Чем очень успешные люди отличаются от просто успешных
Марина Мелия
Источник: Ведомости
Заключительная статья цикла об очень успешных людях. Предыдущие были опубликованы 22, 29 июня и 6 июля.
Какие еще качества отличают “людей успеха”? Для них бизнес - это способ самореализации. Иногда говорят, что
Заключительная статья цикла об очень успешных людях. Предыдущие были опубликованы 22, 29 июня и 6 июля.
Какие еще качества отличают “людей успеха”? Для них бизнес - это способ самореализации. Иногда говорят, что деловые люди в бизнесе реализуют свои комплексы, компенсируют непродуктивность в иных областях жизни. Это не так. Я бы сказала, что гиперкомпенсация характерна скорее для диктаторов, политиков. Часто это унижение, испытанное в детстве, амбиции, стремление к власти и т. д. Для тех, о ком мы говорим, бизнес - способ самореализации, а отнюдь не способ компенсировать что-то, чего у них нет, - у них-то как раз все есть.
Особенное удовольствие им доставляют победы в, казалось бы, невозможных ситуациях. И тут я обнаружила интересную закономерность. Один из олигархов первой пятерки на вопрос о любимой им в детстве сказке (а любимые сказки иногда становятся основой нашего жизненного сценария) упомянул о лягушке, которая выбралась из кувшина со сметаной, взбив ее в масло. Я насчитала среди своих знакомых - успешных бизнесменов еще человек пять поклонников упорной лягушки. Они умеют решать поставленную задачу, выходить из любой, на первый взгляд совершенно безвыходной ситуации, побеждать при любых обстоятельствах.
Двое из моих знакомых в детстве любили мысленно сражаться со сказочным драконом: одну голову отрубаешь, а у него две новые вырастают… Это их сценарий - борьба, победа, опять борьба и т. д. А вот любителей сказки про Емелю или про золотую рыбку я среди лидеров бизнеса пока не встречала.
“Демократичность и скромность”. Человеку, который начал с нуля, не имея за спиной “рюкзака” связей и наследства, еще недавно владел небольшой компанией, а сегодня уже руководит крупнейшим холдингом, не свойственно терять чувство реальности. Если он все это сделал сам, если он сам карабкался на вершину, расцарапав в кровь ладони, ступни и колени, если богатство не свалилось ему на голову, если все идет естественным путем, то он просто взрослеет, набирается опыта, берет на себя больше ответственности и не любит шумихи вокруг собственной персоны. Такие люди крепко стоят на земле в отличие от тех, кого на вершину парашютировали, - например, детей олигархов или министров, которые получили в наследство “империю”. И им постепенно начинает казаться, что это они ее создали и это заработанные ими миллиарды лежат в швейцарских банках.
По поведению всегда можно отличить тех, кто сам создал свой бизнес, от тех, кто его получил. Посмотрите, как руководитель общается с сотрудниками, как распоряжается своим временем, насколько он открыт и демократичен, и вам все станет ясно. Если это “наследник”, вы сразу почувствуете фальшь и некую демонстративность.
“Инакость, уникальность”. В окружении крупных бизнесменов нет людей, подобных им, сравнимых с ними по своим личностным качествам. Они иные, независимы и нетрадиционны во взглядах, привычках и зачастую воспринимаются другими как эксцентричные люди. Они позволяют себе быть упрямыми, раздражительными, холодными, бессердечными и безжалостными. Они сосредоточены на себе и своих планах, могут подавлять и удивлять других своим экстравагантным поведением. С детства они чувствуют свою необычность, часто попадая в положение гадкого утенка, но уже тогда зачастую в положении “странных” и “маргиналов” они ощущают свою уникальность.
Один из очень известных бизнесменов рассказывал мне это так: “Мне 14 лет. Я жду автобуса по 20-30 минут на морозе, чтоб с окраины Москвы доехать до английской спецшколы. Пропихиваюсь в автобус, меня со всех сторон толкают, давят, а я думаю: “Вы даже не знаете, с кем едете, кем я буду”.
“Экзистенциальная тревога”. Казалось бы, они имеют все, удовлетворили все свои потребности: и базовые - витальные, и потребность в общении, руководстве, самореализации. У них есть деньги, успех и богатство. И все равно они постоянно ощущают то, что в профессиональной литературе называют “экзистенциальной тревогой”: они все время хотят большего. Многие их тех, кого мы в начальной статье отнесли к первой (бывшие партийные работники, “красные директора” и т. п.) и второй группам (удачно сориентировавшиеся в период приватизации), бросили бизнес и отдыхают на Лазурном Берегу: их потребности были удовлетворены, реализованы, и в конце концов они отошли от дел. А новая деловая элита - это более продуктивные для экономики страны люди, у них есть некий психологический вечный двигатель. Они переросли пирамиду потребностей Маслоу и с экзистенциальной точки зрения не могут полностью реализовать себя никогда: как только они добиваются одной цели, тут же ставят следующую.
Сегодня такой тип личности становится чрезвычайно популярным, чуть ли не единственной моделью оптимального варианта жизни. Это сейчас наиболее социально одобряемая модель - на успешных людей действия стремятся равняться, их ставят в пример своим детям. Конечно, без них прогресс и развитие были бы невозможны. Однако надо понимать, что такой вариант жизни, хотя он многими рассматривается как основной, подходит далеко не всем и помимо жизни-целедостижения существует много других моделей жизни. О них мы поговорим в следующих статьях.
Марина Мелия, психолог, генеральный директор компании “ММ-класс”
|