Большая восьмёрка МВА
Светлана Герасимова
Источник: Элитный персонал
Основной закон рынка: с ростом спроса на товар постепенно повышается его цена. И обучение в бизнес-школе – как раз тот самый «ходовой товар», который с каждым годом становится все популярнее и чья стоимость растет.
Основной закон рынка: с ростом спроса на товар постепенно повышается его цена. И обучение в бизнес-школе – как раз тот самый «ходовой товар», который с каждым годом становится все популярнее и чья стоимость растет. Какие же программы МВА являются наиболее дорогими на московском рынке, и, наконец, во что слушатели вкладывают внушительные суммы?
Маркетинговый анализ
По условиям исследования, проведенного газетой «Элитный персонал», в топ-лист самых дорогих МВА были включены те программы, чья цена превышает $10000 за два года обучения. При этом не учитывались Executive MBA, ориентированные на менеджеров высшего звена. Следует так же отметить, что совместные программы (российской и западной бизнес-школы), предполагающие выдачу двух дипломов, как правило, стоят несколько дороже, чем те, после которых слушатели получают только один диплом. Тем не менее, в нашем рейтинге наиболее дорогих МВА они также учтены.
1. Высшая школа менеджмента ГУ ВШЭ (МВА «Финансы», «Общий и стратегический менеджмент», «Маркетинг») $12200
2. Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) АНХ РФ («Управление стоимостью компании», «Маркетинг», «Управление персоналом») $11500
3. МИМ «ЛИНК» (программа «Стратегия») $11200
4. Высшая школа бизнеса МГУ (МВА «Общий и стратегический менеджмент», очная форма) $11000
5. Академия народного хозяйства РФ (Кингстонская программа МВА) $11000
6. Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ) АНХ РФ (очно-заочная программа, включающая в себя стажировку в Германии) $10500
7. ММВШБ «МИРБИС» («Двойной диплом»: МВА и второе высшее образование) $10480
8. Международная академия бизнеса (Global MBA USA; МВА Open University UK) $10000-10500
Финансовая компонента
Если верить статистике, именно дорогие программы МВА вызывают наибольшее доверие у слушателей. В среднем, на долю учебных заведений, представленных в таблице, приходится около 47-53% от числа ежегодно поступающих в бизнес-школы по России.
Алексей Ончуков, начальник отдела маркетинга Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ, называет их «достойным продуктом для достойной аудитории». «На МВА сейчас поступают представители первых-вторых управленческих эшелонов компаний, - подчеркивает он. – Что значит «дорогие» МВА? Разница между среднерыночным значением и «дорогой программой» составляет сейчас $2-3 тыс. за два года. И для российского менеджера, нацеленного на дальнейшее развитие карьеры, такая разница, как правило, некритична. Гораздо важнее для него найти такой вариант обучения, который соответствует его статусу и открывает для него широкие перспективы».
Нынешние «абитуриенты» подходят к выбору места обучения чрезвычайно тщательно. По наблюдениям специалистов, большинство потенциальных слушателей стараются поступать в школы, обладающие хорошей репутацией и «раскрученным» именем, обращают внимание на наличие международных аккредитаций, узнают наличии специализаций. Цена, как ни странно, занимает в этом списке не всегда первое место.
С другой стороны, по словам Олега Виханского, декана Высшей школы бизнеса МГУ им. М.В.Ломоносова, «настроения поступающих в бизнес-школы биполярны. Те, кто ищет дешевые программы, как правило, нацелены исключительно на получение диплома. В свою очередь аудитория, придающая меньшее значение финансовым вопросам, также делится на две категории. Некоторые считают, что за внесенную внушительную сумму можно получить диплом, не прилагая при этом больших усилий. Но все же студентов, воспринимающих МВА как важный шаг в жизни, с каждым годом становится все больше».
