error (in future use header("Location: ") trought class to see errors using ErrorHandler) in query: INSERT into publications_show set id='2562',showed='1',date=NOW(),ip='3.16.130.130',sess='9sn31fm7m2dshlf5lbq3nlm5o0',url='http://ww.allmagic.ru/publications/?view=2562'; Duplicate entry '1' for key 'showed' (1062)
Роли руководителя в управлении фирмой | MainJob.ru
Вакансии сами найдут Вас всегда. Подписку оформить минута нужна!
Сделать стартовой
Mainjob.Ru Вход

Для работодателя

• Создание вакансии
• Поиск резюме

Мой MainJob
Поиск вакансий
Создание резюме
Публикации
Образование

Все рубрики
Новости компаний
Управление компанией
Продажи и маркетинг
Персонал
Кадровое делопроизводство
Карьера и образование
О профессиях – с юмором
Стиль жизни
Подписка на публикации


<< Вернуться к списку публикаций

Роли руководителя в управлении фирмой


А. С. Беломаз
Источник: Работа и зарплата

Управление фирмой - сложный и ответственный процесс, требующий от руководителя определенных знаний и умений. Тем не менее анализ деятельности ряда организаций показал, что способность к управлению сродни таланту, а он,

Управление фирмой - сложный и ответственный процесс, требующий от руководителя определенных знаний и умений. Тем не менее анализ деятельности ряда организаций показал, что способность к управлению сродни таланту, а он, как известно, дается далеко не каждому.

В основе эффективного управления лежит выбранная руководителем стратегия, в соответствии с которой в организации выстраиваются отношения между сотрудниками. Когда такая стратегия отсутствует (что, к сожалению, характерно для многих фирм), возникает «организованный» хаос, или, говоря языком психологии, ролевая несогласованность поведения главы фирмы.

Подобная ситуация, как правило, складывается в компаниях, имеющих множество нескоординированных бизнес-направлений. Чем их больше, тем больше стыковых проблем между отделами. Все, что нарабатывают в подразделениях, теряется именно на стыках: руководители не могут пробиться друг к другу, чтобы сообща решать возникающие вопросы. В качестве примера можно привести промышленные предприятия, цеха которых работают с многочисленными поставщиками разных комплектующих частей.

Обычно руководитель во всех бедах обвиняет контрагентов, которые, по его мнению, срывают сроки поставок, а на самом деле виной всему является отсутствие той самой стратегии. В итоге в фирме постепенно усиливаетсясиндром неповоротливого бегемота, который характеризуется полной централизацией системы управления, усложнением процедуры принятия решений по различным производственным вопросам. Это ведет к невозможности справиться со многими организационными проблемами на нижних уровнях управления, вследствие чего их стараются отнести к компетенции главы фирмы. Менеджеры среднего и нижнего звена из-за ограничения полномочий теряют ответственность за принятие решений.

Сотрудники перестают понимать, что требует от них руководство, нависает угроза увольнений, что, естественно, влечет за собой падение интереса к работе и сокращение инициативных предложений снизу. Кроме того, в кулуарных разговорах начинаются всякого рода пересуды и поиски виновных.

Недовольство подчиненных, метания главы фирмы в надежде найти выход лишь усугубляют ситуацию, в результате работники еще больше концентрируются исключительно на своих личных интересах. Особенно негативно это сказывается в тех сферах трудовой деятельности, где отношения в силу специфики предприятия строятся на доверии и дисциплине (например, в охранных фирмах).

Подобное положение дел в компании крайне неблагоприятно отражается и на ее внешних контактах и обязательствах. Замедленная реакция на требования рынка обусловливает невозможность своевременного реагирования на его изменения и снижение конкурентоспособности фирмы в целом. Удлиняются сроки оформления сделок, нарастает пробуксовка по времени цикла «товар - деньги - товар», что неизбежно ведет к разбуханию портфеля товарных заказов вследствие задержки их выполнения и уменьшению свободных денежных средств. В конечном итоге из-за организационной неразберихи и падения привлекательности имиджа фирма теряет клиентов. В такой ситуации синдром неповоротливого бегемота трудноизлечим.

Глубинной причиной всего происходящего является психологический дисбаланстрех базовых ролей главы фирмы: владельца, предпринимателя, руководителя. Эти роли в управленческом сознании директора противоречат друг другу, поэтому задают взаимоисключающие модели поведения с разной мотивацией, и преодоление противоречий происходит, как правило, за счет ущемления какой-то одной. Привести их в гармонию оказывается очень сложно, но если роли владельца и предпринимателя выходят из-под внутреннего контроля, роль главы фирмы искажается.

Роль владельца. Ее доминантой является ориентация управленческого сознания на властные требования. Она задает авторитарность руководства, объективно отчуждает собственника от наемных работников. Она волюнтаристична, ибо велит порой поступать только так, как хочется хозяину. Роль владельца постоянно напоминает руководителю о возможных угрозах - прямых и косвенных посягательствах на его права, причем угрозы могут быть и надуманными.

