Анастасия Волочкова: Я не из богатой семьи. Физических и материальных лишений не боюсь..
Юрий Семёнов
Источник: Работа для Вас
Она подчеркнуто держала дистанцию. Равнодушие к моей скромной персоне казалось столь демонстративным, что очень уж хотелось побыстрее задать свои вопросы и убраться подальше. Или вообще отказаться от интервью. Но,
Она подчеркнуто держала дистанцию. Равнодушие к моей скромной персоне казалось столь демонстративным, что очень уж хотелось побыстрее задать свои вопросы и убраться подальше. Или вообще отказаться от интервью. Но, во-первых, я обязан воспринимать своих героев такими, какие они есть, лишь бы вели себя достойно по отношению к моей работе. Во-вторых, вряд ли можно было ожидать теплого приема от человека, которого журналисты не так уж редко достают бестактными вопросами. И в конце концов, слишком много времени и сил было потрачено на то, чтобы эта встреча состоялась.
В результате же собеседница показалась мне личностью с собственным твердым представлением о жизненных ценностях. Она точно понимает, зачем существует, зачем танцует, чего ожидает от публики. Я поговорил с человеком искренним и, на мой взгляд, защищенным разве только снаружи... охраной… и еще, пожалуй, ухоженной внешностью.
Кстати, я всегда получал удовольствие от того, КАК говорит Анастасия Волочкова. Легко, правильно и явно наслаждаясь собственной речью. Это большая редкость.
ЮРИЙ СЕМЁНОВ: Я считал, что сейчас вас уже ничто не связывает с Большим театром. Тем не менее, вы предложили мне встретиться именно возле этого театра, после репетиции. Что вы сейчас готовите?
АНАСТАСИЯ ВОЛОЧКОВА:(Прикрывая глаза): Я занимаюсь там уроком класса каждый день, поддерживаю профессиональную форму и репетирую свою концертную программу. У меня сейчас очень наполненный график. Я танцую буквально через день-два, в разных городах, которые находятся часто за несколько сотен и даже тысяч километров друг от друга.
Ю.С.: Закрытые глаза - это усталость?
А.В.: Да, вы знаете, это, по-видимому, следствие…
Ю.С.: Вы как-то дозируете нагрузку?
А.В.: Выбираю достойные предложения, красивые спектакли, то, что нравится и чего хочется. Поэтому не планирую свою жизнь на месяцы и годы - хочу жить так, чтобы получать от всего радость, иметь возможность нормально работать и отдыхать.
Ю.С.: Какие бытовые и финансовые условия вы ставите, обсуждая будущие выступления?
А.В.: О финансах я себе могу позволить вообще не говорить… Это зависит от различных факторов. Зачастую мои гонорары очень высоки, а иногда я танцую в госпиталях или в домах для престарелых - там, где люди не могут заплатить деньги. Тогда это бесплатные выступления. Так же, как мое участие в концертах для детей или в подарок моему любимому городу. А вообще мне необходимо гостеприимство, конечно же, обеспеченная безопасность и хорошие, любимые спектакли или номера, высококлассные профессиональные условия - это правильное балетное покрытие и минимально необходимый размер сцены.
Ю.С.: В каком режиме вы танцуете в Краснодаре?
А.В.: Я вообще в режиме никогда и нигде не выступаю. Я просто приезжаю в Краснодар тогда, когда есть возможность, и тогда, когда меня зовут Юрий Григорович и Леонард Гатов. Я станцевала там уже разные балеты - "Лебединое озеро", "Баядерку", "Дон Кихот". Ну, в среднем получается раза два-три в месяц.
Ю.С.: У вас есть сейчас предложения по работе за рубежом?
А.В.: Да, есть контакты и с Америкой, и с Японией. Я надеюсь, что все состоится.
Ю.С.: Как вы отдыхаете?
А.В.: Лучший отдых для меня - русская баня с ледяной водой, можжевельниковым и дубовым веником. Однако самый лучший - это все же солнце и море. Но такое случается крайне редко. Помогает спортивный массаж, музыка, хорошие книги. А вообще я люблю просто состояние покоя и то, что приносит вдохновение, как, например, недавно закончившиеся съемки фильма "Место под солнцем". Я рада, что после этого проекта мы не потерялись со многими замечательными людьми. И они как светлые ангелы будут сопровождать меня по жизни.
Ю.С.: В одном из ваших интервью я прочитал, что вы любите прогулки по городу. Интересно, как это в вашем случае абсолютной узнаваемости выглядит?