Сегодня с уверенностью можно сказать, что прошли те времена, когда самым «котирующимся» было трех-четырехнедельное обучение основам экономики, Брилли и Майерс, а также Стенли и Брю слыли создателями финансовых библий, а стоимость «МВА» не превышала $2000. Современным менеджерам уже неинтересны цитаты из Котлера, даже классическим кейсам из истории западных корпораций они предпочитают отечественную практику. И вложенная в образование сумма теперь приравнивается к инвестиции, которая рано или поздно обязана принести прибыль. Впрочем, оценить в долгосрочной перспективе отдачу от обучения в бизнес-школе пока еще довольно проблематично.
Рыночная пропорция через человеческий фактор
Теоретически все просто: крупные инвестиции приносят больший процент. Если перевести это в плоскость образования, то «на входе» у нас есть некая сумма, затраченная на обучение. Ее доходность – это, прежде всего, будущая зарплата, которая, в идеале, должна заметно вырасти после получения диплома. А еще – устойчивые позиции на рынке труда, новые навыки, свежие идеи, прочные связи, наработанные за время обучения. Тем не менее, и здесь есть зона риска – российский рынок труда еще довольно нестабилен.
Так за что готовы платить менеджеры? «На программу МВА люди поступают главным образом для того, чтобы получить знания, способствующие карьерному росту или развитию собственного бизнеса, - считает Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА АНХ при Правительстве РФ. - Но чтобы вложения в образование окупились, нужно учитывать и профессионализм преподавателей, и содержание программы, и наличие учебников, и уровень организации учебного процесса, и многое другое. Немаловажное значение имеет и престижность школы бизнеса. Престиж не возникает на пустом месте. Как правило, он является результатом высокого качества работы».
Его мнение разделяет Алексей Ончуков: «Под составляющими цены подразумевается и соответствующая зарплата преподавательского состава, и развитие учебно-методической базы. Взгляните на сайты бизнес-школ: сплошь и рядом «новый проект», «новая программа», каждая из которых требует инвестиций. И упомянутый «достойный продукт», за который слушатели готовы платить, формируется как раз на совокупности уже «обкатанных» качественных программ и проектов развития. Поэтому я не советовал бы искать заложенную в стоимость сверхприбыль и говорить о многократном росте расходов на рекламу».
Заметное повышение стоимости мастера делового администрирования на рынке труда и успешное трудоустройство в будущем – не главный «объект инвестиции». «По опыту нашей школы, - отмечает Олег Виханский, - на дорогие программы поступают успешные менеджеры, генеральные директора, для которых вопрос дальнейшего трудоустройства отпадает сам собой. Другое дело – в ходе обучения зачастую складывается ситуация, когда такие люди бросают работу и открывают собственное дело. Или, предположим, по негласным правилам компании, для продвижения по службе менеджеру просто необходима бизнес-степень. В таком случае можно говорить о том, что люди платят за свою будущую стоимость на рынке!»
Обычно для слушателей «дорогих МВА» ни вопрос денег, ни проблема устройства на работу не являются первостепенными. В таких условиях главное, чему они придают значение – собственно, сам образовательный процесс и обстановка в школе. Хорошо подобранный состав группы, четко выстроенный учебный процесс, доброжелательная обстановка и даже чистые парты в аудитории – все это стоит того, чтобы «потратиться».
А главное – такие люди платят за то, чтобы их привычное понимание бизнеса поменялось. «Приходилось слышать от самих поступающих, что цена за качественное обучение должна быть высокой, – добавляет Олег Виханский. – Кстати, по нашим наблюдениям, повышение стоимости обучения помогает отсеивать часть слушателей, которые слабо подготовлены или не обладают достаточным опытом. И это заметно повышает уровень выпускников».
Резюмируя мнения экспертов, можно сделать вывод, что потенциальный покупатель услуг бизнес-школы все-таки готов инвестировать в качество. Может быть, сегодня таких людей еще немного, но по мере развития отечественного образования их число будет увеличиваться. А в дальнейшем такой фактор как рост качества предлагаемых услуг наверняка будет способствовать формированию российской категории «топовых» школ.
Светлана Герасимова
|