенностями. Творческий процесс состоит из следующих стадий:
- концептуальная проработка будущего продукта. Формулирование главной идеи;
- генерация частных идей по отдельным компонентам создаваемого творения;
- доведение идей до состояния готового продукта.
Первая и вторая стадии могут меняться местами. Концепция иногда появляется как результативный прорыв, завершающий процесс накопления идей, делает генерацию идей более целенаправленной, задавая строго определенную точку зрения на любую информацию, относящуюся к профессиональной задаче.
На третьей стадии одним из главных аспектов является умение остановить генерацию новых идей, чтобы процесс улучшения не затягивался до бесконечности. У писателей на этот случай есть правило: процесс редактирования текста никогда не заканчивается - он насильственно прерывается. Другим примером может служить история о том, как один инженер в ХIХ веке в России строил железнодорожный мост. Уже после того как работа была практически закончена, он телеграфировал своему начальству о том, что придумал оригинальный способ строительства опор моста, позволяющий делать это в несколько раз быстрее и дешевле. В ответ было получено извещение о штрафе за несвоевременное изобретение.
В рамках данной статьи мы расскажем о трех приемах технологизации творчества.
1. Технология мозгового штурма. Многим, наверное, знаком прием коллективного творчества под названием мозговой штурм. Суть его заключается в механизме отключения критики генерируемых идей. Дело в том, что в нашей психике есть внутренняя цензура, которая анализирует появляющиеся в сознании идеи и отфильтровывает в корзину интеллектуального мусора те, которые посчитает несостоятельными. Как и любой другой вид цензуры, подобная внутренняя критика допускает немало ошибок, бракуя ценные мысли. В итоге мы получаем недостаточное количество по-настоящему прорывных идей, кажущихся на первый взгляд бредовыми.
Технология мозгового штурм асводится к вытеснению из психики каждого участника творческой группы функции цензуры и разнесению ее по времени с функцией генерации идей. Обычно это выглядит следующим образом. Вначале объявляется этап генерации идей, во время которого каждый участник должен высказывать абсолютно любые идеи по решению стоящей перед группой задачи. Никого не должна смущать кажущаяся безумность или несерьезность некоторых идей - протоколисты фиксируют все.
Психотехнической задачей каждого участника процесса является полное отключение своей внутренней цензуры. При этом категорически запрещается какая бы то ни было критика высказываемых идей или хотя бы их обсуждение в группе. Только после того как творческий потенциал всех участников группы иссякнет и новые идеи перестанут поступать, этап генерации заканчивается и процесс переходит в стадию обсуждения. В нашем случае можно использовать подобную технологию самостоятельно, когда сам специалист ментальным контролем поочередно отключает и включает функции генерации идей и их анализа. Это психотехнически сложнее по сравнению с групповыми механизмами, но при некоторой тренировке вполне осуществимо.
2. Двигатель интуиции. Интуицию многие себе представляют как непонятный механизм, скрытый от сознания, который иногда подбрасывает ценные идеи. На самом деле это поверхностное представление о деятельности подсознательного мышления. Более древние структуры мозга (как сейчас сказали бы, морально устаревшие) продолжают вносить свой посильный вклад в наше мышление. Работая по старинке, они нередко бывают способны выдать отличный результат там, где пасуют современные (в эволюционном масштабе) мозговые компьютеры. Так как главенствующие в сознании рассудочные способы мышления вытеснили своих предшественников в подвал психики, то последним приходится по своей собственной инициативе иногда подключаться к интеллектуальному процессу и робко подсовывать свои варианты решения, вызывающие такое смятение у снобов сознания.
Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы реабилитировать подсознательные механизмы мышления в “глазах внутрипсихической общественности” и подключить к творческому процессу по полной программе. Делается это следующим образом.
Так как древние мозговые механизмы работают, по современным меркам, довольно примитивно, то для запуска такого движка приходится прилагать немалые усилия при некоторой психотехнической сноровке. Так уж получается, что подсознательные механизмы мышления включаются в работу обычно только тогда, когда ничего не получается у штатного мыслителя нашей психики. Поэтому для задействования древних структур мозга в решении изобретательских задач необходимо намеренно перегрузить сознательные механизмы мышления, чтобы они расписались в собственном бессилии. И вот тогда с чувством собственного достоинства то, что мы привыкли именовать интуицией, начнет подсовывать нам продукты своего труда.
3. Сочетание несочетаемого для провоцирования генерации идей. Так уж получается, что новаторские механизмы нашего мышления очень эффективно работают с использованием внешних подсказок. Например, в творчестве очень продуктивен прием генерации идей по аналогии. Но для того чтобы его применить, нужно в поле восприятия поместить то, что послужило бы образцом для этой аналогии. А как угадать, что именно сможет послужить подсказкой? Вот и приходится изобретателю пропускать через восприятие и мышление огромное количество рабочих элементов, из которых может сложиться творческий продукт. Но еще большее разнообразие подсказок способно дать комбинирование этих мыслительных кирпичиков. Получается, что процесс творчества часто выглядит со стороны так, словно рассеянный человек бездумно перебирает самые разнообразные безделушки, а потом вдруг кидается к рабочему столу и начинает что-то лихорадочно ваять.
Или, например, для поиска новых идей человек читает различные книги, ведь чужие мысли подчас провоцируют появление собственных. Самое интересное в этом то, что далеко не каждая книга способна быть провокатором генерации идей. В поиске ценных книг-“провокаторов” приходится перелопачивать горы макулатуры. Но если удается найти сборник мыслей-подсказок, то ему нет цены. Чтение подобной книги обычно прерывается каждые несколько минут периодами раздумий и записью родившихся мыслей. Причем часто получается так , что одни и те же рабочие элементы при решении разных творческих задач провоцируют совершенно различные идеи.
Рассмотрев фактор профессионального успеха, естественно возникает вопрос: а не разрушит ли технологизация творческого процесса ту трудноуловимую его часть, которая является самовыражением человека, а не ремеслом для прокорма? По этому поводу можно сказать лишь то, что если человек владеет какой-либо технологией в совершенстве, то он никогда не позволит профессиональным привычкам стать сутью своей натуры. Для того технологии и предназначены, чтобы их использовали в случае необходимости. Но если потребности в них нет, они не должны диктовать своему субъекту, что и как делать.
Сергей ГЛАДЫШЕВ, психолог, управленческий и кадровый консультант
|