А.В.: Это такая редкость и случается во время моих гастрольных путешествий, или когда я нахожусь в Петербурге. Я гуляю поздно вечером по набережным города. Или с моими друзьями. Что касается Москвы - то это чаще всего территория Петровского монастыря, потому что он находится рядом с моим домом, и там тихая и благодатная аура, туда хочется приходить как можно чаще. А еще я люблю в Москве Красную площадь и маленькие церквушки. Мне кажется, они настолько олицетворяют русскую культуру, что, приобщаясь к такого рода культуре и архитектуре, мне просто легче полюбить Москву.
Ю.С.: Что вы читаете?
А.В.: Мне нравятся философские книги, которые несут в себе мудрость, дают нам возможность самим разобраться в жизни, заставляют мыслить. Я прочитала практически всего Паоло Коэльо. Люблю книги Ошо Раджниша.
Ю.С.: У вас нет потребности написать книгу о самой себе?
А.В.: Может быть, это и стоило бы сделать, но мне кажется, что никакими словами невозможно выразить… у меня просто не хватило бы слов, чтобы передать те эмоции и переживания, которые были в моей жизни. То, что со мной происходило, не способна отразить ни одна книга.
Ю.С.: После разрыва с Большим театром, почти год назад, у вас начался, по-видимому, какой-то новый этап в жизни…
А.В.: Могу сказать сразу, что никакого разрыва с Большим театром у меня не было. Просто я была незаконно уволена директором Большого театра. А администрация и артисты - это совсем разное…
Мне удалось, кстати, "подсмотреть", как Настя общалась с коллегами после репетиции. Никто никого не сторонился. Шел легкий треп на традиционные темы: кто где танцует, куда хочет поехать отдохнуть. Все как у всех. …
И я отстаивала свои права и отстояла их в суде, потому что дорожу всем тем, что я сделала в своей жизни. Тем, что мне дали педагоги, профессиональные люди и считаю, что право быть балериной и танцевать в Большом, равно как и в Мариинском театрах, давали мне люди, которые со мной работали, которые доверяли мне свои постановки. Это, если брать Большой театр, Владимир Васильев, Борис Эйфман, Николай Андросов, Юрий Григорович, Майя Плисецкая. Я думаю, что по сравнению с такими именами имя директора, меня уволившего, настолько ничего не значит, что его мнение, простите, о моем профессионализме, росте, весе или о любых других параметрах - оно меня просто не интересует. И сегодня, когда Юрий Григорович делает мне предложение подписать контракт на работу в своем театре, с труппой Григоровича, - это ответ на все существовавшие до этих пор вопросы.
Я продолжаю творческую жизнь. Через 2 месяца после того, как директор Большого театра меня уволил безо всяких объяснений, состоялся мой концерт в Кремле. Это - новая программа, большой спектакль "Лестница в небо". После чего был ряд концертов на Украине, по городам России. Я встречалась со зрителями, с людьми добрыми, ради которых я существую. Между тем, я активно работала с новыми хореографами, создавались новые композиции для моих концертных программ. Опять же - снималась в кино, и, вы знаете, все это очень плодотворно и обширно. Вот такой год.
Это было бесконечно тяжело, потому что те нервные стрессы, которым я была подвержена из-за навалившихся на меня перипетий, - они, конечно, очень сильно повредили и моему здоровью, и моей нервной системе. Но раз Господь попустил мне выдержать все эти испытания, раз он попустил мне много в жизни перенести, значит, это необходимо, и все это происходит для того… Вы знаете, для моего спасения, я думаю.
Это стечение судьбы. Я бы советовала всем добрым людям молиться Богу, чтобы он посылал нам всем то, что всем нам необходимо, и то, что истинно. Не то, что нам хочется, а то, что необходимо для счастья и радости. Поскольку ни работу, ни творчество, ни жизнь нельзя найти ни на улице или по объявлению в газете. Тогда при помощи Божьей, если мы будем вести правильный и праведный образ жизни, каждому из нас пошлется: балетным артистам - хорошие, грамотные, красивые спектакли, хорошие партнеры; людям бизнеса - хорошие контракты, актерам кино - новые предложения и так далее.
Ю.С.: Вам никто не мешает в работе сейчас?
А.В.: Не хочу говорить ни о каких препонах и проблемах - только о творчестве. Я благодарна своей судьбе и Господу за все, что у меня есть. За все, что я получаю. Я очень люблю жизнь и ценю ее за все проявления. И поэтому для меня не существует плохих или хороших людей.