В связи с этим требуется устойчивость положения, что способно привести к централизации управления, формализации показателей работы, консерватизму в оплате труда. Грань передачи полномочий топ-менеджерам очень условна, порой размыта. Вот почему отработка организационных структур всегда является болезненным процессом, поскольку корректируются и властные требования владельца, предпочитающего, чтобы все распоряжения исходили только от него, потому что он доверяет только себе. В итоге делегируют не сами полномочия, а лишь задачи, при этом топ-менеджеры наделяются огромной ответственностью за результаты своей управленческой деятельности.

Роль предпринимателя. Ее доминантой является ориентация управленческого сознания на прибыль. Она авантюристична, поскольку требует определенной игры на рынке, влекущей за собой как выигрыши, так и потери. Мотив достижений и мотив избежания неудач для главы фирмы, выступающего в роли предпринимателя, оказываются внутренними побудителями поступков, отсюда ее динамика. Инноваторская направленность этой роли помогает открывать новые бизнес-направления. И здесь большое значение имеет интуиция, которая не терпит рационализма. Роль предпринимателя направляет поведение главы фирмы вовне. Вот почему внутрифирменное управление, когда требуется постоянная организаторская работа, оказывается не ее полем деятельности. При подборе персонала такой руководитель также пытается полагаться на интуицию и действует методом проб и ошибок, что неизменно провоцирует текучесть кадров.

Роль руководителя. Здесь доминантой является ориентация управленческого сознания на работников фирмы. Объективно она привлекает сотрудников к решению общих задач, сплачивая в команду единомышленников и координируя во времени и пространстве. Эта роль обеспечивает формирование оптимальных коммуникаций, особенно в решении стыковых проблем, так как их нерешаемость и губит фирму. По тому, как данная роль контролирует организационную среду, можно судить о ее эффективности. Именно она ответственна и за делегирование полномочий, и за технологию распределения ресурсов, и за культуру управления фирмой.

Разумеется, глава фирмы должен сочетать в себе все вышеперечисленные качества, но преодоление кризиса управления возможно лишь в том случае, если роль руководителя окажется доминирующей. Если этого не происходит, то психологический дисбаланс ролей главы фирмы является глубинной причиной ее краха.

Чаще всего встречаются две типичные ситуации ролевой несогласованности поведения главы фирмы, когда доминирует роль либо владельца, либо предпринимателя.

Первая роль может проявляться жестко: он предпочитает методы организационной перетряски работников, которые, на его взгляд, не соответствуют требованиям. Роль руководителя понимается им искаженно: «Все управленческие проблемы в людях. Есть че-ловек - есть проблема. Нет челове-ка - нет проблемы». Поэтому угроза увольнения висит практически над каждым как дамоклов меч. А подогревается такой подход ролью предпринимателя, для которой характерен азарт поиска новых людей под новые задачи, причем методом проб и ошибок. В данных условиях кадровую службу лихорадит, а остальные топ-менеджеры вынуждены подстраиваться под беспорядочные действия главы фирмы. А если топ-менеджеры высказывают критические замечания на совете директоров, то могут услышать в ответ: «Я владелец!» Вот так и формируется отчужденный тип поведения работников.

Но бывают ситуации, когда доминирующей оказывается роль предпринимателя, которая подавляет даже роль владельца. Правда, это чаще встречается, когда главе фирмы принадлежит не вся собственность.

Нередки случаи, когда руководитель видит, что дела его фирмы далеко не блестящи, и приглашает консультантов со стороны. Их задача - выявить ошибки в управлении и дать конкретные рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. Однако, принимая во внимание выводы и советы консультантов, глава фирмы, как правило, внутренне их отвергает и продолжает действовать вопреки мнению специалистов, так как роль предпринимателя требует полной свободы.

Роль руководителя может стать ведущей, если возникает кризис управленческого сознания: на переломе событий, в критической точке, когда синдром неповоротливого бегемота заставляет главу фирмы заглянуть в пропасть. В таком случае роль владельца является мощным мотиватором поведения - со знаком плюс (сохранить то, что еще можно) или со знаком минус (отсечь то, что нельзя сохранить). Это первый шаг к преодолению ролевого дисбаланса в управлении. Здесь помогает и роль предпринимателя, переориентированная прежде всего на решение внутрифирменных проблем. Энергичность, инициативность, находчивость организуют поведение главы фирмы. Все три роли начинают гармонично дополнять друг друга.

Таким образом, успех фирмы и ее процветание зависят от того, насколько быстро и адекватно шеф осознает собственную роль и соответственно ей выберет нужную стратегию поведения.

А. С. БЕЛОМАЗ

Главная страница | Реклама на сайте | Контакты | Защита персональных данных
Rambler's Top100             Рейтинг@Mail.ru