Поиск сотрудников
Максим Макаренков
Источник: Работа и зарплата
Сегодня одним из самых популярных способов поиска квалифицированного персонала является размещение объявления о вакансиях в Интернете, на специализированных сайтах по трудоустройству. Если раньше на таких ресурсах
Сегодня одним из самых популярных способов поиска квалифицированного персонала является размещение объявления о вакансиях в Интернете, на специализированных сайтах по трудоустройству. Если раньше на таких ресурсах преобладали резюме специалистов, то теперь ситуация изменилась: количество вакансий и резюме соотносится приблизительно как 60 к 40%.
Следовательно, чтобы объявления о вакансии достигали своей цели, они должны быть максимально корректными и информативными.
К сожалению, при их составлении работодатели подчас допускают нелепые ошибки, как стилистические, так и психологические.
Ошибки первого типа - это прежде всего элементарные опечатки (например: “требуются сотрудники по пе-рсроналу”). Избежать их несложно. Наберите текст объявления в Word, чтобы программа сама указала вам на наиболее заметные ляпсусы, и уже из файла копируйте текст в браузер. Не стоит писать длинными предложениями с перечислением многочисленных требований и условий к соискателю. Такие периоды хороши для художественного произведения, но не для объявления, которое должно донести максимум информации за минимальное время. Лучше разбить такую фразу на несколько коротких, чтобы специалисту было легче понять, чего же от него ждут и стоит ли читать дальше.
Ошибки второго типа гораздо разнообразнее, многие из них могут поставить в тупик. Как, например, вы отреагируете на фразу: “Зарплата по результатам собеседования”? При этом не приведены даже ориентировочные цифры. Естественно, соискатель рассчитывает на какой-то определенный оклад, и если на собеседовании его разочаруют, то, вероятнее всего, он будет искать работу в другом месте.
Расплывчатые неконкретные формулировки типа “достойная оплата”, “возможность премирования”, “зарплата высокая” без указания конкретных сумм не говорят ничего и оставляют ощущение, что работодатель подбирает сотрудника по примеру персонажа “Сказки о попе и о работнике его Балде”.
Разумеется, работодатель, прежде чем предлагать кандидату определенную оплату, хочет его оценить, составить о нем свое мнение. Но во всем стоит соблюдать меру.
При подборе сотрудников на ключевые позиции, поиске высококвалифицированных работников указание ориентировочной зарплаты в объявлении может существенно сэкономить время: эти цифры свидетельствуют, в специалисте какого уровня заинтересована фирма.
В качестве примера можно привести случай, который произошел с моим другом. Он работает в редакции крупного журнала, на хорошем счету у руководства, но в определенный момент ему стало тесно в рамках издания и он решил поискать более творческую и высокооплачиваемую работу. Одно объявление привлекло его внимание: требовался руководитель проекта в солидное издательство. Зарплату предлагали определить “по итогам собеседования”.
Реакция друга на предложенную сумму была примерно такова: “Если бы мне сразу назвали зарплату, то я не пошел бы даже разговаривать с ними. За такие деньги они смогут найти только молодого и неопытного специалиста, сразу после института”.
В итоге у соискателя (имеющего определенный вес в своей области!) осталось неблагоприятное впечатление о работодателе, а сотрудники фирмы зря потратили время.
Если вы подбираете высококлассного специалиста на ключевую должность, такая “мелочь”, как указание примерной зарплаты в объявлении о вакансии, может существенно облегчить поиск и отсечет значительную часть кандидатов, не подходящих для работы в силу своей квалификации.
Не менее распространенная ошибка - несоответствие должности и обязанностей, которые предполагается возложить на сотрудника. Если вашей компании требуется секретарь или оператор для приема звонков, то в объявлении необходимо указывать именно эти вакансии. Обязанности офис-менеджера или личного помощника руководителя значительно отличаются от тех, которые выполняет девушка, отвечающая на звонки.
По этой причине объявление: “Требуется менеджер по персоналу, обязанности: прием звонков в офисе; высшее образование обязательно”, - не вызовет у человека, окончившего вуз и Московскую школу секретарей в придачу, ничего, кроме недоумения.