Ю.С.: Вы когда-нибудь искали работу?
А.В.: Я могу сказать, что когда у человека возникают трудности, если мы говорим о работе, то это все посылает нам Господь Бог - чтобы мы просто искали выход из этих ситуаций. В тот момент, когда я осталась без Мариинского театра и почти без спектаклей в Большом, - было такое время в 1998 году - у меня сложилась моя сольная концертная программа. Совершенно независимая. Так случилось только потому, что у меня было только два пути: или погибать как балерине и уходить из этой профессии, или создавать что-то новое, что-то свое, что позволило бы мне выжить. И это, пожалуй, было началом тех перипетий, оговоров, обсуждений и неоднозначности, связанных со мной.
Ю.С.: Скандалы - это неотъемлемая часть успеха, профессии, работы: Вы к этому как относитесь?
А.В.: Я могу только сожалеть о том, что обо мне написано. Если прочитать все, можно ужаснуться… Хотя сейчас я уже научилась относиться к этому просто никак, поскольку от этого нисколько не ухудшается и не улучшается качество моего танца, не меняется количество предложений, и моя внутренняя гармония не нарушается. Я научилась не обижаться, а просто огорчаться из-за того, что зачастую пишут. Огорчительно, что люди, которые меня не знают, могут составить свое мнение обо мне по прочитанному.
Впрочем, мне не все равно только то, что думает обо мне мой зритель. Не просто люди, а зрители - те, кто знает мое творчество. А те, кто его знает, вряд ли поверят тому абсурду, который написан. Я думаю, недоброжелатели, которые все это запускают в прессу, уже перестарались. Перестарались настолько, что в достоверность ими сказанного нормальному человеку просто трудно поверить.
А самое главное, знаете, каждый живет своей жизнью. Я не хочу занимать чье-то место. Хочу оставаться на своем, и могу этим местом по праву гордиться, потому что, кроме счастья и радости, чувствую еще огромную ответственность перед теми людьми, которые знают мое имя.
Ю.С.: Анастасия Волочкова - это марка…
А.В.: Это не марка, это имя, прошу заметить. Потому что марка - это духи, одежда. Мне бы никогда не хотелось, чтобы мое имя ассоциировалось с какой-то маркой, с каким-то брэндом. Я хочу быть не на страницах газет, не на лейблах, не на каких-то одеждах и не только в афишах. Гораздо лучше быть в сердцах людей, а это возможно только через мое творчество. И поэтому мне хочется, чтобы люди и зрители мои знали мое имя. И не только имя. У меня есть мечта создать балетную школу в России и камерный театр, быть не столько педагогом, сколько организатором, который мог бы сплотить сильную команду людей, способных дать хорошее образование российским детям.
Ю.С.: Сколько человек работает сейчас с вами?
А.В.: Если говорить о творчестве, то это один человек - моя мама. У меня нет ни администраторов, ни директоров, ни пресс-службы. Это всех шокирует, это феномен, но это так.
Ю.С.: А почему, кроме мамы, у вас никого нет?
А.В.: Просто в этой жизни трудно найти человека, чтобы он был профессионалом и одновременно честным, порядочным, верным. Но я верю, что такие люди в моей жизни появятся. Я вообще бесконечно дорожу людьми, которые со мной рядом. Это те, кто водит мою машину, кто охраняет меня, помогает решать житейские, бытовые вопросы.
Ю.С.: А чем занимается ваш отец?
А.В.: Мой папа - профессиональный спортсмен. В прошлом - чемпион Советского Союза по настольному теннису, а сегодня он тренер сборной России. У него есть музыкальное образование, и я думаю, что слух достался мне по наследству от него.
Ю.С.: А вы в настольный теннис играете?
А.В.: Совершенно не умею, хотя это было мечтой моего папы.
Ю.С.: Вы боитесь нищеты, бедности?
А.В.: Очень боюсь. Потому что нищета и бедность духа - это самое, наверное, страшное, что может быть в этой жизни. Что касается лишений физических или материальных, я их не боюсь, потому что все это уже проходила. Я, в общем-то, не из богатой семьи. Были разные времена: даже когда мы теряли все-все, что имели. И уметь любить роскошь, все красивое, замечательное вокруг, но не привязываться к этому, я считаю важной задачей не только своей, но и каждого человека.
Беседовал Юрий Семёнов
|