Как стать своим, или Как новичку избежать отчуждения в новом коллективе
Наталья Ульянова
Источник: Ведомости
Попав в новый коллектив, новобранцы часто испытывают отчуждение со стороны коллег, на преодоление которого уходит немало ценного времени. Психологи считают, что помочь сближению могут самые, казалось бы, простые вещи -
Попав в новый коллектив, новобранцы часто испытывают отчуждение со стороны коллег, на преодоление которого уходит немало ценного времени. Психологи считают, что помочь сближению могут самые, казалось бы, простые вещи - еда за одним столом, обсуждение привычек и поиск общих знакомых. А еще новичкам рекомендуется вести себя лояльно по отношению к старожилам и не пренебрегать обществом секретаря.
Юлия Агеева весной перешла в журнал “Финансы” на должность маркетингового аналитика. Она сразу почувствовала все сложности адаптации в новом коллективе: команда коммерческого отдела сформировалась уже год назад и восприняла нового человека как конкурента. Первые дни Агеева испытывала по отношению к себе сильное недоверие и настороженность. Ее пригласил работать руководитель отдела, и, соответственно, все воспринимали ее не как профессионала, а как “человека начальника”.
По мнению Агеевой, ей удалось влиться в коллектив довольно быстро - примерно за три недели. Как она утверждает, ей в этом помог “профессиональный альтруизм”. “Мне кажется, в наших компаниях человек начинает вызывать доверие, если он делится контактами”. А закрепили результат торты, которыми Агеева угостила всех коллег после первой зарплаты.
У каждой организации есть своя “внутренняя кухня”, о которой человек со стороны знать не может. Она определяется характером руководителя, системой неформального лидерства, личными пристрастиями сотрудников, отношениями с коллегами предшественника, родственными связями и прочими скрытыми от постороннего глаза факторами, не видными за обычной работой. Информацией о внутренних устоях компании может обладать коллега, сидящий за соседним столом, но не факт, что он захочет поделиться ею с вами. Задача новичка - заставить коллег захотеть это сделать.
Найти союзника
По мнению психологов, безоговорочно принять новобранца его коллегам не позволяет инстинкт самосохранения. Ведь новый сотрудник - это всегда неизвестность, а любая неизвестность потенциально несет в себе опасность.
Поэтому психолог-консультант из петербургской компании “ЕВМ Тренинг” Андрей Серов рекомендует новичкам вести себя деликатно по отношению к коллегам, стараться проявлять себя, не умаляя заслуг старожилов компании.
А Михаил Ханов, консультант телекоммуникационных проектов, полагает, что в первый месяц следует умерить даже справедливые претензии и к подчиненным, и к работодателю.
Когда в 2000 г. Ханов пришел работать в Rambler в качестве представителя инвестора, ему определили рабочее место в общей комнате, при том что часть его подчиненных к тому времени уже сидела в отдельных кабинетах. Ханов решил отнестись к этому иронически: “Я купил себе огромные наушники - поскольку для разработки документов мне нужна была идеальная тишина - и работал так целый месяц, в галстуке и наушниках, среди сотрудников в джинсах. Через месяц мне выдали кабинет. Но я думаю, мое спокойное отношение к этому было оценено и акционерами, и подчиненными”.
“Усыпляя бдительность” коллег, нужно одновременно начинать поиски источников информации, поскольку через официальные каналы - например, HR-менеджера или пиарщика - о настоящей расстановке сил можно узнать далеко не всегда.
По мнению Андрея Серова, такую информацию можно получить, сблизившись с кем-то из коллег. Легче всего это сделать с тем, кто находится в сходном положении, - например, с одним из недавних новичков. Он тоже еще не стал своим до конца, держится немного особняком, испытывает недостаток в общении и потому с радостью пойдет на контакт.
Психологи отмечают, что новобранцам не стоит пренебрегать и обществом секретаря, у которого, как правило, скапливается вся информация - как официальная, так и неофициальная. “Уважительное отношение с обязательным использованием имени и различные знаки внимания (шоколадки работают до сих пор) вызовут ответную реакцию. Я это знаю на собственном опыте”, - делится Серов.
Собеседники “Ведомостей” признаются, что лучше, если союзник будет представителем противоположного пола. Максим Абакумов, сейлз-менеджер компании Economу International Shipping Agency работал в нескольких транспортных компаниях и вспоминает, что, как правило, ему везло с начальницами, с которыми у него складывались доверительные отношения. В результате Абакумов довольно быстро ориентировался, как и с кем следует себя вести. Например, в одной из компаний руководитель отдела заранее предупредила его, что не стоит ходить жаловаться генеральному директору на проблемы с отделом бухгалтерии: то же самое делал его предшественник и только зря тратил время. Дело в том, что финансовый директор компании была супругой генерального директора.
Заслужить доверие
По наблюдениям психологов, доверие людей можно завоевать, показав, что между вами есть немало общего - занятия, круг общения, привычки и даже рефлексы. Недаром раньше многие знакомства на работе происходили в курилке. Практически все собеседники “Ведомостей” отмечают, что сближению помогает совместный прием пищи. По словам Максима Абакумова, переломный момент в адаптации на предыдущем месте работы для него наступил тогда, когда его пригласили пообедать вместо заболевшего сотрудника. Но на ланч нового человека могут и не пригласить. Если новичок стесняется напроситься в компанию, он может сам угостить коллег. По мнению психологов, это лучше делать с утра - что поможет хотя бы на этот день расположить к вам коллегу - или ближе к вечеру, когда обед уже позади, а рабочий день все не заканчивается.
Общими могут стать темы для разговора, особенно те, которые могут привлечь как можно большее количество собеседников независимо от их индивидуальности. Контакты стоит начинать с обсуждений общих рабочих моментов либо поисков общих знакомых, нахождение которых всегда вызывает бурный прилив доверия коллег.
Максим Зюзин недавно сменил работу и уже несколько месяцев руководит службой маркетинга и продаж компании “Бейкер Тилли Русаудит”. Он говорит, что обычно на новой работе он обсуждает с коллегами технологию взаимодействия с клиентами. “В "Бейкер Тилли Русаудит", как и в других компаниях, во время разговора тоже нашлось много общих знакомых среди клиентов и партнеров. Контакт сразу стал гораздо лучше”, - утверждает Зюзин.
Наталья Ульянова
|