Часто отрицательную реакцию вызывают у специалистов, претендующих на серьезные должности, объявления, в которых сообщается о “тяжелой работе, ненормированном рабочем дне, возможных авралах” и т. п. На самом деле области, в которых такой бешеный ритм работы является нормой, можно пересчитать по пальцам. В большинстве случаев соискатель, прочитав такое объявление, просто решит, что в этой фирме принята “потогонная” система, поэтому ему, возможно, вскоре снова придется искать работу. Также это говорит о плохом менеджменте и неумении организовать рабочее время сотрудников.
Еще одна наиболее типичная ошибка - необоснованно завышенные требования к кандидату при небольшой заработной плате, многословное перечисление совершенно излишних навыков и умений.
Не так давно моя знакомая искала работу. В резюме она честно указала, что у нее высшее экономическое образование, знание английского языка на базовом уровне и опыт работы по специальности - один год. Она поместила свое резюме на одном из сайтов по трудоустройству и вскоре получила приглашение на собеседование от кадрового агентства. В приложенном тексте предлагаемой вакансии были указаны следующие требования: разговорный английский, высшее техническое образование, опыт работы от трех лет. Моя знакомая направила в кадровое агентство письмо с просьбой уточнить, действительно ли эту вакансию предлагают ей.
Моментально пришел ответ: “Да, фирма заинтересовалась вашим резюме”. Девушка сходила на собеседование, и, как ни странно, ее кандидатура вполне устроила работодателя.
Непонятно, зачем нужно было указывать столь серьезные требования (замечу, при весьма скромном окладе и отсутствии соц. пакета), если нужны были реальные знания и умения совершенно другого уровня?
Поэтому при составлении объявления о вакансии работодателю не мешало бы подумать, так ли необходим специалист с опытом работы не менее пяти лет, блестящим знанием иностранного языка, модельной внешностью, водительскими правами и скоростью печати 500 ударов в минуту, имеющий высшее (а то и два!) образование, если на самом деле фирме нужен секретарь для приема звонков и ведения первичного делопроизводства?
И наконец, важный совет: следите за стилем объявления. Любой нормальный человек, когда-либо искавший работу, прочитав, что “активному руководителю (мужчине) срочно требуется заместитель-помощник в отдел управления. Работа в офисе с персоналом и докумнтацией. Образование высшее и с/с. Зарплата от 1000 у. е” (орфография сохранена), сразу поймет, что это так называемый сетевой маркетинг или, проще говоря, “Гербалайф” и ему подобные пирамиды.
Опознать такие объявления просто. Часто они начинаются словами вроде “женщине (мужчине)-бизнесмену требуется личный помощник”. Далее содержится крайне скудная информация о фирме либо бизнесе. Настораживает несоответствие громкой должности, широкого круга выполняемых обязанностей, высочайшей заработной платы крайне низким требованиям к кандидату.
Еще один верный признак объявлений MLM время для связи. Как правило, это несколько часов либо ранним утром, либо вечером. Причина проста: в подавляющем большинстве случаев указывают домашний телефон.
Ознакомиться с такими объявлениями представителям кадровых служб серьезных организаций стоит хотя бы для того, чтобы знать, как НЕ НАДО составлять объявления о свободной вакансии.
А как же надо? Сложно дать рекомендации на все случаи жизни. Но, если вы подбираете специалистов среднего и высшего уровня, лучше соблюдать некие общие правила.
Итак:
- пишите объявления грамотно и лаконично и проверяйте их на опечатки;
- если вы заполняете объявление по форме на сайте, заполняйте все поля, сообщая информацию об организации, которую представляете;
- указывайте приблизительную заработную плату и условия работы;
- cтарайтесь при составлении резюме указать навыки и умения, которые реально потребуются работнику. Соотносите уровень заработной платы и предъявляемые требования; - избегайте громких слов и неконкретной информации.
Чем корректнее, уважительнее и информативнее будет составлено объявление, тем больше вероятность, что на собеседование придет грамотный специалист, необходимый вашей компании.
Максим МАКАРЕНКОВ
|